Урок-обобщение по теме имя существительное "Лингвистический КВН"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Развить творческие способности и интерес к творческой деятельности
  • Способствовать усилению желания получать новые знания
  • Расширить кругозор учащихся по русскому языку

Задачи:

  • Содействовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
  • Развивать ловкость, быстроту, внимание.
  • Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся

Оборудование: набор букв со словами “эрудит” и “умник”, черный ящик, “золотые рыбки”, карточки со стихотворениями, условные обозначения конкурсов, подарки.

Форма: игра–КВН

Ход игры

I. Организационный момент

Цель этапа: Создать соответствующий психологический настрой

Вступительное слово учителя. Чтецы декламируют стихи

Ученик 1.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
(С. Данилов)

Ученик 2.

Эта речь полна величья, гордой красоты.
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Ученик 3.

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания круче –
Выучи русский язык.
(Г. Гришашвили)

Ученик 4.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!
(С. Абдулла)

Ведущий: В нашей аудитории собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 команды 6–го класса. Но прежде чем начать игру, я хочу вас познакомить с нашими гостями, то есть с нашим жюри.

Велуший представляет членов жюри.

– Всем желаю успехов! Мы начинаем!

II. Формирование умений и навыков

Вид: творческое формирование

Цель этапа: углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.

1–й конкурс: "Давайте знакомиться".

Задание: из данных букв составить название команды и придумать свой девиз. Командам дается набор букв со словами “эрудит” и “умник”.

2–й конкурс: Пословицы.

Ведущий: В чем заключается успех победы? Что нужно делать, как поступить в трудных ситуациях? Об этом говорится в пословицах. Но их нужно вспомнить и сложить.

Задание: я называю начало пословицы, вы должны закончить. Начинаем с первой команды.

1–я команда 2–я команда
1. Семь раз примерь, (один раз отрежь).
2. С кем поведешься, (от того и наберешься).
3. Поспешишь – (людей насмешишь).
4. Не имей 100 рублей, (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вытащишь (и рыбку из пруда).
1. Не смеши языком – (торопись делом).
2. Что написано пером, (то не вырубишь топором).
3. Что посеешь, (то и пожнешь).
4. Один в поле (не воин).
5. Один за всех, (и все за одного).

3 конкурс: Грамматическая арифметика.

Задание: Вы должны решить примеры и записать ответы.

1-й команде: 2-й команде:
кабан– ан + лук – ? (каблук)
– с + дом для отдыха = ? (сдача)
– корь – ь + идол – л + р = ? (коридор)
– череп – п + муха = ? (черемуха)
– кар + горное село = ? (караул)
– чудеса – а + ный = ? (чудесный)
– кот + елка – ка = ? (котел)
– с + хвойный лес = ? (сбор)
– кар + то + фельдшер – дшер = ? (картофель)
– кар + знак препинания = ? (карточка)

4 конкурс: "Сила букв".

Задание: составьте связный текст, каждое слово которого должно начинаться на букву “П” (1-й команде) и “Н” (2-й команде).

А сейчас попросим жюри объявить предварительные результаты. Вам слово.

Жюри объявляет количество набранных очков.

5 конкурс: Вопросы-шутки.

Ведущий: Хотите вы поймать золотую рыбку? И что бы вы у неё попросили? У вас сегодня есть шанс поймать её. Удачной рыбалки, друзья!

Задание: на рыбках написаны вопросы-шутки. Команды будут отгадывать их поочерёдно. Кто угадает, тому даётся рыбка. Побеждает команда, набравшая большее количество рыбок.

  1. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Стоп)
  2. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)
  3. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль)
  4. Какое государство можно носить на голове? (Панама)
  5. Каким гребнем не расчёсываются? (Петушиным)
  6. Какое поле нельзя засеять? (Магнитное)
  7. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Сами они войти не могут)
  8. Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Улетают на юг)

6 конкурс: В поисках фразеологизмов.

Ведущий: Любите ли вы приключения? Вот однажды что случилось с мальчиком.

Задание: я читаю текст, вы должны по ходу чтения выписывать фразеологизмы.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами говорит, сходим, поохотимся, рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья полить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. – Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.

Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

Ничего, дети, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.

7 конкурс: Шарады.

Ведущий: Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

Задание: я читаю шарады, вы отвечаете.

1-я команда 2-я команда
  1. Мой первый слог найдешь тогда,
    Когда котле кипит вода.
    Местоименье- слог второй,
    А в целом школьный столик твой.
    (Парта)
  1. Предлог стоит в моем начале,
    В конце же – загородный дом.
    А целое мы все решали
    И у доски, и за столом.
    (За-дача)
  1. На первом стоит часовой,
    Второе в лесу зеленеет,
    На целое, только стемнеет
    Ты ляжешь и кончен
    Твой день трудовой,
    (Пост-ель)
  1. Начало – голос птицы,
    Конец – на дне пруда,
    А целое в музее
    Найдете без труда.
    (Кар-тина)
  1. Первое – нота,
    Второе – игра,
    Целое встретится у столяра.
    (До-лото)
  1. Начало – нота
    Потом оленя украшение,
    А вместе – место
    Оживленного движения.
    (До-рога)

8 конкурс: Конкурс оратора. (капитан команды готовится к выразительному чтению стихотворения).

Задание: узнать, о каких словах идет речь в стихах,

1-я команда 2-я команда
Шел я с сумкой за плечами
Вижу, бьет в овраге ключ
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
(В. Лившиц)
“Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!” -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина
(В. Берестов)

9 конкурс: Прочитайте высказывание.

Задание: каждой команде дается листочек с высказыванием. Написанное нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.

1-й команде 2-й команде
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
(Любите наш могучий язык!)
У А Р Н О
К М Г З Р
И М Й О О
Т А А ШХ
(Хорошо знай грамматику)

Вот мы и дошли до финала нашей игры, настал волнующий момент. Какая команда сегодня победит, какая проиграет! Скоро мы это узнаем ! Уважаемое жюри, слово предоставляется вам.

III. Итог

Цель этапа: оценка деятельности учащихся.

Жюри объявляет окончательные результаты, каждый член жюри высказывает свои мнения, пожелания по проведенному мероприятию. Выявляется команда-победитель.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо, активно, участвовали. Показали себя знатоками русского языка. Вам спасибо за участие, а нашему жюри за справедливость и точность. До свидания, до скорых встреч!

Использованная литература:

  1. Волина В. 1000 игр с буквами и словами.
  2. “33 пирога” Под ред. Э.О. Умерова.
  3. “Праздник на все случаи жизни”.
  4. “Ребята, давайте играть!”
  5. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок.