Виды женского легкого платья. Мерки, необходимые для его изготовления

Разделы: Технология


Тема: Виды женского легкого платья. Мерки, необходимые для его изготовления.

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с видами легкой плечевой одежды, заострить внимание на русском народном костюме и женском костюме Тульской области, элементами русского народного костюма в современной женской одежде.
  • Научить определять размеры плечевой группы одежды, учитывать особенности телосложения, совершенствовать приемы обмера фигуры.
  • Развивать художественный вкус учащихся, пространственное представление о линиях, мысленно проведенных на фигуре человека через ориентирные точки.
  • Стимулировать интересы учащихся через творческие задания, работу воображения, возможности переработки большого потока информации.
  • Совершенствовать навыки работы над творческим проектом, формирование умения работать в коллективе.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к труду, людям различных профессий и результатам их труда.

Наглядные пособия и оборудование:

  • тетради, ручка, простой и цветные карандаши;
  • раздаточный материал: пакет № 1 (цветное изображение тульского национального костюма, детали этого костюма для раскрашивания и приклеивания, контурное изображение костюма);
  • инструменты: ножницы, клей, сантиметровые ленты;
  • карточки с изображением мерок (пакет № 2);
  • пакет № 3: цветное изображение трех русских народных рубах тульской, рязанской, воронежской областей;
  • фигура девочки с нанесенными конструктивными поясами (на доске);
  • таблицы:«Изображение ориентирных точек и линий фигуры человека»,«Виды легкой женской одежды», «Русские женские и девичьи костюмы разных областей России»;
  • тульский девичий костюм XIX века;
  • памятки: инструкция снятия мерок, ксерокопии и схемы тульского женского костюма;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • манекены с линиями измерения, сантиметровые ленты, шнуры для опоясывания талии, цветные карандаши, клей, ножницы.

Компьютерное сопровождение урока:

  • Презентация «Стиль одежды», текстовое сопровождение к сайту (Приложение 2).
  • Презентация «Тульский национальный костюм» (Приложение 3).
  • Презентация «Подарок любимой женщине. Модели + выкройки» (Приложение 6).

(Из-за размеров приложений, превышающих допустимые, ссылки не указываются. За материалом обращаться к автору статьи – прим. ред.)

Межпредметные связи:

  • с историей – эпохи и времена в стилях  одежды;
  • с информатикой – ИКТ в подготовке презентации и подготовке творческих проектов;
  • с анатомией – строение человека;
  • с краеведением – особенности Тульского национального костюма, вышивка Тульского края;
  • с  изобразительным искусством – владение методом раскрашивания, рисования деталей и эскизов одежды;
  • с математикой – деление результатов и их запись.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

1. Приветствие учителя и ответная реакция ученика.
2. Проверка отсутствующих и использование этого эмоционального момента в воспитательных целях.
3. Проверка готовности к работе.

II. Этап подготовки к усвоению новых знаний в ходе повторения изученного материала

1. Учитель: Девочки, мы с вами начинаем очень интересную тему «Конструирование и моделирование плечевых изделий». В ней несколько подтем. Первая из них – «Виды женского легкого платья. Мерки, необходимые для изготовления выкройки плечевого изделия». Давайте вспомним сведения об одежде.

Вопросы для повторения:

– Какая бывает одежда по целевому назначению? (Одежда бывает бытовая: повседневная, торжественная, домашняя; спортивная, национальная, производственная, форменная).
– А какая бывает одежда по способу употребления? (Верхняя, легкая, нательное белье, корсетные изделия, пляжная одежда, головные уборы).
– В зависимости от сезона, какой бывает одежда? (Летней, зимней, демисезонной и всесезонной).
– На какие группы делится одежда по половозрастным признакам? (Мужская, женская, детская).
– Легкая женская одежда бывает нескольких групп. Какая бывает одежда по способу закрепления на фигуре человека? Что с вами мы уже шили? (Рабочая – фартук. Юбки, брюки, шорты. Это – поясная группа).

Учитель: А еще бывает легкая одежда, которая держится на плечах. Ее так и называют – плечевые изделия. Как вы думаете, что относится к плечевой одежде? (платья, блузки, сарафаны, халаты, пиджаки, жакеты, топы, пончо). Примечание: что не называли дети, называет учитель.

2. Игра-повторение

– Сейчас мы с вами вспомним, какие конструктивные пояса принято выделять в конструировании легкого платья. Я сейчас открою на доске изображение фигуры девочки с нанесенными  конструктивными поясами, а вы напишите названия этих поясов. Работать будем по бригадам. Какая бригада быстрее и правильно выполнит задание? (Приложение 1)
– Приступили! (После игры) Молодцы! Эти сведения нам сегодня пригодятся.

III. Этап усвоения новых знаний

На доске запись: «Мода – непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма». «Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру».

1. Учитель читает понятия моды и стиля.

Понятие моды вам известно, вы его часто встречаете и употребляете. Как видим из определения, мода непостоянна, она часто меняется, уходит и возвращается, но уже с изменениями и дополнениями.
Стиль – это отражение целой эпохи. Стиль проявляется и в архитектуре, и в искусстве, и, конечно, в одежде. Девочки, которые занимаются в школьном научном обществе,  выбрали себе тему творческих проектов, связанную с пошивом плечевых изделий. В ходе работы над проектом они создали небольшую презентацию о стилях одежды. Дадим им слово.

2. Компьютерная презентация «Стили одежды» (Приложение 2).

Учитель. Современная нам эпоха использует элементы различных стилей и выделяет наиболее употребительные: классический стиль, романтический, фольклорный (или деревенский), спортивный, молодежный, унисенс, т.е. универсальный: и для девушек и для юношей. (Пример – джинсовые брюки  и курточки, бейсболки, футболки). Они находят своих поклонников в разных странах. Но все равно, свое, национальное очень близко каждому народу.

Учитель: обратите внимание на таблицы, которые на доске. Это русский национальный костюм. Посмотрите внимательно на его изображение. Россия - огромная страна, поэтому в каждой области были свои особенности в русском костюме. Сравните вот эти три костюма. Что в них общего и в чем различие? (ответы учащихся)

Учитель: особенности русского национального костюма, отделка его находит место и в современной одежде.

– Как вы думаете, что перешло в современную одежду? (Да, прежде всего, вышивка. Ею отделывают не только платья и блузки, но и брюки, даже обувь)

– Что еще? (Покрой современных укороченных полупальто, использование ткани с рисунком в лоскутной технике).

– Конечно, из русского костюма пришла и отделка кружевом, лентами, контрастной тканью. Мы живем с вами в Тульской области, а, как мы уже узнали, национальный костюм в каждой области отличается. Давайте посмотрим, в чем особенности Тульского женского костюма. Для этого мы используем нашу мультимедийную технику. Вам предлагается компьютерное слайд-шоу.

3. Компьютерная презентация «Особенности Тульского национального костюма». (Приложение 3).

Текстовое сопровождение к слайд-шоу.

Слайд 1 – заставка. Итак, внимание. Рассматриваем внимательно все детали костюма.

Слайд 2 – рубаха из Тульского костюмы. Основной частью костюма у русских являлась рубаха. Материал, крой и отделка, которой соответствовала определенному назначению. Женские рубахи могли быть «цельными», из длинных прямых полотнищ от ворота до подола и «составными», делящими на две части: верхнюю – «стан» («станушка», «рукава», «вороток», «грудка») и нижнюю – «подставу» («становицу», «подол»).
По назначению рубахи делились на будничные, праздничные, ритуальные. Различались рубахи девичьи, женские, старушечьи.

Слайд 3. На юге России рубахи носили с юбкой поневой, на Севере и в центральных губерниях – с сарафаном. Тульская область относится к южным областям, но граничит с центральными. Поэтому, в основном, носили поневы, но в более северных районах области надевали сарафан. Девушки чаще носили сарафаны, а голову покрывали ярким платком.

Слайд 4. У праздничных рубах грудной вырез, подол и рукава имели сложную отделку, где вышивка, ткачество, нашивки из лент, ярких тканей, кружев создавали многоярусную многоцветную композицию.
Особенностью Тульского национального костюма было то, что в вышивке преобладал красный цвет на узорах, с добавлением черного. У ворота рубахи собирались в тесную сборку под узкую обшивку или стойку, что наиболее характерно для Тульского национального костюма.
Нашивки на рукавах называются «колики». Они были очень яркими. В Тульской губернии бытовали рубахи с косыми «коликами». Здесь «колики» трапециевидной формы или в виде клинов вшивались в верхнюю часть основных полотнищ рубахи, значительно расширяя ее в плечах. Обычно они были красными,  из кумача, но могли быть и белыми, из холста.

Слайд 5. Рубахи с косыми «коликами» имели узкие рукава и стоячий воротник. Рубаха  для девушки в Тульском костюме украшалась красиво, но не ярко.
Считалось, что девушку украшает ее молодость (в класс входит девушка в Тульском национальном костюме). Вот так выглядела бы ваша одноклассница лет сто назад, если бы жила в Супоневском уезде, т.е. Узловой.

– Посмотрим еще на Тульский костюм и еще раз отметим его особенности:

  • Преобладание красного цвета в вышивке с добавлением черного.
  • У ворота рубахи собирались в тесную сборку под узкую обшивку.
  • Нашивки на рукавах – «колики» – были косыми в виде клина или трапеции.

4. – А теперь давайте запишем основные особенности Тульского национального костюма. Это вам пригодится в 9 классе. Те, кто будет сдавать экзамен по технологии, увидят, что тема «Особенности Тульского национального костюма» входят в один из экзаменационных билетов.

У вас на партах лежат памятки. Запишите их в тетрадь.
Памятка «Особенности Тульского национального костюма». (Приложение 4)

Учитель: А сейчас вспомним, что мы узнали о Тульском костюме в ходе коллективной практической работы.

5. Практическая работа.

Инструктаж: У каждой бригады лежит образец с тульским национальным костюмом (пакет №1), детали этого костюма, но белые, не раскрашенные.
Каждая девочка берет одну деталь и в соответствии с образцом раскрашивает, а затем наклеивает на контур рисунка девушки. Практическая работа выявляет, кто окажется самым точным и быстрым (Приложение 5).

Учитель: А теперь давайте вернемся к современной моде. Кто создает моду? Откуда она проходит? (Ответы учениц)

Обобщение учителя: Да, современную моду создают модельеры. Они постоянно обращаются к разным стилям, к народным костюмам. Многие модельеры всемирно известны. Это Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, Версаче и Коно Шанель, Дольче Габбана и Пьер Карден и другие.
Я предлагаю вам при помощи компьютера побывать в некоторых Домах моделей у известных модельеров.

6. Просмотр презентации «Подарок любимой женщине» (Приложение 6).

– Чтобы создавать прекрасные современные изделия нужно уметь конструировать и моделировать одежду. А для этого нужно рисовать эскизы и делать выкройки. А что нужно для построения выкройки? (Знать необходимые мерки  уметь их правильно снимать. Они снимаются по конструктивным поясам.)

– А еще, зачем нужно знать свои мерки? (Для того, чтобы знать свой размер одежды.)

– Это, прежде всего, полуобхват груди. Он является размером одежды. Но, чтобы точно подобрать одежду по размерам, необходимо знать полуобхват груди, полуобхват бедер и рост. На этикетках к одежде пишутся именно эти три мерки.

7. Повторение-игра

Учитель: С мерками вы встречаетесь ежегодно, начиная с 5 класса. Давайте вспомним, какие мерки вы знаете? Я предлагаю вам игру. Я называю мерку, а вы поднимаете карточку с ее условным обозначением (пакет №2):

  • полуобхват шеи – Сш;
  • полуобхват груди – Сг;
  • полуобхват талии – Ст;
  • полуобхват бедер – Сб;
  • длина спины до талии – Дст;
  • длина изделия – Ди.

8. Учитель: Эти мерки вы хорошо знаете. Но нам  понадобится снять еще несколько мерок, с которыми я и хочу вас познакомить. Нам понадобится манекен.
Мерка – ширина плеча – Шп. Она снимается от точки основания или до конечной плечевой точки по линии середины плеча. (Демонстрирует на манекене)
Высота груди – Вг. Измеряются от проектируемого плечевого шва у основания шеи до выступающей точки грудной железы. (Демонстрирует на манекене)
Центр груди – Цг. Измеряют расстояние от середины переда до высшей точки груди. Или расстояния между высшими точками  груди и делят мерку пополам. (Демонстрирует на манекене)
Ширина спины – Шс. Измеряют горизонтально по лопаткам между задними углами подмышечных впадин (фиксируется выступ лопаток, кривизна спины). (Демонстрирует на манекене)

– Давайте сейчас вспомним правила снятия мерок:

  1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры человека
  2. Талию предварительно опоясывают шнурком
  3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо, без напряжения.
  4. Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
  5. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере т. к. чертеж строят на одну половину фигуры (чаще правую).

9. Практическая работа «Снятие и запись мерок».

Инструктаж. Работать будете парами. Снимать мерки будет друг с друга. Мерки записывать будете с тетрадь той девочке, с которой будете снимать мерки.
Когда закончите снятие мерок, подходите с тетрадями к учителю для проверки работы.

Выполнение практической работы.

IV. Проверка понимания учащимися нового материала

1. Проверка правильности снятия мерок учителем.

2. Проверка теоретических знаний.

Учитель: У вас на партах лежит цветное изображение русских рубах тульской, рязанской, в оронежской областей. Пользуясь полученными знаниями, памятками в тетради найдите рубаху Тульской области. По каким особенностям вы это определили (Приложение 7).

3. Выставление оценок.

V. Закрепление знаний

– В пакете № 3 находятся эскизы современной одежды. Укажите на:

  • мерки, необходимые для изготовления каждой модели;
  • элементы народного костюма (Приложение 8).

VI. Домашнее задание

1. В тетрадях нарисовать эскиз плечевого изделия, которое вы хотели бы сшить. Рисовать  цветными карандашами.
2. Принести: линейки закройщика, простые карандаши, треугольники, лекала.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.