Цель:
1. Образовательная:
- раскрыть образ человека Древней Руси;
- определить приемы создания художественного человека Древней Руси;
- выявить авторскую позицию;
- раскрыть авторское отношение к героям;
- совершенствовать навыки характеристики героев.
- воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;
- воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.
- развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);
- формировать навыки исследовательской работы.
Словарная работа: блаженный, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.
Тип урока: урок – исследование (с использованием интерактивных приемов)
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер,
Домашнее задание: задания для групп (индивидуальные), иллюстрации к эпизодам произведения, инсценирование эпизода «Гонец в доме Февронии».
Урок сопровождается мультимедийной презентацией
Приложение 1
Ход урока
1. Подход к теме урока. Интрига.
- Добрый день, юные любители словесности.
- Ребята, что значит глагол «исцелять» и кого называют «исцелителем»?
*Исцелить – освободить кого – либо от болезней, вылечить, возвратить здоровье.
Исцелитель – исцеляющий кого – либо. (В. И. Даль)
- Что может исцелить сердце человека?
- Напишите свои варианты в тетрадях
- Расскажите друг другу в группах
- Напишите варианты ответов на лепестках
- Мы с вами вернемся к вашим ответам в конце урока и сможем восстановить тему сегодняшнего урока: «…Нам сердце исцелит…..и ……». Произведение, которое поможет нам ответить на эти и другие вопросы, - одно из самых любимых и самых читаемых произведений древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая – Еразма.
- Как вы думаете, ответы на какие еще вопросы мы сегодня будем искать? Какова цель нашего урока?
Цель урока – попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер, какие приемы использует автор для создания художественного образа святого Древней Руси, попытаемся понять позицию автора.
3. Учебное исследование. Выступления групп.
- Для решения намеченных задач позвольте открыть заседание Ученого совета. Ученый секретарь, доложите о готовности ученых.
Ученый секретарь (ученик): Сегодня мы проводим заседание Ученого Совета. Членами Ученого совета являются литературоведы, лингвисты, психологи, искусствоведы. Тема исследования: « Образ человека в литературе Древней Руси». Каждая группа получила свою тему для исследования. С результатами нас познакомит каждая группа.
Выступление «историков»
- Мы погружаемся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". Минеи от mineos (греч.) – месяц.
А четьи - ежемесячные чтения. В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие о муромских святых Петра и Февронии.
- Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?
Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог излечить.
Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве. Однако кроме названия, г. Муром встречаются другие исторические реалии.
- Давайте мы с вами вспомним, какие же исторические объекты встречаются ? Мы говорим название, а ваша задача вспомнить, с каким героем связано или в каком эпизоде встречается:
- Село Ласково Рязанской земли
- Церковь Воздвижения честного и животворящего креста
- Река Ока
- Соборный храм Перечистой Богородицы
- Городская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.
Таким образом, рассмотрев исторические реалии, мы убеждаемся в том, что автору было важно подчеркнуть достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении.
Выступление «психологов»
- Прочитав «Повесть …», мы сразу обратили внимание на то, что это произведение отличается от традиционного жития. Обычно житие святого описывает всю его жизнь от рождения до кончины, изображая происходящие события как проявление исключительно христианской добродетели. Монологи святого в таких сочинениях – это обращение к Богу, молитвы, выражение смирения перед неизбежностью. Человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Жизнь святого показана вне времени и пространства, как эталон этических норм. Совсем иное мы видим в «Повести о Петре и Февронии». Наверное, потому, что это произведение сочетает в себе черты и повести, и сказки, и жития. И жизненный путь персонажей необычен. Итак, обратимся к образу Петра. Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, нос другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Кто же помогает исцелится герою от этого недуга? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.
Из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подобрали те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.
Смелость, храбрость | |
Религиозность | |
Кротость и верность заповедям Божьим | |
Мудрость | |
Любовь и верность близким | |
Умение прощать |
Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.
- С помощью каких предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра?
* Круг, лестница, тропа.
- Н. С. Деменкова считает, что «развитие сюжета – это ступени, этапы нравственно прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей мир в вечных истин». Я соглашусь с этой точкой зрения, потому что Петр проходит путь физического и духовного исцеления благодаря Февронии. Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.
- В чем заключается загадка Февронии?
Выступление «литературоведов»
Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Заглянем в дом к Февронии.
Инсценирование эпизода «Гонец в доме Февронии» (см. в Приложении)
Загадка- жанр устного народного творчества. Встречается он и в сказках. Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы». В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей. Феврония Муромская не единственная в истории христианства святая дева, имевшая ручного зайца. ( Клик) Иконография Св. Милленгелы Уэльской включает изображение спасенного зайца. По преданию, уэльская отшельница называла своего зайца «агнцем», поэтому на иконах заяц похож на ягненка.
Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии – она сидит за ткацким станком и ткет холст. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не богов, а богинь, сидящих за прялкой или ткацким станком. В фольклоре многих народов нить символизирует человеческую судьбу. Отсюда выражение – «нить судьбы». Перед смертью Феврония вышивала для храма Богородицы «воздух» для святой чаши. Но «нить судьбы» должна была прерваться, так как Петр и Феврония умирают в один день.
Характер главной героини многогранен.
Характеристика Февронии | Подтверждение из текста |
---|---|
Ум | |
Чудесный дар | |
Верность | |
Нравственная чистота | |
Способность самоотверженно любить |
Феврония также характеризуется через поступки. Одним из средств создания художественного образа Февронии становится деталь. Эта ещё одна особенность этого произведения, ведь в традиционном житии нет деталей, автор избегает определенности, точности.
- Как вы думаете, что символизирует чудесное возрождение срубленных для костра деревьев?
* Во – первых, подтверждается чудодейственный дар святой девы Февронии, во – вторых, изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула .
-Академик Д. С. Лихачев отмечал: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра”
- Если мы с вами сравним жизненный путь с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?
* Клубок. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути.
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
*Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам.
- Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение?
* И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий.
- Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?
* Зависть, злоба, лживость, мстительность.
- Последовало ли за черными делами наказание бояр?
-Да. «… Многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубил…»
- А раскаяние?
* «…Не оставляй нас беззащитными, но вернись в свое отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили…теперь же …рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…»
- Супруги вернулись в город? Как автор характеризует время их правления? Найдите в тексте.
- Как автор относится к своим героям?
* Автор пишет о Петре и Февронии с почтением, благоговением. Он старается достоверно передать каждый эпизод жизни прекрасной пары, сохранить для потомков их слова.
-Какими эпитетами автор награждает героев?
* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
-Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»? (Знаток словарей)
- Какие приемы создания художественного образа помогли нам постичь образы святых?
* Характер персонажей, который раскрылся в поступках, в отношении к другим людям, художественная деталь, сопоставление героя с другими героями, авторская оценка.
- Какой эпизод в тексте подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии?
* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.
- На московском церковном соборе в 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, то есть причислены к лику святых. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо – Преображенском монастыре в Муроме и в храме малого Воздвижения в Москве. Икону святых попыталась постичь группа искусствоведов.
Выступление искусствоведов
1. Анализ иконы.
2. Представление своих иллюстраций к произведению.
- Итак, завершаем заседание нашего Ученого Совета. Все исследования были представлены.
4. Итог урока. Выводы.
Последнее предложение в тексте (прочитать)
- Что же, по вашему мнению, помогает исцелить сердце человека? (чтение записей)
- Что помогло Февронии исцелить сердце Петра?
* Любовь и верность. Эти два ключевых слова мы впишем в тему урока.
-Давайте соберем ваши лепестки в один цветок – ромашка. Как вы думаете, имеет ли этот обычный полевой цветок какое – то отношение к нашему уроку?
* 8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают в днем влюбленных в православии. В этом году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.
-Поклоняемся вечным святыням,- Какая красота? (Духовная)
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне-
Мир жестокий спасет красота.
-О духовной красоте говорит Ермолай – Еразм в «Повести о Петре и Февронии Муромских», о духовной красоте поется в песне.
Слушание песни «Петр и Феврония» (исполняет хор «Пересвет»)
5. Домашнее задание.
Сочинение – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»