Технологическая карта урока физики "Последовательное и параллельное соединение проводников"

Разделы: Физика


Технология модульного обучения, которая направлена на самостоятельную работу учащихся по индивидуальной учебной программе. Учащиеся работают самостоятельно, учитель - корректор.

Задача: освоить различные виды соединения проводников.

Учащиеся должны знать:

  1. Что представляет собой каждое из соединений;
  2. Закономерности в цепи с последовательным и параллельным соединением проводников;
  3. Применение и недостатки каждого вида соединений.

Учащиеся должны уметь:

Опознавать различные виды соединений;

Использовать закономерности, существующие в цепи с последовательным и параллельным соединением проводников, при расчётах параметров комбинированных цепей.

Учебные элементы Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ - О

(5 мин)

Цель: Познакомить учащихся с последовательным и параллельным соединением проводников и закономерностями существующими в цепи с последовательным и параллельным соединением проводников; сформировать умения рассчитывать параметры комбинированных цепей. Прочитать целеполагающую часть технологической карты, определить, что необходимо освоить на занятии. Обсудить и сформулировать с учащимися определения электрических цепей.
УЭ - 1

УЭ - 2

УЭ - 3

УЭ - 4

Изучение нового материала.

Каждый учащийся получает карточку, в которой имеется объяснительный материал; учащиеся изучают его, делают необходимые пометки в тетрадях.

Цель: ознакомить учащихся с различными видами соединения проводников и закономерностями существующими в таких цепях; развитие памяти и логического мышления; самостоятельности учащихся.

Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания учащихся о различных соединениях проводников; развивать умения рассчитывать параметры в цепях при параллельном и последовательном соединении проводников.

Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания учащихся о различных видах соединения проводников; сформировать умение рассчитывать параметры комбинированных цепей.

Обобщение изученного материала, подведение итогов урока.

Цель: обобщение знаний, развитие умения анализировать полученные знания, контроль и оценивание знаний.

Домашнее задание.

Модуль 1.

После этого переходим к модулю 2, сделав необходимые пометки в оценочном листе.

Модуль 2.

Каждый ученик получает карточку, в которой содержатся задания, необходимые для закрепления изученного материала. За каждое правильно выполненное задание ученик ставит 1 балл в оценочный лист. Если набрано необходимое количество баллов, указанное в оценочном листе, то переходим к модулю 3.

Модуль 3.

Каждый ученик получает карточку, в которой содержатся разноуровневые задания. За каждое правильно выполненное задание ученик ставит 1 балл в оценочный лист. Если набрано необходимое количество баллов, указанное в оценочном листе, то переходим к модулю 4.

Модуль 4.

Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оценить полноту усвоения учебного материала. Подсчитать количество баллов в оценочном листе.

Записать домашнее задание.

Модуль 1.

Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Последовательным считают такое соединение проводников, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго - с началом третьего и т.д.

Схема последовательного соединения проводников.

Ток, протекающий через все резисторы при последовательном соединении резисторов один и тот же.

Iобщ = I1 = I2 = I3, то есть общее значение силы тока равно значению силы тока на первом резисторе, равно значению силы тока на втором резисторе и т.д.

При последовательном соединении резисторов общее напряжение на всём соединении равно сумме напряжений на каждом резисторе.

Иобщ = И1 + И2 + И3;

Исходя из закона Ома для участка цепи (I = И / R) общее сопротивление вычисляется по формуле:

Rобщ= --+ --+ --=R1 + R2 + R3

Общее сопротивление при последовательном соединении резисторов будет равно сумме сопротивлений каждого из резисторов.

Основной недостаток: при выходе из строя одного из элементов соединения проводников отключаются и остальные.

Применение: ёлочная гирлянда.

Параллельным называется такое соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы - к другой.

Схема параллельного соединения проводников.

При параллельном соединении резисторов сила тока равна сумме сил токов в разветвлениях.

Iобщ = I1 + I2 + I3

Напряжение на концах всего разветвления равно напряжению на его отдельных ветвях.

Иобщ = И1 = И2 = И3

Общее сопротивление для участка цепи:

R2R3 + R1R3 + R1R2

То есть, величина, обратная общему сопротивлению равно сумме величин, обратных R1 ; R2; R3

Применение: используется при соединении потребителей в жилых помещениях.

Модуль 2.

Задания для закрепления.

R1 = 6 Ом

R2 = 2 Ом

I1 = 12B

I2 = 4B

I = ?

Определите вид соединения проводников.

Вычислите Iобщ ; Иобщ; Rобщ .

R1 = 8 Ом

R2 = 5 Ом

I1 = 10A

I2 = 16A

И = ?

Определите вид соединения проводников.

Вычислите Iобщ ; Иобщ ; Rобщ.

Примечание: для выполнения заданий вспомните закон Ома для участка цепи.

Модуль 3.

Как можно использовать одинаковые лампы, рассчитанные на напряжение 36В, если напряжение в сети равно 220В? Нарисуйте схему цепи.

Проводники сопротивлением 15Ом и 20Ом соединены параллельно. Вычислите общее сопротивление соединения.

Участок цепи состоит из двух последовательно соединённых резисторов, сопротивления которых 50 Ом и 70 Ом. Напряжение на участке цепи 60В. Найдите силу тока в цепи и напряжение на каждом из резисторов.

Проводники сопротивлением 3 Ом и 15 Ом соединены параллельно и включены в цепь напряжением 45В. Определите силу тока в каждом проводнике и в общей цепи.

Примечание: В задаче 3: общее напряжение.

Модуль 4.

Приведите схему последовательного соединения и вспомните, как вычислить: Iобщ - ? Иобщ - ? Rобщ - ?

Приведите схему параллельного соединения и вспомните, как вычислить : Iобщ - ? Иобщ - ? Rобщ - ?

Оценочный лист

В процессе урока учитель проверяет правильность выполнения заданий из модуля 2, 3, 4. Если задание выполнено верно, то ученик выставляет себе 1 балл в оценочный лист.

Фамилия, имя -------------------

УЭ Максимальное количество баллов Количество баллов за основное задание Общее количество баллов
Модуль 1.

(УЭ 1 )

1 балл Если теоретический материал освоен, вам присуждается 1 балл.  
Модуль 2.

(УЭ 2 )

2 балла Задание 1 - 1 балл

Задание 2 - 1 балл

 

Если вы набрали 3 балла, то переходите к модулю 3, если нет, то возвращайтесь к модулю 1, потом 2. При набранных трёх баллах учитель проверяет правильность решения.

Модуль 3.

( УЭ 3 )

4 балла Задание 1 - 1 балл

Задание 2 - 1 балл

Задание 3 - 1 балл

Задание 4 - 1 балл

 

Если вы набрали 7 баллов, то переходите к модулю 4, если нет, возвращайтесь к модулю 1, потом 2, потом 3. При набранных 7 баллах учитель проверяет правильность решения.

Модуль 4.

(УЭ 4 )

2 балла Задание 1 - 1 балл

Задание 2 - 1 балл

 

При набранных 9 баллах учитель проверяет правильность выполнения заданий.

Всего баллов --------

Оценка ------