Формирование грамотности учащихся на основе морфемного анализа слов при изучении темы "Состав слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Проработав в школе 10 лет, никак не могла понять: почему, изучая орфографические правила, отрабатывая их многочисленными треннинговыми упражнениями, дети всё – таки при письме допускают ошибки. Это парадокс: стоит учащихся познакомить с новым правилом, тут же слова на данную орфограмму начинают писать неправильно, хотя до этого не допускали в этих словах ошибок. Как же добиться грамотного, осознанного письма? Я начала поиск. Перечитала массу методической литературы, статей в журналах. Прежде всего, познакомилась и использовала метод орфографического чтения П. С. Тоцкого, изложенного в его книге «Орфография без правил» (Москва, «Просвещение», 1991г.). На начальном этапе обучения чтению заставляла читать детей так, как написано, чётко произнося все звуки в слове, т. е. орфографически. Пересказ учащихся, чтение стихотворений наизусть – всё «резало» слух. Но постепенно, это произошло непроизвольно, незаметно, чтение детей выровнялось, стало орфоэпным. В 3 - 4 классе  метод орфографического чтения использовала только на уроках русского языка. Но что я заметила: дети, которые пришли в школу нечитающими, писали грамотнее уже читающих до школы детей.

До метода орфографического чтения я использовала опоры. Они были очень просты:

Когда я просила детей подобрать примеры к правилу, первыми словами всегда были слова с карточек – опор. Тогда я решила сделать опоры посложнее, т. е. на «карточку» выписала все слова из учебников (1-4 кл.) на данное правило. Из урока в урок, пока изучалось правило, ставила цель: данные слова необходимо не только запомнить, но и уметь подбирать проверочные слова. После этого четко проговаривали данные слова вместе с проверочными. Например: «местность» от слова «место», один «снег», а много «снега», одна «голова», а много «головы», маленькая «головка» и т. д. Затем проводила устные «Орфографические минутки», контрольные и проверочные словарные диктанты в специальных «маленьких   тетрадках".  Применяя орфографическое чтение, частично добилась грамотности, в основном, у «сильных» учащихся, у кого хорошая зрительная и слуховая память. Пришлось искать другие методы. Один из них, который в начальной школе был поставлен ещё в прошлые века крупнейшими методистами, и привлёк моё внимание.

Замечательный знаток начального обучения Д. И. Тихомиров писал: «Близкое и обстоятельное знакомство с составом слова есть самое верное средство, коим, скорее всего, может быть достигнуто правописание».

Основой основ при изучении орфографии считал практическое овладение строением слова и В. П. Шереметевский: «Орфография слова есть нечто иное, как биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слова». Сообразно с этим положением он выдвинул одно основное орфографическое правило, которое всегда должны помнить ученики: "Пиши слова по их составу, а не по выговору» (Из журнала «Начальная школа")

Исходя из всего этого, я представила детям слово, как модель, функциональная структура, каждый элемент которой имеет определённое смысловое значение. При организации обучения важно было, во-первых, создать у учащихся правильное отношение к теме, пробудить и развить интерес, творческую активность; во-вторых, сформулировать у школьников конкретные умения – умения анализировать языковые факты, рассуждая при этом логически и связывая обнаружение частей слов не только с их смысловым значением, но и с принадлежностью слова (с той или иной частью слова) к определённой грамматической категории; в-третьих, стимулировать учащихся на сознательное употребление изучаемых форм собственной речи, развивать у них в элементарном виде «чувство» чувствовать слово.

Всё это потребовало перестройки в работе. Необходимо было в рамках действующей программы, не увеличивая её объёма, и в соответствии с уровнем подготовленности учащихся и перспективности их обучения и развития чётко сформулировать основное направление в изучении темы, разработать учебные материалы, разработать методику обучения по-новому.

Для начала над классной доской нарисовала «Слово – дерево», которое так и назвала «Состав слова». Над корнями разместила карточки с корнями слов, сразу показав чередование согласных и беглость гласных:


Крону дерева разделила на 2 части: орфограммы приставок и орфограммы суффиксов. По корням дерева разместила карточки с орфограммами окончаний. Приставки разбила на 2 группы: неизменяющиеся и изменяющиеся. А суффиксы и окончания распределила по частям речи.

Все части слова написала на маленьких листочках, объяснив детям, что они могут «улетать» из слова или изменяться в слове так же, как улетают или изменяются по цвету листочки на дереве. (Рисунок 1)

Приставки.  

См. приложение 1.

Так появляются первые карточки – опоры. Начинает действовать принцип опережающего обучения, так как приходится попутно объяснять темы 4-5 классов. «Сильные» ученики быстро запомнят правила, а «слабые» -  постепенно. В старших классах закрепят.

Приставки дети запоминают быстро. С суффиксами сложнее. Их много. Но и с этим справиться не трудно. Главное постоянно спрашивать у детей: «Какую знакомую часть слова заметили в слове?», «Посмотрите, есть ли эта часть слова у нашего «Слова – дерева»?», «Что это: приставка, суффикс или окончание?» Через некоторое время учащиеся сами, без напоминания, высказываются о найденной ими знакомой морфеме.

Суффиксы.

См. приложение 2.

Окончания.

См. приложение 3.

При определении окончаний «Е» или «И» у существительных  не требую запоминания «Таблицы окончаний существительных». Дети рассуждают так: «Слово «в небе» стоит не в Род. п. и не 3 склонения, значит, пишем «Е». Слово «у дочки» стоит в Род. п., значит, пишем окончание «И». Слово «без тени» стоит в Род. п. и 3 склонения, выполняются одновременно два условия, смело пишем окончание «И»!

Постепенно дети узнают о значении в слове  корня, приставки, суффикса и окончания:

  • корень – общая часть родственных слов, имеющих одно лексическое значение;
  • приставки и суффиксы – «кирпичики» - «строительный материал» для новых слов;
  • окончания – «связисты» - связывают слова в предложении по смыслу.

Отдельные правила на правописание приставок и суффиксов выписала на отдельные карточки – опоры. Выставляю их на уроке по мере необходимости.

В программу «Школа ХХI в.» под редакцией Н. Ф. Виноградовой  введены некоторые  темы 5 класса, поэтому сделанные мною карточки-опоры мне сейчас помогают. Например:

См. приложение 4.

Работу над определением состава слова провожу на каждом уроке русского языка. Приведу примеры заданий, которые больше всего помогают детям запоминать правописание частей слова:

1. Выделила суффиксы по значениям:

См. приложение 5.

2.  Игра «Собери слова»:

См. приложение 6.

3. Определить орфограммы слова:

КРАСИВАЯ

1.Слово образовано от слова «красный» (раньше в народе на красивую девушку говорили: красна девица, краса), значит в слове КРАС-корень;

2. Новое слово образовалось при помощи суффикса имени прилагательного – ИВ;

3. Окончание – АЯ показывает, что это прилагательное ж, р., ед. ч., и. п.

Такой вид работы сложен, но доступен. Он позволяет рассуждать логически над правописанием слов.

4. Вопросы-загадки:

- Всегда  ли суффикс -К- имеет уменьшительно – ласкательное значение?

(когда говорят: Машка, Дашка)

- Почему слова близки по смыслу: тетрадь, тетрадка, тетрадный?

- Можно ли – ЁНОК – и – К - назвать приставкой? Почему?

- Почему автор называет «ВЕТЕРОК» по-разному?

Ветер, ветерок, ветрище.
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!

- В чём ошибка?

Худенькая ручища, огромная ручка.

5.Составление слов к схемам:

и т. д.

6. Найди родственные слова и определи корень:

Садовник ухаживает за садом.

Бегун хорошо бегает.

Велосипедист отремонтировал свой велосипед.

7. От существительных образовать прилагательные при помощи -Н- :

камень - (каменный)

струна - (струнный)

длина - (длинный)

- Что заметили?  (нн)  

- Почему так получилось?

8. Объясни значение глаголов:

победить - (одержать победу)

застеклить - (вставить стекло)

9. Замени одним словом:

Суп из рыбы - рыбный суп.

Дождь, который бывает осенью – осенний дождь.

10. Прочитайте текст без суффиксов в подчеркнутых словах:

Кот лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет белую грудку и хвостиком двигает.

- Понравился ли вам кот? Почему?

11. Раскладушка «Состав слова».

На заключительном этапе работы по теме «Состав слова и словообразование» выставляю раскладушку, на страницы  которой наклеиваю конверты:

См. приложение 7.

Ученики вкладывают в конверты слова на листочках с данными частями слов. С обратной стороны листочек подписывают. Так я узнаю, чьи это слова. Очень часто дети допускают ошибки. Индивидуально или коллективно мы исправляем их. Например, в слове «ЗАМОК» дети выделяют приставку «ЗА», в слове «БЕГЕМОТ» суффикс «ОТ» и т. д.

12. Подобрать однокоренные слова.

Дети рисуют на альбомном листе дерево. На его корнях пишут выбранный корень слова, а на кроне дерева – однокоренные слова, выделяя все части слова, при помощи которых образовались новые слова. Эта работа очень интересна детям.

Во-первых, они учатся правильно подбирать однокоренные слова (одно лексическое значение).

Во-вторых, для подбора однокоренных слов используют почти все части речи, что расширяет словарный запас учащихся.

В-третьих, развивают эстетический вкус при оформлении своей работы, совершенствуют навыки рисования. (Рисунок 2)

Дети очень любят выставки своих творческих работ. Особенно интересует их рубрика «Найди ошибки и исправь!»

Но главное, что на уроке моим постоянным помощником является «Слово – дерево». Дети легко могут вспомнить правило и применить его при написании любой части слова.

13. Оформление альбома «ЛЕКСИКА».

Самый трудный вид работы, но дети справляются с ней. Вот где формируются навыки грамотного письма, поисковой деятельности, расширяется словарный запас, развиваются творчество и фантазия! (Рисунок 3)

14. Использование перфокарт для тренинга.

См. приложение 8.

15. Памятка  «Орфографический разбор слова по составу».

У каждого ученика есть «Памятка» для разбора слов с таким содержанием:

1. Прочитай слово, выдели окончание, определи его значение и правописание в слове. НЕ ДОПУСТИ ОШИБКУ!

2. Найди в слове корень, от какого слова образовано, определи орфограмму (словарное слово, проверяемая безударная гласная, сомнительная или непроизносимая согласная) и подбери проверочное слово. НЕ ДОПУСТИ ОШИБКУ!

3. Найди в слове приставку или суффикс (если есть), проверь по карточке – опоре правописание. НЕ ДОПУСТИ ОШИБКУ!

Знакомство с составом слова начинаю с 1 класса постепенно. Карточки- опоры ввожу во 2 классе. В 3 – 4 классах дети оформляют  КНИЖКИ – САМОДЕЛКИ: «ВИДЫ РАЗБОРА», « ОРФОГРАФИЯ», «ПУНКТУАЦИЯ», в которых записывают краткие схемы – опоры по темам грамматики, которыми они будут пользоваться и в старших классах.

16. Работа над ошибками.

Большое внимание в формировании грамотности уделяю работе над ошибкам. Проверяя классные и домашние работы, выношу «/» на поля. Сколько « палочек»  на полях, столько и ошибок. Получив тетрадь, ученик сначала работает над ошибками. В каждом слове надо обязательно определить часть слова, в которой допущена ошибка.

Такая систематическая работа дает положительные результаты. Дети учатся рассуждать, доказывая правильность написания слова, легко определяя орфограммы корня, приставки, суффикса и окончания. Считаю, что такая работа над словом должна начинаться в начальной школе. Если ребёнок легко «ориентируется» в слове, то ему легко определять «ошибкоопасные» места в нём, а, значит, писать безошибочно.

17. Творческие работы.

Для формирования грамотного письма даю детям творческие задания: письмо по памяти, сочинение сказок, стихов – чистоговорок, изготовление книжек – самоделок, диафильмов, карточек, иллюстрации к правилам и т.д.

В классе постоянно работает выставка творческих работ учащихся. Без сомнения, во многом детям помогают родители. Я им очень благодарна за это. Потому что работа учителя + ученика + родителей = самому высокому ГПД!

Сейчас мне работать над формированием грамотности на основе знания морфемного состава слова намного легче, так как программа «Школа ХХ! в» под редакцией Н.Ф. Виноградовой даёт «обширное поле» для деятельности учителя и ученика. Теперь уже нет необходимости выискивать время на уроке, чтобы побольше рассказать детям о разных значениях суффиксов или приставок, потренироваться над их правописанием. На самой ранней стадии обучения есть возможность познакомить детей с различными словарями русского языка, ввести их в интересный мир «ЛЕКСИКИ»! Разве не приятно услышать от детей: «Урок русского языка – мой любимый урок, хотя и очень трудный!»

Это моё первое «Слово-дерево»! Сейчас оно уже изменено, состоит из двух крон: приставок и суффиксов. Окончания распределены по корням дерева.