Урок литературы в 7-м классе по теме "Ты в ответе за тех, кого приручил" (по произведению Л.Н. Андреева "Кусака")

Разделы: Литература


Мы так оскудели,
что нам от словца
От  злого прикрыться-то нечем.
Друзьям и родным надрываем сердца
И души друг другу калечим.
Николай Якунин.

О как же выдержит рассудок
Могучий ураган судьбы.
В нем столько дьявольского свиста,
Попробуй сердце отворить,
Все то, что стыдно и нечисто,
Тебя хотело б повалить.
В нем столько мути, праха, дыма
И скрыта вечная стезя.
Но устоять необходимо,
И сердце затворить нельзя!
Ирина Семёнова.

Оборудование:

  • портрет Л. Андреева;
  • грамзапись песни;
  • выставка книг Л. Н. Андреева;
  • иллюстрации о животных.
Цель:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева (1871 -   1919).
  2. Помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему, поставленную писателем в своём произведении - проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас.
  3. На основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе.
  4. Воспитывать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, чувство ответственности по отношению к ним; а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность.
  5. Способствовать выработке навыков выразительного чтения.

Оформление доски:
Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.
Сострадание, жалость, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие.
Сострадательность, милосердие, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (уст.), благость (уст. книжн.).
Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.

Ход урока.

Вступительное слово учителя о Л. Андрееве.

Л. Андреев - великий русский писатель, незаслуженно забытый и долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил не столь длинную жизнь, но много трудностей, испытаний выпало на его долю.
Л. Андреев - один из самых сложных, трудночитаемых писателей, что связано с его мировосприятием, в основе которого лежало неукротимое желание познания смысла жизни. Неспособность к покою, к размеренной, уравновешенной жизни приводила писателя к противоречиям, крайностям в жизни и творчестве. Но при вечном поиске нельзя забывать о том, что он хотел познать истину, правду, которая в русском искусстве неотделима от нравственности. Поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, которая стоит перед каждым из нас, является для писателя существенной, а значит и современной.

Леонид Николаевич Андреев - один из самых ярких, своеобразных писателей начал XX века. Творчество Л. Андреева - пока ещё весьма скромно представлено в школьной программе, хотя, несомненно, заслуживает большего внимания.
А. М. Горький считал Л. Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого галанта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

Л. Андреев родился 9 августа 1871 в г. Орле в семье частного землемера Николая Ивановича Андреева и обедневшей дворянки из польского рода Анастасии Николаевны Пацковской. Семья при отце жила в сравнительном достатке: был свой дом и огромный сад. Тем не менее скука и пошлость провинциальной жизни рано приобщили мальчика к чтению, и притом литературы экзотической, приключенческой: Майн Рид, Фенимор :Купер, Жюль Верн.

Экзотический - 1. см. экзотика.
2. перен. то же, что экзотичный (экзотическая внешность).
Экзотика - предметы и явления, характерные для какой-нибудь местности
необычные для того, кто их воспринимает (восточная экзотика).
Экзотичный - причудливый, поражающий своей странностью (экзотичный наряд,
экзотично одеваться).

Но «Коточка» (так звали его в семье) не просто читал, уже тогда в нем пробудилась страсть к «декоративности» и театральный талант, он старался всячески разыгрывать процесс чтения, смешивая фантазию и действительность.

1882-1891 гг. - учеба в Орловской классической гимназии. За гордый и сумрачный вид товарищи прозвали его герцогом.
1889 г.-умирает отец. Семья начинает бедствовать. После смерти отца многодетная семья (четверо братьев и две сестры) Андреевых бедствовала, и «Коточка», как старший, кормил её, подрабатывая, в частности, рисованием портретов на заказ. Андреев оставил после себя превосходные картины, а перед самой смертью увлекался цветной фотографией - тогда это было редкостью во всем мире.
Благодаря его заработкам учились в гимназии младшие братья и сестры. Мы знаем ещё один такой пример в русской литературе - Добролюбов, который тоже содержал без родителей многочисленную семью.

1891 г. - поступил на юридический факультет Петербургского университета.
1892 г. - под псевдонимом Л. П. (вероятно, Леонид Пацковский) напечатал ради заработка в журнале «Звезда» первое произведение- рассказ о голодном студенте «В голоде и золоте». В том же году пытался покончить жизнь самоубийством.
1893 г. - за неоплату обучения исключен из Петербургского университета. Перевелся на юридический факультет Московского университета.
1897 г. - Заканчивает университет. Получил должность помощника присяжного поверенного. Стал зарабатывать в качестве судебного хроникера и писать очерки в разные газеты,
Хроникер - сотрудник газеты, работающий в отделе хроники./
в том числе в московской газете «Курьер», где печатался под забавными псевдонимами
«Джемс Линч» и «Л-ев».
1898 г. - в газете «Курьер» напечатан «Баргамот и Гараська». С этого дня Андреев ведет отсчёт своей литературной карьеры.
- «Алеша - дурачок»
- «В Сабурове».
1899 г. - в «Журнале для всех» - «Петька на даче».
1900 г. - знакомство с Горьким. Затем появляются рассказы: «Ангелочек», «Молчание», «Жили-были», «Набат», «Стена», «Бездна», «Иностранец», «В тумане» и др 2 цикла фельетонов «Впечатления» и «Москва».

1902 г. - женитьба на Александре Михайловне Велигорской.
«Этапные» произведения Л. Андреева:
«Баргамот и Гараська»       (1898).
«Красный смех»                 (1904).
«Жизнь Василия Фивейского»      (1906).
«Жизнь человека»              (1907).
«Рассказ о семи повешенных»         (1908).
«Дневник Сатаны»             (1918).

Андреев мучился не только проблемами своего времени. Он был художником философского взгляда. Его творчество питали «вечные» вопросы существования: жизнь и  смерть, сущность человека и его назначение в мире, человек перед лицом тайн бытия, возможности познающей мысли. Написанная в 1904 г. повесть «Красный смех» под впечатлением русско-японской войны была воспринята современниками как сочинение гневно-обличительное, имеющее живой общественный интерес.

1905 г. - за предоставление своей квартиры для заседаний ЦК РСДРП Андреев заключен в одиночную камеру Таганской тюрьмы. Освобожден под залог, внесенный Саввой Морозовым.
1906 г. - умирает жена после родов второго сына - Даниила.
В творчестве писателя был период, когда он особенно настойчиво искал выхода из противоречий. Это - годы первой русской революции (1905-1907). Он надеется и на собственное коренное обновление - как человека и как художника слова. Великие перемены должны повлечь за собою духовное возрождение личности - и это особенно важно для Андреева.
Андреев изображал героический мятеж одинокой личности - против окружающего ума (например, повесть «Жизнь Василия Фивейского», рассказ «В тёмную даль»).
Дальше у писателя возникают новые интересы - к психологии массы, к народному движению, к закономерностям истории.
В начале 1908 г. был закончен знаменитый «Рассказ о семи повешенных», казалось бы, весь погруженный в атмосферу смерти.

Высшими ценностями жизни, составляющими, по Андрееву, ее коренную сущность, является героическое деяние, любовь, творчество, но их окружает социальное зло. А путей преодоления зла писатель не знает.
С началом первой мировой войны в 1914 г. писатель снова хочет приблизиться к истории, политике, но становится пленником ложной общественной мысли. Закрывая глаза на корыстные интересы всех государств, вовлеченных в опустошительный конфликт, он призывает в своей публицистике вести войну до победного конца, уверовать в освободительную миссию воюющей России.
Правда, эти беспочвенные иллюзии постепенно рассеиваются. Последние произведения писателя проникнуты социальным и философским пессимизмом.

Пессимизм - мрачные мироощущения, при котором человек не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, плохое.
1915 г. - выходит сборник статей «В сей грозный час», посвященный событиям войны.
Февральскую революцию 1917 г. Андреев восторженно приветствовал.
Октябрь 1917 г. - отрицательное отношение к победе большевиков. Едет в Финляндию на дачу, где постоянно жил в течение ряда лет не только в «географической» изоляции, но и в изоляции внутренней. Он страдал от этого.
Воспоминания рассказывают, как Андреев из своего уединения «целые дни ... то прислушивался, то смотрел через подзорную трубу на противоположный русский берег, через залив...».

Духовно подавленный, он скончался в Финляндии от разрыва сердца 12 сентября 1919 г.Временно захоронен в местной церкви.
1956 г. - прах Андреева переведен в Ленинград и захоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

О завершающем периоде творчества писателя можно судить по последнему крупному сочинению. Это начатый в 1918 г. роман «Дневник Сатаны», который остался неоконченным.

Смысл таков, что настоящее ужасно. Еще страшнее ожидаемое будущее. Современные исследователи не без основания усматривали в «Дневнике Сатаны» своеобразное предвидение атомного века с возможными катастрофическими последствиями. К концу жизни растерянность писателя возобладала.
Но для нас в его творчестве более всего важны не выводы, к которым приходил писатель, а сами поиски истины.
Его произведения дороги нам жгучим ощущением противоречий времени, непримиримостью ко злу, порывами из тьмы к свету, защитой прав социально обездоленной личности, отстаиванием гуманистических ценностей.
Л. Андреев всегда в тревоге за человека, чтобы тот не жил хлебом единым, не погрязал в мелочах. Он зовет отрешиться от повседневной суеты, эгоистических забот, мещанского прозябания и задуматься над высшими целями человеческого существования.
Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных несчастных.

Сообщение цели.

Писатель сам поясняет свою позицию: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых.

Сегодня мы с вами остановимся на рассказе «Кусака».

  1. Есть ли у вас собака ?
  2. Расскажите, за что вы ее любите, и смогли бы вы обмануть, предать своего друга?
  3. Кто из русских писателей, кроме Л. Андреева, создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга?
  4. «Муму» И. С. Тургенева;
    «Каштанка» А. П. Чехова;
     Рассказы Л. Н. Толстого о собаке:
    «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Собака, петух и лисица», «Булька», «Бешеная собака» и др.;
    «Белый пудель» А. И. Куприна;
    «Белый Бим черное ухо» Г. Н. Троепольского и др.
    Давайте определим тему и идею произведения.

    4. Какая тема поднята в этом произведении?

    Тема милосердия и жестокости человека, тема ответственного отношения к животным.
    Обращение к записям на доске).
    Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
    Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.
    Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости.
    Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
    Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
    Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.

    5.   Какова идея произведения? Идея (основная мысль).

    6. В каких еще произведениях чувашской литературы раскрывается тема милосердия, тема жестокости людей?

    В русской литературе:
    1)  В. Маяковский «О чем плачут лошади».
    2)  Платонов «Юшка».

    В чувашской литературе:
    1)  В. Туркай «Айап».
    2)  Ю. Скворцов «Хелех хуре' кавакал».
    3)  М. Кипек «Кайак тусе», «Сунарса» калавсем.
    4)  X. Уяр «Пула тытни».

    5)  В. Игнатьев «Пачар ешнинчи усланкара».
    6)  Б. Чиндыков «Ас,у».
    7)  П. Афанасьев «Сынна ыра ту» (сава).
    8)  М. Сениел «Ылтан хурт» (сава).

    Дома ученики должны были прочитать рассказ «Кусака» и составить план.

    Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана).

    1. Жизнь Кусаки до встречи с «добрыми людьми».
    2. Как Кусака получила свое имя.
    3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.
    4. Отъезд дачников.
    5. Кусака снова одна.
    6. Понравился л и вам рассказ ?
    7. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?
    8. Какие моменты вам запомнились, взволновали вас?
    9. Так как же жила Кусака до встречи с людьми?
    10. Почему Кусака боялась людей?
    11. Как она получила свое имя?
    12. Почему она полюбила Лелю?
    13. Как относились Леля и другие дети к Кусаке?
    14. Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?

    Зачитать отрывки:
    «С тех пор собака не доверяла людям...».
    «И в ту же минуту подкравшаяся собака...».
    «Единственное, что могла Кусака...».
    Давайте найдем в тексте слова для характеристики Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима.

    Кусака одинока Кусака любит и любима
    1. Никому не принадлежала.
    2. Не было имени.
    3.«Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью».
    4. Ребята бросали камнями и палками.
    5)Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали;
    6)Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу.
    7)Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить.
    1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой.
    О пище не надо заботиться.
    2. Появилось имя.
    3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас».
    «Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости».
    4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.
    5)Ласкали и играли с ней.
    6)У нее отняли нестерпимую злобу.
    7)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

    Природа тоже неравнодушна к судьбе Кусаки.

    15. Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы?

    1) долгая морозная зима.
    2) черные окна пустой дачи.
    3) желтыми огнями загорелась осень
    4) заплакало небо
    5) частые дожди, холод, слякоть
    6) мрак осенней длинной ночи
    7) неприветливое небо
    1) наступила весна.
    2) тихая дача огласилась громким говором
    3)солнце, тепло
    4) ясное небо
    5) весенний воздух
    6) цветущие яблони и вишни

    16. Почему Кусаку не взяли в город?
     Как вы оцениваете этот поступок?
    17. Хорошо ли поступила Леля по отношению к своему другу?
    18. Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему? Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
    19. Как бы вы поступили на месте Лели?
    Зачитать конец рассказа со слов «Наступила ночь».
    20.  О чем бы сказали нам собаки своем воем, если бы умели говорить человеческим языком?
    21. Что вам слышится в вое собаки?

     (Ученики читают стихотворения).

    Людские души - души разные,
    Не перечислить их, не счесть.
    Есть злые, добрые и праздные,
    И грозовые души есть.

    Иная в силе не нуждается,
    Её дыханием коснись -
    И в ней чистейший звук рождается,
    Распространяясь вдаль и ввысь.

    Другая хмуро - неотзывчива,
    Другая каменно – глуха.
    Для света звезд
    Для пенья птичьего,
    Для музыки и для стиха.

    Она почти недосягаема,
    Пока,не вторгнуться в нее
    Любви тревога и отчаянье,
    Сердечной боли остриё.

    Смятенная и беззащитная,
    Она очнется,
    И тогда
    Сама по-птичьи закричит она
    И засияет, как звезда.
    В Тушнова.

     «В несметном нашем богатстве».
    В несметном нашем богатстве
    Слова драгоценные есть:
    Отечество,
    Верность,
    Братство.
    А есть ещё:
    Совесть,
    Честь.
    Ах, если бы все понимали,
    Что это не просто слова.
    Каких бы мы бед избежали
    И это не просто слова.
    А. Яшин.

    Звучит песня из кинофильма «Генералы песчаных карьеров».

    22. Как вы оцениваете печальный финал рассказа?

    Печальный финал рассказа предупреждает против слишком доверчивого отношения к этой ласке.
    Печальная концовка рассказа - это не только прихоть автора, а развитие самой жизни, где жестокость сочетается с ласковостью, черствость - с щедростью души.
    Участь Гарасек предопределена отношениями между людьми того мира, о котором повествует Андреев. Это состояние полного отчуждения, запёчатлённое в произведениях писателя с психологической проницательностью и драматической силой.
    У Андреева был великий предшественник - Достоевский, который гениально изобразил драму одиночества человека в буржуазном обществе.
    Произведения Л. Андреева - это своеобразные философские и психологические фантазии. Это всегда раздумья над жизнью.

    Домашнее задание. Написать ответы на вопросы:

    1. О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»?
    2. Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?

    Подведение итогов.

    1. Чему вас научил этот урок?
    2. Получили ли вы что-нибудь новое на этом уроке?
    3. Какие выводы для себя вы сделали?
    Приложение: презентация.