Урок истории по теме "Святая Русь" (6-й класс)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 6


Цель урока: подвести учащихся к восприятию и усвоению мысли о том, что Отечество – Святая Русь.

АФО активное занятие: развивающее занятие «Святая Русь».

Соц. ряд: Святая Русь, добродетель, норма жизни, духовно-нравственный идеал, цвета, звуки Отечества.

Музыкальный ряд: песня Ж. Бичевской «Святая Русь».

Художественный ряд: иллюстрация с картины В. Карпущенко.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о нашем Отечестве, нашей России. Послушаем песню.
(Звучит песня)
– О чем же эта песня? Какие слова вы услышали?
– Ребята, скажите, как вы понимаете выражение «Святая Русь»? (Ответы)
– Тема урока «Святая Русь». А почему Россию, наше Отечество  называют Святой Русью.
– Реальная жизнь нашей страны далека от святости. В ней много темных сторон: обмана,  насилия, корысти, гордыни. Поэтому Святая Русь – это  не оценка реальной жизни, а стремление к земному устроению, основанному на добродетелях. Вспомним, какие наивысшие добродетели мы изучали в начальной школе? (Любовь, вера, надежда, София).
– Какие еще добродетели вы можете назвать? (Ответы). Запишите в тетради – стр. 12. (заполнение таблицы) Правильно, эти и другие добродетели принимались как высшие нормы жизни.
–  Вспомните слова песни, кто служит Отечеству? (Сыны, воины)
– Как вы думаете, кто делает Русь Святой? (Монахи, подвижники, которые являли примеры той святости, к которым стремилась душа русского человека; они составили великий собор святых).
– Вспомните имена знакомых вам подвижников. (Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский и др.)
– На стр. 13 учебника рассмотрим иллюстрацию. Какими качествами обладали эти святые?
– Многие художники обращались к образу С.Р., например, Нестеров, Илья Глазунов. Наш местный художник Валерий Карпущенко  по-своему увидел образ Святой Руси.

– Обратимся к картине. Какие образы мы видим на картине? (Монастыри, храмы, крест, монах, книги, крест Валаамский, крепость веры и т.д.)
– Что является символом Руси?
– Какие знакомые храмы, монастыри можете назвать?

  • Кирилло-Белозерский монастырь
  • Храм Покрова на Нерли
  • Соловецкий монастырь
  • Успенский собор Московского кремля
  • Троице-Сергиева Лавра
  • Новгородская София
  • Смоленский монастырь
  • Киевский монастырь
  • Боголюбово

– Для чего  необходимы монастыри и храмы?
– Если обратимся к истории, то мы вспомним, что монастыри были еще и крепостью, защищали Отечество от нападения  врага.
– На картине изображен человек. Как вы думаете, кто это? Что он делает? (монах, летописец)
– Как художник показал стремление человека к единству мира природного, рукотворного, духовного?
– Художник показал гармонию Отечества, пути ее достижения каждым человеком.
– Что еще увидели на картине, на чем хотелось бы вам остановить внимание?
– Какие основные цвета использовал художник? (Золотой, белый, красный, голубой)
– Что символизируют эти цвета? Обратимся к учебнику – стр.14. Заполним таблицу – стр.12, тетрадь.
– Давайте представим, что мы находимся возле храма, какие звуки мы можем услышать? (Колокольный звон) Давайте послушаем. (Запись колокольного звона)
– Как вы думаете, о чем нам поведал этот колокольный звон? (Звучал звон Благовещенья)
– В народе жило множество названий колокольных звонов. Обратимся к учебнику – стр. 16.
– Какие еще звуки всегда будут близкими, родными для русского человека? (Ответы) – тетр. стр. 12, заполняем таблицу.
– Ребята, мы с вами попробовали сегодня представить образы, услышать звуки нашей России.  Скажите, почему мы называем наше Отечество Святой Русью? (Святая Русь – идеал  земного устроения, хранительница православной веры). Еще раз убедиться в этом мы можем, выполнив активное задание на стр. 9 в тетради.

Индивидуальный этап – 5 минут, работа в четверке – 5 минут. Заслушиваем лидера. Экспертная оценка.

– Что нового и важного для себя вы узнали о России, познакомившись с текстами?
– Как общение в группе помогло вам прийти к правильному решению?
– Как вы думаете, почему именно в наше время люди много говорят о возрождении России? Как мы с вами можем изменить наше Отечество? Какой вклад мы можем внести в возрождение Отечества?
– Наш урок я хочу закончить стих. Ивана Шишкова «Святая Русь»

Святая Русь

Молитвой православной величавой
Святую Русь мою боготворю,
Отчизна милая, овеянная славой,
Тебе молюсь, тебя благодарю.
Твои поля, простор небес без края,
Твоих племён великая семья.
Живи и здравствуй, Русь моя святая,
Земля славян и Родина моя.
Нет и не будет на планете малой,
Такой России, как моя страна.
Ее знамёна цвета крови алой
Переживут любые времена.
России голос был всегда набатом,
Служил, славянам вечным маяком,
Пусть каждый славянин всегда мне будет братом
Нас всех вскормила мать славянским молоком.
Святая Русь, надежда и опора
Храни святыни мира и добра,
Отчизна милая, не знавшая позора,
Врага громила с криками: "Ура!"

Домашнее задание: тетр. с.12, с.11 – нарисовать иллюстрацию к теме, учебник стр. 12–16 читать.