Урок алгебры по теме "Построение графика квадратичной функции"

Разделы: Математика


Цели: знакомство с подлежащим усвоению материалом, формирование умения строить график квадратичной функции с помощью найденных координат её вершин; подготовка к экзамену в новой форме.

Оборудование:  графопроектор.

Раздаточный материал: бланки заданий

Ход урока

1. Задание на дом: п.7, № 122, 131 [учебник Алгебра – 9, под ред. С.А.Теляковского, изд. Просвещение, 2008 г.]

2. Актуализация  базовых знаний:

2.1. Какая функция называется квадратичной? (Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида  у = ах2 + b х + с,  где х – независимая переменная, a, b, c – некоторыечисла,  причем  а  0 ).

2.2. Тест – контроль. Проверочная работа №1. (Приложение 2).

Проводиться инструктаж учащихся по заполнению бланков с проверочной работой. (В верхней части бланка к каждому заданию, кроме  задания 4), даются четыре ответа. Все необходимые вычисления и преобразования выполняются в рабочей тетради. Верный ответ необходимо обвести в кружок. В задании 4) верный ответ требуется записать в отведенном месте. В нижней части бланка работы в отведённых  местах записывают фамилию, имя, отмечают полученные ответы. Потом нижняя часть бланка отрывается по штриховой линии и сдаётся  учителю. За три верно выполненных задания ставится оценка «3», за четыре – «4»,  за пять – «5»)

2.3. Раздаются бланки с проверочной работой. На выполнение работы отводится 5 мин и после сдачи отрывной части бланков, учащимся раздаются ключи для проверки ответов.  (Приложение 3). С помощью графопроектора  проверяют  выполнение преобразований в задании 4) Правильность выполнения исправлений отрабатывается на оставшейся части бланка.

Сообщается, что через два урока учащиеся будут выполнять следующую работу на эту тему. (Приложение 2, Приложение 4).

2.4. Учащимся предлагается в рабочей тетради с помощью шаблонов изобразить графики функций из задания 5). Правильное построение  демонстрируется на экране. При этом отмечается, что знание координат вершины параболы позволяет быстро построить её график, определить промежутки возрастания, убывания и знакопостоянства функции. (Приложение 1 - Рисунок 1)

3. Изучение темы урока.

3.1. Работа с учебным пособием «Алгебра 9» под редакцией  С.А. Теляковского, изд. 2008 г.

Учащиеся читают пункт 7 и составляют к нему план:

1) Преобразование формулы  y = ax2 + bx + c  в формулу вида  y = a (x – m)2 + n, где m = -  ; n = -   .

2) Инструкция по построению графика квадратичной функции.

3) Образцы оформления решения задач на построение графиков квадратичных функций.

4. Закрепление темы урока.

1) Учитель: «Какие задания необходимо разобрать и выполнить в классе для усвоения темы урока и выполнения домашней работы?»

2) Ученики предлагают №№ 121,123.

3) Находят в п.7 учебного пособия образцы выполнения похожих примеров.

4) №121 (а)  разбирают вместе с учителем. Далее по образцам работают в парах.

5) Образцы решений в конце урока демонстрируются на графопроекторе

№ 121

а)  Решение. Графиком функции  у = х2 - 4х + 7 является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдём координаты вершины параболы:

m = -   = 2 n = 22 - 4•2 + 7 = 3

Отметим  на координатной плоскости точку (2;3) – вершину параболы. Изобразим схематически её график. (Приложение 1 – Рисунок 2а)

 б) Решение.  Графиком функции  у = - 2 х2 - 5х – 2  является парабола, ветви которой направлены вниз. Найдём координаты её вершины.

m = -  =  ; n = - 2

Отметим на координатной плоскости точку ( -  ; 1 ) – вершину параболы. Изобразим схематически  её график. (Приложение 1 – Рисунок 2б)

№ 123

Решение. Графиком функции у = 2 х2 + 8х + 2 является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдём координаты её вершины:

m = ; n = 2 · (-2)2 + 8 · (-2) + 2 = - 6.

Вычислим координаты ещё нескольких точек:

х

 -5,2

 -5

-4

 -3  

 -2

-1

0

 1

 1,2

у

14,48

12

 2

-4

 -6

-4

2

12

14,48

Отметим эти точки на координатной плоскости и соединим их плавной линией. Получим график функции у = 2 х2 + 8х + 2. Используя график, ответим на вопросы. (Приложение 1 – Рисунок 3)

а) Если  х = -2,3 , то у -5,8;
если   х = -0,5 , то у -1,5;
если   х = 1,2 , то  у 14,5;

б) у = -4  при  х = -3  и  х = -1;
у = -1  при  х-3,6  и  х -0,4;    
у = 1,7 при  х-1,8  и  х-0,2.

в) нули функции: -3.7.  и  -0,3;

у > 0 при  х  ( -; - 3,7 )  ( -0,3; + ) ; у < 0  при  х  ( -3,7; -0,3 ):

г) функция  возрастает на  [-2 ; + ), убывает  на  ( -;-2]; у = -6 - наименьшее значение функции.

Итог:

1) Нахождение  координат вершины параболы по формулам:

m =  — ; n = — или
m =  — ; n = ax2 + bx + c.

2) Порядок построения графика квадратичной функции.

3) Чтение графика функции.

4) Подготовка к ЕГЭ (формирование умений работать с тестами и заполнять соответствующие бланки).

5) Самооценка.