Открытый урок по математике и информатике "Решение уравнений высших степеней в MS Excel"

Разделы: Математика, Информатика


Цели урока: 

Научить учащихся решать уравнения 3, 4, 5 и т.д. степени в редакторе электронных таблиц MS EXEL.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Ребята! На прошлом уроке мы с вами занимались построением графиков функций  в MS EXEL. Сегодняшний урок – продолжение изучения того материала, который мы начали на предыдущем уроке. Тема нашего урока «Решение уравнений высших степеней в МS EXСEL».

Откройте тетради и запишите тему урока. Обратите внимание на тему – она состоит из двух частей: уравнения высших степеней(математика) и МS EXСEL(информатика). Сегодня на уроке мы должны связать и объединить два предмета – математику и информатику.  Но чтобы приступить к изучению нового материала, мы должны вспомнить материал из математики – способы  и методы изучения уравнений высших степеней. Поможет нам с вами в этом плакат.

На плакате 5 способов решения уравнений(к каждому способу предлагается пример уравнения):

  1. Способ разложения на множители;
  2. Графический способ;
  3. Схема Горнера;
  4. Метод неопределённых коэффициентов;
  5. Метод сведения к системе уравнений.

- Какие способы решения вы помните и знаете?

- Первый способ.

- На примере уравнения вспомним этот способ.

- Все слагаемые переносятся в левую часть. Применяются способы разложения на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, формулы сокращенного умножения. В конце применяется правило: произведение множителей равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю.

-Ещё какой способ вам знаком?

- Графический.

- Объясним на примере уравнения этот способ решения.

- Левая часть уравнения делится на две части так, чтобы хорошо строились графики функций обеих частей. Строятся графики левой и правой части уравнений, находятся точки пересечения графиков. Абсциссы точек пересечения графиков – решения уравнения.

- И ещё один способ мы изучили на факультативных занятиях – схему Горнера. По этому способу находятся все делители свободного члена, отыскивается среди них корень уравнения- а, затем левая часть уравнения делится на х-а, получаем в частном квадратный трёхчлен. Левая часть уравнения раскладывается на множители и применяется правило равенства нулю правой части уравнения. Остальные способы рассмотрим на следующих факультативных занятиях.

- Согласитесь , что школьная программа предоставляет нам мало способов решения уравнений высших степеней, а ведь с такими уравнениями мы часто с вами сталкиваемся при исследовании функций, решении иррациональных уравнений, систем уравнений и не можем найти выход из создавшихся проблемных ситуаций.

- Сейчас я вам напишу на доске уравнение, посмотрите на него и подумайте, как бы вы его стали решать в рамках школьной программы: х4-4х3-10х2+3х-14=0

Идут рассуждения учеников по решению уравнения. Ученики соглашаются, что решить его школьной программой невозможно.

2. Объяснение нового материала

- Где же искать выход из создавшейся проблемной ситуации? Ещё разок посмотрите на тему урока. Так где же мы будем искать сегодня выход? В МS EXСEL. В начале урока я вам сказала, что сегодняшний урок – продолжение изучения материала прошлого урока. Ещё разок вспомним, чем мы занимались на предыдущем уроке – построением графиков функций. Давайте подумаем, как же решить это уравнение графически в МS EXСEL.

Дети предлагают построить график функции левой части уравнения.

- Посмотрите, что стоит в правой части уравнения? Число – 0. Значит задача сводится к нахождению нулей функции или точек пересечения с осью х. Это вы делать умеете.

- Перед вами практическая работа, которая позволит решить это уравнение. 1 и  2  часть практической работы построение графика функции и смещение оси у вы сможете выполнить, точки пересечения (приближённые) с  осью х тоже сможете найти. Кто быстро построит график функции, попробует выполнить 3 часть практической работы – найти корни уравнения с точностью до 5,6 знаков после запятой.

3. Практическая работа "Решение уравнений высших степеней с помощью MS EXEL”.

Решите уравнение    х4-4х3-10х2+37х-14=0

1. Строим график функции у=х4-4х3-10х2+3х-14=0 на промежутке  [-4;6] с шагом h=0,5.

х у
-4 190
-3,5 55,5625
-3 26
-2,5 -67,4375
2 -80
-1,5  -73,4375
-1 -56
-0,5 -34,4375
-14
0,5  1,5625
1,5 10,5625
2 4
2,5  -7,4375
-20
3,5 -28,4375
4 -26
4,5 -4,4375
5 46
5,5 136,5625
6 280

  • Выделяем значения функции у
  • Вставка-Диаграмма-Нестандартные-Гладкие графики-Далее
  • Выбрать вкладку РЯД
  • Выбрать Подписи оси Х , установить в ней курсор и провести мышью при нажатой левой кнопкепо всему ряду значений аргумента Х таблицы.

2. Смещение оси У на место.

  • Выделяем ось Х
  • Формат-Выделенная ось-Шкала-Пересечение с осью У
  • Подбираем значения для нужного смещения оси
  • ОК

Из таблицы и графика можно определить промежутки, в которых находятся корни этого уравнения: х1є[-3,5;-3],  х2є[0;0,5],  х3є[2;2,5],  х4є[4,5;5].  Затем с помощью команды Сервис, Подбор параметра можно уточнить значение корней. Для этого следует активизировать со значением функции у=55,5625 (например, С8), соответствующим значению аргумента х=3,5, или ячейку со значением у= -26, соответствующим х=-3, и выполнить команду Сервис, Подбор параметра. Появится одноименное диалоговое окно с тремя строками:

 

В первой указан адрес выбранного значения функции. Во второй нужно установить курсор и занести подбираемое значение функции, указанное в правой части данного уравнения( в нашем случае – число 0). А затем, установив курсор в третьей строке,  надо щёлкнуть левой кнопке мыши на ячейке с соответствующим значением аргумента (В8 или В9), чтобы получить абсолютное значение этого адреса или щёлкнуть мышью по кнопке ОК.

 После выполнения нескольких итераций и по достижении значения функции, близкого к подбираемому значению, в адресе аргумента установится значение корня х1=-3, 192582. Запишем его в тетрадь. В появившемся окне Результат подбора параметра необходимо щёлкнуть мышью по кнопке Отмена для восстановления прежних значений аргумента и функции. Аналогично находим значение остальных корней.

3 часть практической работы выполняется вместе с учителем.

3. Закрепление

Учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания на решение уравнения  по карточкам.

4. Домашнее задание – переписать в тетрадь 3 часть практической работы.