Правописание безударных окончаний имен существительных с элементами развития речи

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.

Задачи:

  • совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
  • развивать умение продолжить рассказ;
  • обогащать словарь учащихся;
  • развитие основных мыслительных операций: памяти, рефлексии, умозаключения, анализа;
  • показать богатство русского языка, воспитание любви к языку;
  • воспитание любви к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

На доске карточки со словами: тишина, территория,, труд, ловкость, окрестность, шляпка, весёлый.

(подчёркнутые буквы закрыты)

У: Сформулируйте задание к этим словам.

Д: Вставить пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.

У: Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих звуков, не мягких и не твёрдых, не согласных звуков. Какие это буквы?

Д: Буквы гласных звуков: е, и.

На доске элементы чистописания: еи ееи ееии еееии

У: Определите закономерность и продолжите строку чистописания.

3. Определение темы и целей урока.

У: Какое слово на карточках лишнее? Почему?

Д: Слово весёлый, т.к. это имя прилагательное.

Карточка со словом убирается.

У: На второй строке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными, по одному разу.

Дети выполняют.

Подумайте, что могут обозначать эти буквы?

Д: Это буквы названия падежей.

У: Установите взаимосвязь падежей с буквами первой строки чистописания.

Д: Они являются окончаниями существительных в различных падежах.

У: А кто догадался, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

Д: Правописание окончаний имён существительных.

У: Какие окончания у существительных вызывают у нас трудности?

Д: Безударные.

У: Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных.

У: Вставляя пропущенные слова, определим цели нашего урока.

На доске написаны цели:

Учиться находить и делать правильный выбор при :::::::::.

(Учиться находить и делать правильный выбор при написании безударного окончания существительного)

4. Работа по алгоритму определения окончания, развитию речи.

На доске написаны словосочетания: о лесной красавице, при большой осторожности, с золотым орешком, у рыженькой малышки, к запасливой хозяйке.

У: Сформулируйте задание к данным словосочетаниям.

Д: Вставить попущенные окончания.

Задание выполняется в тетради, ученики выходят по одному к доске.

Чётко проговариваем алгоритм работы, параллельно на доске учитель записывает:

1. склонение

2. падеж

3. вспомогательное (опорное) слово

4. окончание

У: О каком зверьке можно говорить, используя все эти словосочетания?

Д: О белке.

Учитель читает рассказ о белке, сопровождая каждую часть слайдом.

У: Какой это текст?

Д: Художественный.

У: Сколько слайдов увидели?

Д: Три.

У: Сколько частей в тексте?

Д: Три.

У ребят на партах листочки с текстом.

Однажды в туристическом поход я зашёл в таёжную глушь. Мох лежал между стволов деревьев аккуратным коврик . Вокруг стояла удивительная тишина. Изредка на сосенк поскрипывала ветка.

И тут я увидел, что по тёмному мху ко мне бесшумно скачет белочка, совсем не похожая на своих городских подружек. Она была крупной, с пышным хвостик . Такая белочка могла бы грызть орешки в сказк о Царе Салтан .

Я замер и залюбовался. А белка, проваливаясь лапками в мох, прыгала прямо ко мне. Вот она остановилась, и наши взгляды встретились. Большие, раскосые глаза смотрели без страх . Я не двигался, боялся спугнуть белочк .

на была крупной, с пышным хвостик . Такая белочка могла бы грызть орешки в сказк . своих городских подружек.

У: Возьмите листочки с текстами. С выполнения какого задания мы начнём работу с текстом?

Д: мы должны вставить пропущенные окончания.

Учитель напоминает, что работаем, следуя схеме, алгоритму.

Дети выполняют задание самостоятельно. Фронтальная проверка.

У: С какими словами не было необходимости проводить всю работу?

Д: Со словом белку, без страха, окончание этого слова не вызывает сомнений.

У: Окончания с какими буквами требуют проверки?

У: Отложите листочки, переверните их.

5. Физминутка.

Релаксационная музыка, слайд-шоу о белках.

6. Творческая работа.

У: Давайте попробуем вспомнить, восстановить весь текст. Помогут нам слайды. Каждый слайд - определенная часть текста.

Ребята восстанавливают, составляют рассказ.

У: Придумайте заключительную часть рассказа, 2-3 предложения. Запишите их на свободных строчках под текстом.

Можете использовать все слова и словосочетания, которые были рассмотрены на уроке.

Если кому-то сложно справиться с заданием самостоятельно, то можно взять опорные слова на столе учителя.

Слова напечатаны на листочках:

прыгнула в сторону, ушла в вышину, настоящая белка, ни в сказке сказать, ни пером описать, добралась до сосны.

Дети заканчивают рассказ. Зачитывают.

У: чего не хватает в наших текстах?

Д: Заглавия.

Ребята придумывают и записывают заголовки. Зачитывают.

7. Самостоятельная работа.

У: Найдите в записанных предложениях имена существительные, определите их падеж, выделите окончания.

Возможный запасной вариант работы.

Ребятам предлагается заключительная часть текста.

Вдруг скрипнула ветка. Белочка отпрыгнула в сторону и стремительно добралась до сосны. На дереви она покрутилась и скрылась в дупле. Теперь я знаю, какими должны быть эти настоящие лесные красавицы.

После прочтения ребятам предлагается найти ошибку, исправить её.

8. Подведение итогов.

У: Итак, когда нужно проверять окончание существительного?

Д: Когда оно находится в безударной позиции.

У: Как это делать?

Ребята проговаривают весь алгоритм.

У: Как вы считаете, мы достигли целей урока?

9. Домашнее задание.

Найти в энциклопедическом словаре или справочнике, какие звери относятся к семейству беличьих, эти слова просклонять, с одним из них составить 2-3 предложения и в этих предложениях найти имена существительные, выделить их окончания.

10. Подарок детям.

На память о сегодняшнем уроке мне хотелось бы подарить каждому из вас такую открытку-памятку. Пусть она напоминает вам о необходимых действиях для правильного написания безударных окончаний существительных.

Презентация 1.

Презентация 2.