Урок истории по теме " Восточное напраление внешней политики Ивана Грозного"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательная: рассмотреть основные направления восточной политики Ивана IV, ее причины и результаты.
  • Развивающая: развивать навыки сотрудничества в команде, решая совместные задачи.
  • Воспитательная: воспитать уважительное отношение к истории своего народа и страны.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, материал с первоисточниками, картина с изображением Ивана Грозного, карта "Российское государство во второй половине XVI века", ватман, СД.

На стенах плакаты с высказываниями историков об эпохе и деятельности Ивана IV.

Основные понятия: ясак, казаки, атаман Ермак, хан Кучум.

Опережающее задание: презентации учащихся группы на тему: "Присоединение Казани и Астрахани", "Присоединение Сибири", "Вхождение Чувашии в состав России".

План урока:

  1. Восточная политика.
  2. Добровольное вхождение Чувашии в состав русского государства.
  3. Присоединение Казани и Астрахани.
  4. Освоение Сибири.
  5. Итоги внешней политики.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание

Ход урока

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. Мы изучаем очень интересный период в истории нашей страны - эпоху Ивана IV (Грозного). На прошлом уроке изучили реформы Ивана Грозного. На интерактивной доске проецируется изображение Ивана IV, карта "Российское государство во второй половине XVI века". Беседа по вопросам.

Какие реформы были проведены Иваном Грозным?

В чьих интересах проводились реформы Избранной рады?

Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет? Аргументируя ответы примерами, привести учащихся к выводу о значении проведенных Иваном IV реформ для дальнейшего развития России.

Тема сегодняшнего урока: "Восточное направление внешней политики Ивана Грозного". Тему и план урока записываем в тетради. (Они спроецированы на доске) Представление целей урока.

Мы рассмотрим, какие вопросы надо было решать Ивану IV во внешней политике, особенно на Востоке? Каким образом они решались? Каковы общие итоги восточной политики, какие из поставленных целей были достигнуты?

Вводное слово преподавателя: (приложение 1) Золотая Орда распалась на отдельные княжества. Московская Русь развивается. Проводятся реформы. В это же время Иван Грозный начинает активную внешнюю политику

Направления

Постановка проблемного вопроса:

Каковы же причины военных действий России на Востоке? Была ли острая необходимость в этом?

Работа в команде по группам.

На основе параграфа 26 учебника и отрывка документа Ключевского "Восточное направление внешней политики в середине XVI века" каждая группа на ватмане выписывает обоснование необходимости присоединения: 1 команда - Казани; 2 команда - Астрахани; 3 команда - Сибири. Представитель каждой команды у доски озвучивает свой ответ.

Привести учащихся к выводам: что, активная внешняя политика на Востоке диктовалась потребностями дальнейшего развития России. Для этого необходимо было: а) ликвидировать осколки Золотой Орды, так как они представляли угрозу для развития страны; б) овладеть волжской дорогой для усиления торговых, культурных связей восточными и южными странами; в) освоить новые земли для экономического развития и т.д.

В период решающего похода на Казань, чувашский край, входивший в состав Казанского ханства, изъявил желание быть вместе с русским народом. Презентация I группы - "Вхождение Чувашии в состав России" (Приложение 2). Просмотр опережающего задания, выполненного с применением ИКТ. Выводы о значении вхождения чувашей в состав России записываются в тетрадь. Обратить внимание на многовековую дружбу наших народов.

II группа выступает с презентацией темы: "Присоединение Казани и Астрахани" (Приложение 3). Участие чувашей во взятии Казани. Рассказать притчу о чувашском гусляре, который помог русским при штурме казанского кремля. Подводим учащихся к пониманию того, в данный период происходит развитие централизованного и многонационального государства. Кроме чувашей, о русском подданстве просили и другие нерусские народы. Многие из них вошли в состав России в XVI веке. (Размышление о том, в чем причина такого решения?)

III группа выступает по теме: "Присоединение Сибири" (Приложение 4). После выступления выводы о значении присоединения Сибири записываем в тетрадь.

Общие выводы по теме:

Россия расширила свои территории и защитила исконно русские земли

Вся Волга оказалась в пределах России, что способствовало развитию торговли с южными и восточными странами

Другие народы стали добровольно присоединяться к России

Открылись возможности заселения и освоения земель за Уральскими горами

Возникли новые города

В казну государства стали поступать дополнительные налоги

Дискуссия о многонациональности русского государства. На основе изученного материала учащиеся делают выводы:

а) Положительные стороны: народы избавились от набегов и разорений воинственных соседей; под влиянием русских у них развивалось земледелие; оседлое животноводство; ремесла; торговля; появляются новые города; русские и нерусские жители обменивались элементами культуры; происходит распространение традиций христианства.

б) Отрицательные стороны: постепенное насилие русских феодалов, духовенства над нерусскими народами; насильственная христианизация; захват земель русскими феодалами; большие налоги.

Рефлексия.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Можно ли считать восточную политику Ивана Грозного успешной и все ли поставленные цели были достигнуты?

Закрепление.

Используя электронный учебник Кирилла и Мефодия " Уроки Отечественной Истории до XIX века", ответить на вопросы тестирования по изучаемой теме. (Один из учеников у компьютера отвечает на вопросы, другие выполняют в тетрадях через проецирование задания на доску).

Подведение итогов.

Ознакомление с высказываниями историков об эпохе и деятельности

Ивана IV: Ключевского В.О., Соловьева С.М., Шмидта С.О. (Приложение 5) и выводы.

Выставление оценок активным ученикам.

Домашнее задание.

Используя дополнительные материалы, в том числе и Интернет ресурсы, написать исторический портрет Ивана Грозного.  26 ответить на вопросы (стр. 219).

Литература к уроку:

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. общеобразовательных отношений./ Под ред.А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, 2007.
  2. Зимин А.Л. ХорошевичА.Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982.
  3. Ключевский В.О.Соч.: в 9 т. Т 2.
  4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1983.
  5. Большая советская энциклопедия. (Использую статьи, иллюстрации и карты).
  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки Отечественной Истории до XIX века СД.