Практическое овладение суффиксальным способом словообразования. Уточнение представлений об уменьшительно-ласкательных суффиксах

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • уточнение значения суффиксов в слове;
  • совершенствование навыка выделения суффикса в словах и определение его значения;
  • практическое усвоение словообразования посредством суффикса;
  • развитие лексической стороны речи через сравнение;
  • развитие фонематического восприятия, расширение словарного запаса,
  • развитие переключаемости внимания, памяти, мышления;
  • воспитание любви к животным.

Оборудование: сказка "Курочка Ряба", пособие "Корень", "Суффикс", "Окончание", предметные картинки, домики с суффиксами, слова на полосках бумаги.

Ребята, вспомните и прочитайте сказку "Курочка Ряба", называя картинки точными словами из сказки.

Жили - были дед и баба. Была у них .... Снесла .... Не простое, а золотое. Дед бил - бил не разбил, баба била - била, не разбила. ... бежала ... махнула, упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а ... кудахчет: "Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое ..., не золотое, а простое".

Как звучат слова названия картинок? (ласково, они маленькие).

Курочка, яичко, хвостик, мышка.Давайте запишем эти слова в тетрадь.

Как правильно написать слово яичко? Какое правило надо вспомнить? (безударнаягласная в корне слова ; ЯИЧКО - ЯЙЦА ; -чк-, -чн-).

- Разберите эти слова по составу. (Проверка)

- Давайте вспомним, что такое окончание?

- Что такое корень?

- А какая часть слова помогла нам в этой сказке изменить значение слова, сделать его маленьким и ласковым? (суффикс).

- Давайте вспомним, что такое суффикс?

- Где стоит суффикс в слове? (после корня)

- Для чего он служит? (Для образования новых слов и для придания словам различных оттенков).

- Какие суффиксы помогли нам сделать сказку интересной? (Выставляются 3 героя -очк-, -к-, -ик-).

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о суффиксах, которые помогают изменить значение слов русского языка. Они называются уменьшительно - ласкательные. Их в русском языке очень много. В начальной школе мы узнаем некоторые из них. Эти суффиксы помогут нам сделать речь выразительной, богатой, помогут нам общаться друг с другом. А с большей частью уменьшительно - ласкательных суффиксов вы познакомитесь в старших классах.

1).Ребята, царица Грамматика хотела подарить нам портрет одного из героев сказки

"Курочка Ряба", но сначала мы должны выполнить её задания.

1е задание:

Рассмотрите картинки, которые лежат у вас на партах. Дайте правильное название картинки, подумайте, какой суффикс поможет вам изменить значение слова, сделать его уменьшительно - ласкательными.

МЯЧ - МЯЧИК

СТУЛ - СТУЛЬЧИК

САПОГИ - САПОЖКИ

ПЛАТЬЕ - ПЛАТИЦЕ

ГРИБ - ГРИБОК

Суффиксы лежат на столе у логопеда -ик-, -чик-, -к-, -иц-, -ок- .

Дети называют слово и выставляют суффикс на доску.

- Посмотрите, пожалуйста, на строчку суффиксов, которые появились в результатенашей работы (пауза).

- Отметьте, пожалуйста, глазами какие суффиксы повторяются и покажите пальчиками сколько лишних суффиксов оказалось в этом ряду (два).

- Девочки, назовите самый маленький лишний суффикс в этом ряду (-к-). Из сколь- ких букв он состоит? (из одной)

- Мальчики, назовите второй лишний суффикс (-ик-). Из скольких букв он состоит? (из двух) Царица Грамматика хвалит детей за правильно выполненное задание.

- Мы с вами получаем первую часть портрета.

2) Следующее задание, которое даёт нам царица Грамматика. Вот у нас появилось три домика, в каждом домике "живёт" один суффикс. Поселите слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик (слова напечатаны на отдельных полосках бумаги; с обратной стороны - слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

- Первые три слова разбираются устно.

ГОРЛО - Куда мы поселим это слово? (в первый дом) ГОРЛЫШКО - В какой домик запишем это слово? (в первый)

ВРЕМЯ ДЕД БРЕВНО СКАМЕЙКА ПЕРО СЕМЯ ИМЯ ТЁТЯ ЗИМА

Проверка

Логопед показывает слово, переворачивает карточку: "Встаньте, у кого слово написано верно".

- В каком домике оно живёт? И т.д.

Первый ряд читает хором слова из первого столбика с суффиксом -ышк- . Второй ряд с суффиксом -ечк-. Третий ряд с суффиксом -ушк-.

Выставляются суффиксы: -ЫШК- -ЕЧК- -УШК-

Царица Грамматика благодарит нас за правильно выполненное задание и отдаёт ещё одну часть портрета.

3) Третье задание от царицы Грамматики. Здесь нам придётся показать свои знания корня в русском языке.

- Что такое корень? Раздаются карточки.

Здесь восемь слов. Прочитайте слова, какое из них вам не знакомо? ЯЛИК - это слово произошло от голландского слова "ЯЛ", что означает 2-8 -вёсельную относительно короткую и широкую судовую шлюпку с плоской кормой (показывается картинка).

- В слове ялик корень -ЯЛ-. Какой суффикс помог нам образовать новое слово?

(-ик-) Давайте составим предложение со словом ялик.

Логопед читает слова. Что интересного и общего вы заметили в этих словах? (оно заканчиваются на -ик-). Молодцы, вы заметили хитринку царицы Грамматики. Но в одних словах -ик-, как в слове ялик, является суффиксом, а в других - входит в состав корня.

В словах, где -ик- является суффиксом, поставьте в квадратик знак +. В словах, где -ик- входит в состав корня, знак -.

Проверка.

Первый ученик читает слова с суффиксом -ик-. Второй - без суффикса. Царица рамматика благодарит детей и дарит третью часть портрета.

4). Физминутка "Ласковое имя" (мяч).

- А сейчас мы проверим, умеете ли вы называть своё имя ласково. Логопед кидает мяч: Алёна - Алёнушка.

Максим -:

Алёша -...

Юля- ...

Ваня -:

(дети говорят желаемое ласковое имя, как бы они хотели, чтобы их называли).

Мы видим, что каждый из вас любит и умеет называть себя ласково. Наверное, так вас называют мамы, папы, учителя, друзья. А теперь продолжим игру дальше. Бросьте мяч, кому вам хочется с ласковым обращением.

Очень много суффиксов помогли нам образовать ласковые имена. Было много необычных суффиксов. С ними вы познакомитесь в старших классах. А сейчас они помогают нам обращаться друг к другу с любовью, уважением, вниманием, желанием помочь.

Вот какие чудеса может творить такая маленькая часть слова как суффикс. Вы согласны со мной? (да) Умницы!

Открывается четвёртая часть картинки.

5) Ребята, посмотрите, портрет какого героя сказки "Курочка Ряба" подарила нам царица Грамматика? (мышка)

Разбор слова по составу в тетради и на доске.

А какая часть слова поможет нам образовать новые слова с корнем -мыш-? (суффиксы) (мышка, мышонок, мышоночек, мышата, мышиный)

Мышка, мышонок, мышоночек - это всё маленькая мышь, но в тоже время значение, оттенок у каждого слова свой. Давайте вставим эти слова в предложение.

1. Мышь, как мышь, сама с вершок, влезла на мешок (мышка шустрая, проворная). Оттенок - суффикс -к-.

2. Шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!" (видно, что мышонок не просто маленький, он играет, балуется. Вот какой оттенок у суффикса -онок-).

3. Увидев кошку за домом у ёлочек, сжался наш бедный (мышоночек испугался, сжался, стал малюсеньким, чтобы его не заметила кошка. Здесь нам помогли суффиксы -оноч- и -ек-).

-оноч-, -онок- -от чередования -к- и -ч-.

- Вот сколько мышат появилось перед вами (три картинки).

Какой из них вам больше нравится и почему? Ответьте полным предложением или кратким рассказом.

6). Сегодня царица Грамматика познакомит вас с ещё одним секретом в русском языке. Послушайте стихотворение В. Орлова "Жёлтые мышки":

За окном ветерок
Веселится: то попрыгает, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.

Что необычного вы заметили в стихотворении? (листики как мышки) Что говорится в этом стихотворении о ветерке? (веселится, то попрыгает, то притаится).

Посмотрите, о ветерке говорится как о живом существе.

Ещё раз ответьте на мой вопрос: "С кем сравниваются осенние листочки?" (с мышками).

Когда первый предмет сравнивается с другим предметом или явлением, это называется СРАВНЕНИЕМ.

Хорошее сравнение помогает нам лучше представить себе предмет, учит нас, его внимательно рассматривать. (Вам, наверное, очень понравилось это стихотворение. И вы, наверное, на самом деле представили, что мышки балуются на дорожке. У вас поднимается настроение, вам хочется погулять, поиграть).

Вот какие чудеса может творить такой секрет русского языка как СРАВНЕНИЕ. А теперь представим, что нет у нас в русском языке такого секрета. Прочитайте новое стихотворение:

За окном осенний ветер
Листья разгоняет,
И берёза всю листву
Скоро потеряет.

Понравилось вам это стихотворение?

Какое из двух стихотворений помогает вам лучше представить картину осеннего дня, поднимает настроение, помогает увидеть осенний листопад? (первое) Благодаря чему? (сравнению)

Давайте отыщем в первом стихотворении существительные с суффиксами, которые помогают сделать это стихотворение выразительным, интересным, называют слова ласково, (ветерок, листочки, дорожке, мышки, кошки)

А теперь прочитайте стихотворение так, чтобы в вашем голосе слышалось, что ветерок у нас интересный и листочки - мышки шуршат, бегут по дорожке.