Курс предпрофильной подготовки "Профессия – психолог-консультант"

Разделы: Школьная психологическая служба


Психология является одной из самых интересных и важных отраслей человеческого знания. Умение мыслить психологически необходимо человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Всем важно понять, что хотят и что могут сделать окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного общения, приходится идти вслепую и можно совершить непоправимые ошибки, получить врагов там, где можно было бы завоевать друзей. Не менее важно знание психологии и в производственной деятельности. Любой, кто работает с людьми, будет профессионален в своей области, если обладает психологическими знаниями.

Особый вид профессиональной деятельности - психологическое консультирование.

Психолог-консультант поощряет своих клиентов изменить свои отношения с миром. Он обнаруживает, как клиент представляет себе и структурирует мир, и помогает изменить это представление на лучшее для клиента. При работе с каждым новым клиентом психолог-консультант должен решить, нуждается ли клиент в преодолении проблем или в более ясном понимании себя.

Таким образом, одна из основных сфер деятельности психолога-консультанта - работа с клиентами, осуществление индивидуального и группового консультирования.

Задачи предлагаемого курса:

  • Познакомить учащихся с предметом и методами психологии как науки
  • Дать представление об истории развития психологического знания и основных направлениях психологии
  • Показать место психологии в системе научного познания
  • Научить основам работы с клиентами
  • Курс включает лекционные, семинарские и практические занятия.

Программа курса.

  1. Предмет и методы психологии
  2. История развития психологического знания и основные направления в психологии
  3. Общая и возрастная психология
  4. Социальная и дифференциальная психология. Психология личности и психология социального влияния
  5. Психология труда и профотбора. Психология менеджмента и рекламы
  6. Психология здоровья. Психологическая помощь пожилым людям
  7. Психология конфликта. Психологическая помощь в экстремальной ситуации
  8. Психологическое консультирование в школе. Психологическое консультирование семьи
  9. Основы социально-психологического тренинга. Групповые методы психологического консультирования
  10. Основы профконсультирования
  11. Психологический практикум. Психодиагностика.
  12. Итоговое занятие

Методическое руководство к итоговому занятию по курсу предпрофильной подготовки

"Профессия - психолог-консультант"

Тема занятия: Психологический практикум. Психодиагностика. Итоговое занятие.

Цели:

  • тестирование учащихся
  • создание условий для проверки навыков тестирования
  • развитие и тренировка памяти, обучение концентрации внимания на партнере
  • интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенным в совместную деятельность
  • создание атмосферы взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха
  • объединение учеников для решения задачи на основе партнерства.
  • создание атмосферы доброжелательности
  • способствование развитию нестандартного мышления
  • совершенствование коммуникативных навыков путем активного игрового взаимодействия.

Оборудование:

  • "Папки для ученика" по курсу "Профессия - психолог-консультант"
  • раздаточный материал
  • обруч диаметром 1 - 1,5 м
  • канцелярские принадлежности

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами в последний раз встречаемся на занятиях элективного курса "Профессия - психолог-консультант". Наше занятие будет очень насыщенным и активным. Начнем мы с небольшого теста, который определит ваше нынешнее самочувствие.

Как Вы себя сегодня чувствуете?

С помощью несложного теста Вы сможете самостоятельно определить, требуется ли помощь специалиста, чтобы Ваше самочувствие пришло в норму. Ответьте на вопросы, подсчитайте баллы и внимательно ознакомьтесь с результатом. Не будьте при этом слишком мнительны, ведь каждый человеческий организм индивидуален и не стоит рассматривать результат теста как диагноз. Диагноз ставит врач, а стоит ли к нему сходить, или пойти к своему знакомому психологу, или решить проблему самостоятельно - тема для размышлений.

Отвечайте на вопросы теста - "ДА" или "НЕТ".

  1. Часто ли Вы чувствуете себя усталым, несмотря на то, что хорошо выспались?
  2. Принимаете ли Вы витамины и минеральные добавки, когда ощущаете недомогание, снижение настроения?
  3. Приходилось ли Вам использовать хотя бы три домашних средства против бессонницы?
  4. Уже несколько недель Вы страдаете насморком, от которого не можете избавиться?
  5. Случалось ли Вам в последнее время отказаться от приглашения куда-либо из-за неважного самочувствия, плохого настроения?
  6. Замечали ли Вы, что можете переносить длительные поездки на автомобиле только с частыми остановками?
  7. Солнце уже вовсю светит, когда Вы встаете?
  8. Бывает ли, что Вы неожиданно забываете, что хотели сказать?
  9. Часто ли у Вас бывает скверное настроение по утрам?
  10. Около полудня, находясь на работе, Вы с облегчением думаете, что полдня уже прошло?
  11. Помните ли Вы свои сны?
  12. Можете ли вы назвать 5 причин, по которым Вам приходится волноваться в течение дня?
  13. Приходилось ли Вам отказываться от своего хобби потому, что на него не хватает времени?
  14. Бывает ли у Вас необъяснимая головная боль, которая проходит так же внезапно, как и возникает?
  15. Часто ли Вы чувствуете себя подавленным, хотя для этого вроде бы нет причин?
  16. Просыпаетесь ли Вы в страхе по ночам?
  17. Часто ли перед тем, как заснуть, Вы думаете о предстоящих делах?
  18. Бывает ли, что после проделанной работы Вы чувствуете себя усталым, хотя приложенные усилия были не так велики?

Оценка

0-6 положительных ответов. Причин для тревоги нет. Однако, если ответов "ДА" больше трех, то легкое переутомление все же присутствует. Во многих случаях причиной этого является недостаток витаминов, особенно группы В, или минеральных веществ, в частности - кальция, магния, железа.

7-12 положительных ответов. Ваши проблемы могут усилиться, если в ближайшее время Вы не уделите внимания своему здоровью. Вполне вероятно, что чувство постоянной усталости связано с каким-то заболеванием. Если медицински это не подтверждается, то, вполне возможно, причина заключается в недостатке кальция и магния, который проявляется в напряженности мышц, общей подавленности. Не пренебрегайте в этом случае поливитаминными препаратами. Обратитесь за поддержкой к знакомому психологу.

13-18 положительных ответов. Вы настолько истощены, что Вам не избежать обращения к врачу. Если хотя бы через полгода не наступит улучшение, то Вы страдаете особым заболеванием - синдромом хронической усталости (СХУ). Психотерапевтическая помощь в данном случае просто необходима.

Надеюсь, что все вы сегодня чувствуете себя бодрыми и полными сил и энергии и ничто не помешает вам интенсивно поработать.

Вы узнали достаточно много о профессии психолога: историю этой науки, ее цели и задачи, разделы и особенности; вы знаете теперь, что профессия психолога предполагает умение общаться, быстро налаживать контакт с окружающими. Кроме того, вы заканчиваете 9 класс и перед вами - выбор другого коллектива, в котором вам придется знакомиться с новыми людьми, узнавать о них, рассказывать о себе.

Чтобы успешно влиться в новый коллектив, а также, возможно, в будущем получить профессию психолог-консультант, вам нужно уже сейчас учиться навыкам общения. А учиться лучше всего, как вы уже знаете, играя.

Поэтому сегодняшнее наше занятие мы посвятим играм. Причем таким играм, которые помогут вам научиться общению, познакомиться в новом коллективе.

Вы уже думали дома, какие игры могут помочь влиться в новый коллектив. Сейчас ваша задача - рассказать о своих идеях и выбрать лучшую игру.

Разбейтесь на 5 групп. У вас сейчас есть 5 - 7 минут, чтобы высказать свои предложения и выработать свою игру. После этого каждая группа покажет, что они подготовили. Готовы?

Прошу 1-ю группу - ваша игра. Фотоальбом

Цель: тренировка памяти, обучение концентрации внимания на партнере; интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенным в совместную деятельность.

Ведущий встает, называет свое имя и делает любое движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу альбома, а там - моя фотография. Теперь ему сперва придется повторить мое имя в сочетании с моим движением, а потом добавить в альбом свою фотографию: назвать свое имя и сделать свое движение. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя+движение), а затем добавляя портреты все новых участников.

2-я группа. Пройти через кольцо

Цель: снять напряжение участников путем включения их в групповое физическое действие; создание атмосферы взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха; объединение участников для решения задачи на основе партнерства.

Участники стоят в кругу. На руку одного надевается обруч. Затем все берутся за руки. Задание - обруч передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. По сути, вся живая цепочка должна пролезть через кольцо, не разжав соединенных рук.

3-я группа - игра Подарок

Цель: развить умение пользоваться языком жестов; создание атмосферы доброжелательности.

Сесть в круг. Ведущий передает соседу справа некий воображаемый подарок - молча, показывая, что дарит, только жестами. Получив подарок, счастливый обладатель должен понять, что он получил, и передать тот же подарок своему соседу справа. Последний участник, получив подарок, должен сказать словами, что он получил.

4-я группа - Стаканчик

Цель: снять напряжение от встречи; поддержать открытое выражение положительных эмоций; способствовать развитию нестандартного мышления.

Сесть в круг. Ведущий дает первому участнику пластмассовый стаканчик. Задание: передать по кругу стаканчик так, чтобы способ передачи ни разу не повторился. Кто не может придумать свой способ - штраф (придумывает команда) - отрабатывается в конце игры.

5-я группа. Скажи-ка, дядя!..

Цель: преодолеть тревожность, обратить внимание друг на друга, объединив для решения задач в условиях партнерских отношений; способствовать интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность; стремление к устранению психологических барьеров, совершенствованию коммуникативных навыков путем активного игрового взаимодействия.

Разбиться на 3 - 4 подгруппы, каждая получает один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на вопросы и отдать ответы ведущему. Тактику игры каждая группа определяет сама: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов:Время - 10 минут (на 10 вопросов).

  1. Имена скольких участников начинаются на букву "К"?
  2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?
  3. Что написано на входной двери кабинета, в котором мы сейчас находимся? Сколько здесь стульев?
  4. Выясните у Елены, в каком городе она родилась.
  5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?
  6. Узнайте, какое любимое блюдо у Кирилла.
  7. Как зовут человека, который живет в доме № 107 по улице Панфилова?
  8. Сколько карманов в куртке, которую носит Андрей?
  9. Какой любимый анекдот у Саши?
  10. Сколько кустов шиповника растет на клумбах перед зданием нашей школы?

Замечательные игры вы подготовили. Теперь ваша задача - выбрать ту, что показалась вам наиболее интересной, удобной для обучения, приятной - то есть такой, которая поможет вам, как будущим психологам и будущим 10-классникам, научиться общаться, знакомиться, налаживать контакт. Давайте проголосуем.

Кто за игру 1 группы - Фотоальбом

2-я группа - Пройти через кольцо

3-я группа - Подарок

4-я группа - Стаканчик

5-я группа - Скажи-ка, дядя!..

Замечательно, вы выбрали то, что вам понравилось больше всего. Я уверена, что наше занятие не пройдет для вас бесследно и ваши знания, полученные сегодня, вам обязательно пригодятся. А теперь давайте все вместе поиграем в игру, которая вам больше всего понравилась.