Урок математики в 3-м классе "Прием умножения для случаев вида 23 х 4"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ознакомить с приемом умножения двузначных чисел на однозначное;
  2. Закреплять умение решать составные задачи;
  3. Развивать логическое мышление и внимание учащихся в устном счете;
  4. Воспитывать коллективистские качества взаимопомощи и самостоятельности в работе в группах и индивидуально на уроке.

Оборудование:

Таблицы для устного счёта, учебник математики («Математика» (ч.II.) авт. М.И.Моро, М.А.Бантова и др.), формулы – таблицы свойств умножения.

Оргмомент:

Запись числа, классной работы учащимися в тетрадях.

1.Устный счет.

а) Работа в группах. Решение выражений и нахождение «ключевых» слов ответов.

б)Проверка.

№1 группа

90:30=3(с)
11х7=77(к)
80:4=20 (о)
100:20=5(б)
100-23=77(к)
2х40=80(и)

Ответ: «скобки»

№2 группа

3х9 =27(ц)
82-70=12(и)
5х3=15(ф)
80-43=37(р)
18+7=25(а)

+

2

5

7

2

Е

А

Ц

3

Н

Т

Р

1

И

Ф

м

 Ответ: «цифра»

№ 3 группа

90: 10=9 (д)
100:10= 10(р)
9х9=81(о)
38+17=56(б)
27+22=49(и)

49

11

9

56

30

10

24

81

И

С

Д

Б

Е

Р

В

О

Ответ: «дроби»

№ 4 группа

100:20=5(с)
80:8=10(у)
91-84=7(м)
70:10=7(м)
90:30=3(а)

Ответ: «сумма»

№ 5 группа

70-35=35(м)
60-26=34(и)
6х4=24(н)
15:1=15(у)
19+6=25(с)

+

4

5

6

1

К

У

Е

2

Н

С

О

3

И

М

А

Ответ: «минус»

№6 группа

64:8=8(ч)
60:6=10(и)
9+17=28(с)
54-27=27(л)
4х4=16(о)

Ответ: «число»

2. Сообщение учителем темы урока.

Запись темы учащимися в тетрадь.

Прием умножения для случаев вида 23х4 и 4х23

3. Подготовка к новому материалу.

На доске записаны выражения : 3х25; 25х3; 40х2;20х5;18х4;4х18

- устно группируйте эти выражения в столбики и обоснуйте свой ответ.

Выслушивание вариантов группировки детей в столбики.

а) 40х2; 20х5 – умножение двузначного числа на однозначное, где двузначное число ( и в ответе) – заканчиваются «0).

б) 25х3; 18х4 – попробуйте умножить двузначное число на однозначное самостоятельно в тетрадях.

Проверка: Как вы рассуждали, умножая это выражение?

Д. - Заменяем первый множитель суммой разрядных слагаемых;

- Прочитываем это выражение (умножение суммы на число);

- Вычисляем. Умножаем каждое слагаемое на число и полученные результаты складываем.

У. – Какое свойство умножения применили?

(распределительное (а+в)х2=ах2+вх2)

Запись на доске учителем (с комментарием ученика) выражения 25х3=(20+5)х3=20х3+5х3=60+15=75

Второе выражение записывает на доске учитель (с комментирование устным)18х4=(10+8)х4=10х4+8х4=40+32=72

в) выведение этапов решения (алгоритма) нового вида умножения (двузначного числа на однозначное)

Алгоритм решения:

  1. Заменяем…
  2. Прочитываем…
  3. Вычисляем…

г) 3х25; 4х18 умножение однозначного числа на двузначное число.

- Что можно сказать об этих выражениях?

Самостоятельное решение выражений. Проверка.

У. – Ответы выражений второго и третьего столбика одинаковы, т.к. используются переместительное свойство умножения (ахв=вха)

Запись выражений (на доске) с устным комментарием и опорой на алгоритм решения.

3х25=3х(20+5)=3х20+3х5=75 – учителем

4х18=4х(10+8)=4х10+4х8=72 – учащимся

У. –-Заменяем второй множитель суммой разрядных слагаемых.

- Прочитываем полученное выражение (умножение числа на сумму).

- Вычисляем. Умножаем число на каждое слагаемое и результаты складываем.

4. Физкультминутка.

А. как мы будем умножать 23х4? 4х23?

Н. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику (стр.7,II часть) - №

- Как в учебнике умножали 23х4 и 4х23?

а) чтение образца рассуждения учащимися.

б) пр.№1 стр.7. Самостоятельная работа по вариантам

I вариант – 1 строчка

II вариант – 2 строчка

Проверка с устным объяснением выражений.

26х2 24х4 18х3 5х17 4х25

5х16 13х3 2х45 26х3 28х3

5. Решение составных задач

а) з.№2 стр7

Составление (на доске) краткой записи к задаче (коллективное) с детьми.

Книг 32 кг. по 8 кг. -? п одинаково

Фруктов ? по 6 кг.- ? п

- Что известно по условию задачи?

- Какой главный вопрос?

- В чём особенность задачи? ( посылок с фруктами и с книгами) « столь же» т.е. одинаково)

б) Самостоятельное решение задачи (по выбору) по действиям и выражениям. Двое учащихся решают на (закрытой) доске.

в) Проверка

С./р. 6х(32:8)=24 (кг)

6. Работа по учебнику .Дифференцированное задание : пр.6стр.7

а)* вычислите выражения, где ответом является однозначное число;

б)** вычислите выражения, где содержится арифметический знак деления;

в)*** вычислите те выражения, где ответы в вычислениях заканчиваются на «0».

д) проверка

*90:30=3 *** и ** 7х8-42:7=50 36:4+27=36 ***(20+30)х2=100

*100:20=5 9х9-х3=54 50-21:3=43 *** (20+30х2=80

-Какое выражение не попало в наши задания? (9х9-9х3) Почему?

е) Работа по карточкам 3-х учащихся.

7. Домашнее задание.

Пр.5, з.4 стр.7.

8. Итог урока.

  • С каким случаем (приемом) умножения познакомиться на уроке?
  • Где этот приём умножения можно использовать, применять? (в жизни- в счёте, в решении задач и примеров на уроке)
  • В чём состоит алгоритм (этапы) решения этого приёма умножения?
  • Какие свойства умножения использовали на уроке?
  • Что запомнилось вам на уроке математики сегодня? Какой именно вид работы на уроке?