Мир альбомного рисунка и фотографий. Занятия 1–7

Разделы: МХК и ИЗО


Обучение изобразительному искусству как основе художественного мышления является не столько целью, сколько средством постижения духовной культуры и духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом.

В предлагаемой разработке большое значение имеет комплексное воздействие разных видов искусств. Текстовой материал помогает создать нужное настроение на уроке. При передаче романтического образа “Серебряного века” рядом с сюжетным рисунком, пышным букетом, тонкой вязью орнамента, украшающего рамку, звучат стихи поэтов, каламбуры и мадригалы.

В изобразительной деятельности учащихся на занятиях дополнительного образования появляется возможность обобщить полученные на уроках знания, создать интересный сюжет, полюбоваться характером линий, их изяществом, ритмичностью чередования, густотой и разреженностью штриха. Линия, штрих, тон, точка – основные средства выразительности в рисунке. В практических работах варьируются различные приемы работы с графическими материалами. Учитывая все это, учитель может заранее подобрать необходимый наглядный материал к своим урокам и занятиям во внеурочное время, систематизировать его с учетом творческого потенциала данного класса или группы детей.

Основная цель уроков – воспитание, становление и развитие личности учащегося как зрителя, ценителя духовного и нравственного наследия, умеющего передать свое эмоциональное состояние выразительными средствами искусства.

ЗАНЯТИЕ № 1.

История альбомов и альбомного рисунка в России

Цель: формирование ценностных ориентации и внутреннего мира учащихся в сфере значимости художественного наследия.

Оснащение урока.

Наглядность.

Репродукции и слайды из книги А. В. Корниловой “Мир альбомного рисунка”.

Репродукции из “Родословной книги дворян Тютчевых”.

Репродукции из альбома внучки поэта Ф. И. Тютчева О. Д. Дефабр.

Литературный ряд:

А. В. Корнилова “Мир альбомного рисунка”.

А. Семин “Магия фотографии”.

Ход урока (учебный диалог)

Рассказ учителя по данной теме с демонстрацией по ходу диалога репродукций, слайдов и рисунков из старых дворянских альбомов.

В начале своего рассказа учитель вводит понятие слова – “альбом”. Его толкование и происхождение. Перевод с немецкого, французское, итальянское, английское толкование. Говорит о временном отрезке данной эпохи, когда альбом стал особо модным в России. Это XVIII век?– начало XIX века. Его прямое назначение и классификация. Структурное общепринятое строение картинной книги. Отмечает дилетантство, которое преднамеренно использовалось при выполнении рисунков рисовальщиком в альбомах “милых барышень”. Особо отмечается эстетическое, эмоциональное и нравственное влияние альбомов на жизнь дворянских семей. Приводятся цитаты и высказывания современников о значимости альбомов, альбомного рисунка, стихотворных текстов и посланий.

В ходе своего рассказа учитель демонстрирует альбомные листы, заполненные рисунками, символами, шарадами, каламбурами. В это время учащиеся ведут в тетради по ИЗО краткий конспект, отмечая для себя опорные понятия и выделяя те места рассказа учителя, которые будут в дальнейшем использованы учащимися при изучении темы.

Учитель в своем рассказе придерживается следующей последовательности.

1. Иностранное влияние на культуру и светскую жизнь образованных слоев русского общества

2. Осознанный новизм, дилетантство в оформлении семейных альбомов, высказывания дворян (Г. Г. Гагарина, Н. С. Волкова, Л. Крюкова). Выдержки из “Руководства по рисованию” М. Некрасова, и советы рисовальщикам графа Ф. П. Толстого “К тем, кто имеют охоту рисовать”.

3. Историческая ценность альбомов конца XVIII – начала XIX веков в России.

4. Рассказ об альбоме внучки Ф. И. Тютчева – О. Д. Дефабр, о ее трагической судьбе, связанной с городом Астрахань.

В качестве активизации творческой и поисковой работы учащихся предлагается:

1. Включение учащихся в беседу. Высказывание своих суждений, мнений.

2. Вызвать интерес к альбомным зарисовкам, орнаментам, сюжетным рисункам.

3. Побудить учащихся к анализу этих рисунков, самой структуры построения альбома, текстовому содержанию. Стараться, чтобы учащиеся высказали личное мнение. Урок должен ставить задачи нравственного воспитания учащихся, любви к прошлому своего народа, вхождения в образ тех молодых людей, чьи альбомы они просматривают и анализируют.

В конце диалога рекомендуется сделать выводы по опорным понятиям:

1. Зачем нужен был альбом в образованном обществе России?

2. Откуда пришло в Россию увлечение альбомом и что означает это слово?

3. Какие чувства и традиции сохранялись и воспитывались с помощью семейных альбомов?

4.Что такое история семьи? Нужна ли она в современном мире? Что позволяет сохранить семейный альбом? Есть ли у альбома будущее?

Этими вопросами мы подвели учащихся к главной цели всего блока уроков по данной теме.

Изучение этой темы завершится созданием макета своего альбома. На каждом следующем уроке будут выполняться практические работы, пополняющие страницы создаваемого учащимися альбома. Это будет особая творческая работа, где они могут показать свои умения и навыки в изобразительной грамоте, полученные в течение всего времени обучения в школе. Многие могут презентовать себя как творческую, неординарную личность путем нахождения особых нестандартных решений в оформлении выбранного проекта.

На доску вывешивается таблица с примерными темами будущих проектов – альбомов. У учащихся есть выбор. Они могут предложить и свою, совершенно новую версию.

Примерные темы.

1. Мой любимый город.

2. Искусство и красота спасают мир.

3. Мой сокровенный и тайный друг.

4. Большой корабль моих родственников.

5. Мое хобби – автомобиль.

6. Я похвалюсь своей семьей.

7. Школьные годы чудесные...

8. Я один такой на свете.

В конце урока учитель предлагает записать эти темы в тетрадь по ИЗО и подумать дома над ними.

На следующем уроке вы окончательно определитесь со своим проектом и заявите его. На каждом уроке мы будем делать практические задания, которые помогут реализовать ваш замысел. Каждый из вас неповторим, а значит и работы у вас будут разные.

Домашнее задание:

1. Если дома есть семейный альбом, то посмотреть, как он выглядит (какие в нем рисунки, записи).

2. Если есть семейные реликвии: бабушкина шкатулка, солдатский альбом папы или деда, засушенные цветы, медальон и т. д., то принести на следующий урок, если это возможно.

3. Принести черную гелиевую ручку, карандаш, листы белой бумаги (формат А4).

4. Определиться с темой проекта.

В ходе беседы и диалога с учащимися учитель должен определить для себя, каков внутренний творческий потенциал класса. Это поможет выбрать наиболее оптимальный тип урока. Так же необходимо определить, какой метод подачи материала будет наиболее удачным в конкретном классе.

Практические работы необходимо подбирать и проводить, придерживаясь принципа неспешности, последовательности. И, конечно же, для эффективности работы учащихся на уроке огромное значение имеет внутренний эмоциональный заряд учителя, его артистизм, чуткость и желание сделать урок интересным.

ЗАНЯТИЕ № 2.

Каким я хочу видеть свой альбом?

Цель урока. Выражение намерений через конструкцию и украшения.

Эстетическое восприятие характера украшения альбомов и их выразительность Стилизация животных и растительных форм.

Роль орнамента, рисунков-символов, пиктограмм и т. д. в выразительности украшений семейных альбомов.

Оснащение урока

1. Таблица № 1 “Разнообразные мотивы орнаментов в мировом искусстве”.

2. Таблица № 2 “Мотивы геометрических форм абстракционизма”.

3. Таблица № 3 “Фрагменты орнаментов, созданных ЭВМ “Фракталы”.

4. Семейные альбомы учащихся и другой художественный материал семьи.

Ход урока. Подготовка рабочего места

Альбом, карандаш, ластик, тушь, перо, черная гелиевая ручка, собственный поисковый материал для урока, тетрадь по ИЗО.

На прошлом уроке шел разговор об исторической ценности дворянских альбомов тех далеких времён. Мы знакомились с удивительной жизнью образованной России. Было дано задание на дом: посмотреть, в каком состоянии хранятся ваши фотографии, фотографии ваших дедушек и бабушек, детские рисунки, поздравительные открытки, присланные вашей семье. Может быть сохранились какие-то вещи, рисунки, письма ваших родственников, которые жили в XIX или даже в XVIII веках. Замечательно, если Ваша семья сумела сохранить этот материал. В большинстве случаев, семейный художественный архив содержит фотографии, памятные рисунки, стихи, вышивки, поздравительные открытки двух или трех поколений. И часто весь этот бесценный материал истории конкретной семьи хранится не должным образом.

По какой схеме обычно мы храним их и пользуемся ими? Где их место в доме? Как мы демонстрируем это нашим друзьям, знакомым? Бывает ли нам неловко за наше небрежное отношение к своей истории? Напишите эти вопросы в тетрадь, позднее Вы дадите на них ответ.

Ответы учащихся

1. Рассказы о том, как они воспринимают понятие “История семьи”, из чего она складывается.

2. Анализируя альбомы друг друга, учащиеся выбирают самые лучшие, где чувствуется бережное отношение членов семьи к своим предкам, к памяти о них, любовь к детским годам своих детей, к особым событиям в жизни этой семьи и этого рода.

Далее пояснения учителя

Существуют несколько стереотипных схем подбора и хранения собственного художественного архива.

1. Хаотичная (хранят кучей в папке).

2. Семейный альбом по родственной линии или возрастной.

3. В семье несколько альбомов с разной тематикой.

– Детские годы родителей.

– Школьные годы родителей.

– Близкие родственники, подруги.

– Свадьбы, рождение детей, их детские годы, школьные годы.

– Солдатские альбомы родителей (папы).

Эти альбомы почему-то оказались особо сберегаемыми. Раньше служба в Армии была почетна и доблестна. Именно в этих альбомах мы находим множество наивных сюжетных рисунков, стихотворений и посланий. Молодой человек получал в армии много новых впечатлений. Он с гордостью показывал своей семье, где он служил, с кем был знаком.

4. Сегодня уже есть в продаже маленькие “душевные” и “тайные книжечки”, альбомы, куда девочки и девушки записывают различные гадания, песни и приклеивают фотографии кумиров.

5. Тетрадь по искусству, которую вы ведете с 4 класса, тоже можно считать вашим художественным архивом, она тоже является одной из схем хранения и подборки познавательного и иллюстративного материала по темам изобразительного искусства.

Вы уже выбрали тему, которая будет основой для создания проекта альбома. Но какую бы вы тему не выбрали, напишите сочинение, в котором расскажете, как хранятся у Вас дома фотографии и другие предметы художественного архива Вашей семьи. Опишите схему, по которой вы будете собирать материал об истории Вашей семьи. Это сочинение вы предоставите на презентации вашего проекта. Оно будет одним из листов вашего будущего альбома.

Эстетическая сторона оформления альбома

В оформлении альбома большую роль играет душевный фактор. Это и дизайн альбомов, и удобное для данного человека размещение художественного материала, при этом либо удобное для работы, либо приятное для свободного времяпрепровождения и воспоминаний.

А теперь давайте рассмотрим предложенные таблицы. Это основные мотивы орнаментов в мировом искусстве. Мы изучали и касались этой темы в начальной школе и в среднем звене, и в старших классах. Каждый раз можно вновь и вновь любоваться плавностью линий, ритмичностью узора растительного орнамента. Это удивительные сплетения геометрического орнамента с растительным, введение в них зооморфных мотивов и т. д.

Практическая работа поможет в оформлении альбомных листов, рамочек для фотографий, прорисовки заставок и буквиц.

Практическая работа

1. Возьмите лист белой бумаги (формат А4) и аккуратно расчертите его на 24 части (по ширине на 4 части и по длине на 6 частей).

В первом вертикальном ряду в каждом квадрате нарисуйте простейшие растительные формы (листик, цветок), можно нарисовать птиц, насекомых. Растительный орнамент – орнамент, состоящий из ритмически упорядоченных стилизованных растительных элементов, Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами (И. Билибин). Далее по горизонтальному ряду выполняйте стилизацию вашего узора, придавая ему изящество и декоративность. Этим листом вы будете пользоваться при составлении орнаментов и букетов для украшения листов вашего альбома. Вспомним законы стилизации и декорирования.

2. При выполнении этого задания вы сможете показать свои знания и умения в композиционном построении и символике орнамента. Продемонстрируете умение выполнять виды орнаментов (геометрический, линейный, ленточный, растительный и т. д.).

Приготовьте лист белой бумаги, возьмите карандаш или тушь с пером.

Разделите лист на четыре части, руководствуясь таблицами в каждом окошке, выполните элементы.

- Растительный орнамент в полосе.

- Геометрический орнамент. Предварительно рекомендуется просмотреть графические метаморфозы П. Пикассо и М. Эшера (Эшер М. Графика – М, 2001).

- Введите в геометрический орнамент зооморфный мотив – тип орнамента, получивший широкое распространение в искусстве кочевых народов, применявшийся в рукописях и декоративно-прикладном искусстве Средневековья.

- Создайте фрагмент собственного орнамента (в полосе, круге).

Эстетическая оценка работ

1. Анализ работ во время творчества.

2. Выделение интересных находок форм, цветовых пятен, силуэтов, повторов.

3. Анализ готовых работ по графической выразительности и композиции.

Домашнее задание

Прочитать стихи С. Есенина, Н.Заболоцкого, А. Ахматовой, А. Блока.

Принести в школу понравившиеся образные стихи.

Принести репродукции красивых букетов, цветов, которые вам понравились, и по смыслу и по структуре подходящие для макета вашего альбома, различные силуэтные изображения (замечательные мастера графики – Е. Нарбут, Н. Ильин).

ЗАНЯТИЕ № 3

Сюжетный рисунок в альбомах XIX века

урок – дискуссия

Постановка проблемы. Причина интенсивного развития домашнего искусства в виде рисованного альбома в XIX веке.

Цели и задачи

1. Исследовать художественную ценность сюжетного рисунка и орнамента в оформлении альбомов.

2. Способствовать нравственному и духовному воспитанию, чувству бережного отношения к истории своего народа, своей семьи.

3. Проверить свои графические умения и навыки в изображении изящных форм и ритма в орнаменте. Пополнить свой проект макета альбома сюжетным рисунком или заставкой.

Оснащение урока

Учителю

1. Репродукции из книги Полуниной В., Капитуновой А. “Гербарий, составление композиций и орнамента”.

2. Репродукции сюжетных рисунков и шарад из книги Корниловой?А.?В. “Мир альбомного рисунка”.

3. Фотоподборка полевых и садовых цветов.

Для учащихся

1. Исследовательский материал о культуре общения в XVIII–XIX вв., собранный в результате самостоятельной поисковой работы.

2. Понравившиеся стихи, созвучные выбранной теме проекта альбома.

3. Материалы.

Тушь, гуашь, белая бумага (формат А4), клей, ножницы, тонкая кисть, карандаш или гелиевая ручка с черной пастой, заостренная палочка, тетрадь по ИЗО, тонированная бумага.

Ход урока

Учитель продолжает знакомить учащихся с содержанием и оформлением дворянских альбомов и с альбомами “милых провинциальных барышень”. Зачитывает стихотворение “Альбаум” из книги В. А. Кониловой. Возможно включение в рассказ точных фактов:

а) принадлежность альбома конкретной дворянской семье,

б) авторская подпись под посланием, стихотворением, рисунком – символом, шарадой,

в) критические замечания и едкая ирония современников этой эпохи по факту ведения альбома и качеству рисунков, а также о социальной значимости альбома.

Рассказ учителя перемежается с высказываниями учащихся по ходу решения проблемы урока.

1. Анализ рисунков в альбомах XIX века.

2. Собственное мнение и критические замечания.

3. Вывод.

4. Как бы сделал ты?

Учитель обращает внимание на текстовое оформление альбомов, на его нравственную направленность (педагогический альбом), на содержание тайных зашифрованных посланий в виде шарад и рисунков- символов.

Учитель предлагает учащимся несколько шарад и рисунков – символов. Учащиеся пытаются разгадать смысл, заложенный в этих рисунках.

Делают вывод

1. Можно было признаться в любви.

2. Можно было о чем-то предупредить.

3. Можно было дать какое-то наставление.

4. Без слов можно было указать на порок и т. д.

Заостряется внимание на том, что альбом был в то время средством тесного общения среди молодежи на балах, вечеринках, при мимолетном знакомстве (проездом в Н-ой губернии). Существовал и негласный игровой кодекс в заполнении альбома. Вопрос учащегося: “А не в этом ли причина такой популярности альбома?”.

Композиционная структура альбомного листа

Коснуться композиционной структурной организации листа. Это взаимодействие стихотворного текста и рисунка, как сюжетно, так и графически. Ведь условно – декоративная и орнаментальная графика сплошь покрывала листы некоторых альбомов.

Роль аллегорических изображений сводилась к выполнению основной декоративной функции, это украшение страниц, роль заставки, концовка, виньетки или монограммы.

Существовал язык цветов: роза – красота, настурция – хранительница тайн и т. д. Познакомить учащихся с образцом педагогического альбома, принадлежащим Людмиле Сергеевне Даргомыжской. Этот альбом завела для нее мать – Мария Борисовна, урожденная княжна Козловская (выдержки из альбома).

Продемонстрировать репродукции из особо ценных дворянских альбомов, хранящихся в Государственном музее им. А. С. Пушкина. Вопрос: Почему же был так востребован альбом и именно рисованный среди молодежи и вообще в дворянских семьях?

Ответы учащихся

1. Давал возможность чувствовать себя нужной, красивой, умной.

2. Каждый рисунок в альбоме дарил владельцу в свободные минуты восхитительные воспоминания.

3. Помогал остановиться у черты, отделяющей добро от зла.

4. Помогал критически посмотреть на себя со стороны.

5. Это был самый надежный хранитель тайн.

Учитель

Гордость за наших предков, соотечественников переполняет наши сердца. Но мы живем в другое время.

Какие нравственные ценности мы возьмем из прошлого, что нового мы внесем в оформление современного альбома?

Какой язык символов будет теперь у Вас? Как он будет звучать? Учитель предлагает выполнить практическую работу. Звучит музыка “Танец цветов” из балета “Щелкунчик”.

Практическая работа

Попробуем оформить в своем альбоме особый лист, который будет нести информацию о нашем настроении, пожелании или предупреждении. Выразим это через ритм пятен.

Возьмем лист белой бумаги форматом А4 Определим на нем рамку, ограничивающую будущий сюжетный рисунок или рисунок – символ (рисунок – настроение).

РИСУНОК

Вырежем рамку, подложим вниз тонированную бумагу (черную, синюю, красную, теплых тонов), зафиксируем ее. Теперь возьмем 5–10 маленьких бумажных листиков и вырежем силуэты цветов и птиц (можно разных размеров). А теперь поиграем, подвигаем полученные силуэты. Ночью (на черном фоне) цветы ожили и устроили танцы на поляне. Скоро прибудет фея и они хотят удивить ее, хозяйку альбома (мальчики могут выбрать интересную для них сюжетную композицию).

1. Выложите спокойный плавный ритм пятен и зафиксируйте это в памяти.

2. Но вдруг налетел ветер – озорник и все цветы весело перемешались, они смеются и хохочут - хаотичный веселый ритм.

3. Но злые силы не дремлют, они решили испортить праздник и послали Ветер-Буян навести порядок. Закружил цветы и птиц Буян, закружился с ними и заигрался.

В этом странном буйном танце кружились птицы, цветы и прибывшая на праздник фея.

4. Теперь зафиксируйте силуэты, как вам нравится больше. Края рамки оформите ажурным орнаментом, в углу можно нарисовать аллегорические рисунки и оставить место для пожелания.

5. Эту практическую работу можно выполнить и гуашью. Это один из самых простых вариантов. Прочитайте стихи, которые вы подобрали и создайте образ к своему сюжетному рисунку.

6. Вы можете вокруг рамки выполнить абстрактный рисунок, накинуть паутинку тонкого орнамента. Вспомните орнаментальные мотивы, которые мы рисовали на прошлом занятии. Завершите композицию в углу альбомного листа оригинальной концовкой в виде арабески или рисунка.

Эстетическая оценка работ.

1. Презентация работ учащихся.

2. Определение лучших работ экспертами из числа учащихся.

3. Почему эти работы лучшие? Выступления всех учащихся.

4. Какие недочеты есть в работах: сюжет, ритм, колорит, небрежность в проведении линий и т. д.

5. Что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

Итог урока

Оценки за лучшие ответы в ходе решения проблемы урока. Оценки за лучший сюжет рисунка. Оценка за лучшее оформление рамки.

ЗАНЯТИЕ № 4

Особенности живописи и фотографии

Урок-беседа

Цель: Познакомить учащихся с самобытностью фотографии, ее ценностью в жизни. Что роднит фотографию с живописью и чем они отличаются друг от друга.

Оснащение урока:

Иллюстративный материал - репродукции сюжетных, репортажных, семейных фотографий, фотографии киноактеров и других знаменитостей, репродукции классического натюрморта XVIII–XIX веков (Ван Гог, Сезанн, Петров-Водкин, Пикассо), живописные портреты (Брюллов, Врубель, Серебрякова, Тропинин).

Ход урока

- Рассмотрим фотографии из альбомов, которые вы принесли. Что мы можем сказать о них?

- Когда фотография, точнее, дагерротипия только-только зарождалась, ее воспринимали всего лишь как способ получения точного изображения, более объективного, чем то, что создает художник. Фотографией восхищались, но главным образом, как техническим новшеством. Никто и предположить не мог, что мир, в котором есть фотография, будет так не похож на прежний.

- Когда фотография приобрела свое лицо?

- В XX веке. Благодаря изобретению Ньепса. Двадцатый век, единственный из всех канувших в вечность, оставил столько запечатленных мгновений.

- Где сегодня используется фотография? (Периодическая печать, документальное кино, реклама, архивы и альбомы). Сегодня без фотоаппарата не обходится ни одно путешествие, ни одно торжество, ни один человек в этом мире.

- В чем же самобытность фотографии, в чем ее ценность?

- (Документ – застывший момент жизни. Мы видим подлинные лица деятелей политики, искусства, истории и культуры лишь благодаря фотографии). Фотография притягивает своей простотой и доступностью Человек, отправляясь, например, в Париж, обязательно берет с собой камеру, чтобы сняться на фоне Эйфелевой башни. Казалось бы, вокруг продается тысяча открыток с ее видами. А все дело в том, что человек с большим удовольствием увидит потом в альбоме свой, весьма посредственный снимок, чем самую распрекрасную открытку. Этот снимок ему просто необходим как подтверждение собственного бытия “здесь и сейчас”. Кроме того, процесс фотографирования не так уж прост. В долю секунды возникает непостижимая связь между фотографом и объектом съемки. Это ощущение вернется через много лет, когда случайно наткнешься на пачку старых карточек. Фотограф энергетически воздействует на выбранный объект, а потом уже фотография начинает влиять на своего создателя, воскрешая в памяти прежние чувства и переживания.

- Является ли фотография разновидностью изобразительного искусства?

- Да. Вследствие технической эволюции изобразительных средств. Фотографы вначале подделывались под живописцев, копируя их методы и приемы.

А теперь рассмотрим наши живописные зарисовки в альбомах.

- Что же роднит фотографию с живописью и чем они отличаются друг от друга?

– И то и другое – плоскостные статические изображения, ограниченные определенными размерами (подходим к понятию “кадр”)

– Фотография, как и живопись — искусство. Значит она подчиняется тем же законам, что и живопись (законы гармонии, композиции, контраста и т. д.).

Вот об этом и поговорим подробнее.

Учитель: Чем художник пишет свое полотно?

Ученик: Красками. Художник работает цветом.

Учитель: Значит живопись – это цветопись. Вспомним из программы 9 класса, что лежит в основе фотографии?

Ученик: Свет. Значит фотография – это светопись. Это первое отличие от живописи.

Учитель: Все ли граждане России получают паспорт в 14 лет? Почему в паспорт вклеивают фотографию, а не рисунок художника?

Ученик: Фотография – вещь объективная, а рисунок – это всегда субъективный (личный) взгляд художника.

Сравним несколько фотографий, портретов, натюрмортов с живописными портретами, фотопейзажами или натюрмортами. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу. В фотоизображении больше объективного, это документ. В живописи художник синтезирует увиденное, создает образ.

Ну, а теперь поговорим о том, как можно оживить наши семейные фотографии, сделать их более привлекательными.

Для примера возьмем натюрморт “Букет цветов”. Полученной монокомпозицией ты сможешь украсить плоскость альбомного листа с фотографией твоих родителей, друзей или любимого человека. Можешь на весь лист нарисовать такой прекрасный букет и написать стихотворение или пожелание. Украсить текст и края листа виньетками или арабеской. Это задание можно выполнить и живописно. Тогда появится возможность выразить эмоции и чувства с помощью цвета. Можешь поиграть кусочками бумаги и лоскутками ткани. Ткань и бумагу можно складывать и скручивать, приклеивать полностью на лист или частично.

Попробуй дома, что у тебя получится?

Коллаж – что говорит тебе это слово?

Практическая работа

Тема: Сочинение композиции из трав, растений и цветов

Вам понадобятся следующие материалы

1. Подборка репродукции (вырезки из журналов) цветов, декоративных веточек, полевых растений.

2. Тушь или черная гелиевая ручка, бумага формат А4.

Задачи практической работы

- Выполнить монокомпозицию, разработать крупный декоративный элемент, мотив.

- Использовать особую выразительность линейно-пятнового рисунка.

Рекомендации учителя

1. Смотри долго – рисуй быстро.

2. Быстрота при зарисовке делает линии четкими и трепетными.

3. Рисунок будет выразительным, если в нем участвуют линии разной толщины, но не больше трех, иначе вы потеряете ясность и лаконизм изображения.

4. Используй закон простоты. Выражай самое существенное и главное наиболее скупыми средствами.

5. Важное значение имеют те участки, где есть изгибы, изломы. Зрительное восприятие форм будут интереснее, если выделить их. Выбор линий диктует размер рисунка. Чем крупнее рисунок, тем толще линии.

Из имеющегося наглядного материала выбери те, которые имеют ясную форму и четкие очертания.

Акцентируй центральную часть – выбери крупный цветок или лист подходящей формы и легкими движениями карандаша зафиксируй рисунок. Центр можно сместить, но не сдвигай его на край.

Следующие элементы композиции расположи так, чтобы их организация, направление движения и цвет были уравновешены. Из трех вариантов равновесия выбери самую подходящую для твоего рисунка.

1. Ориентировка на центр.

2. Фигуры сдвинуты в верхнюю часть плоскости.

3. Фигуры сдвинуты в нижнюю часть листа.

Эстетическая оценка работ.

Вы выполнили работу графически и живописно. Посмотрим, что получилось. Насколько удачно сочетается Ваша композиция с фотографией или фотокартинкой в альбоме. Мысленно представьте себе это. Является ли фотография центром в общей композиции? Какие из выставленных работ Вам понравились больше?

Каким букетом Вы украсите фотографию мамы, папы, сестры, брата, подруги или родственников? А может в этот букет подойдет Ваша фотография в раннем возрасте? Все это используйте при оформлении своего проекта альбома.

Итог урока

Оценки за лучшие работы, лучшие рассказы и дополнения в ходе беседы о фотографии.

Домашнее задание

Затонировать основными цветами три листа форматом А4. Желательно сделать постепенный переход цвета от слабого к более насыщенному тону.

Можно применить технику монотипии по сырому. При рассматривании журналов обратить внимание на шрифт. В рекламных роликах, по телевизору следует также обратить внимание на текстовое звучание и шрифт.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель урока

1. Сформировать четкое представление, что шрифт – произведение графического искусства, важнейший элемент полиграфического изображения.

2. Систематизировать и обобщить художественно-графические умения и эстетические знания.

Оснащение урока

Наглядность

Таблица 1. Начертания шрифта.

Таблица 2. Архитектура шрифта.

Таблица 3. Русская вязь. Кириллица.

Различные наборные гарнитуры шрифтов, авторские шрифты.

Демонстрационные экземпляры плакатов, альбомов, афиш, журналов.

Репродукции изображения и текста из дворянских альбомов.

Ход урока

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией таблиц и репродукций. Учитель рассказывает о стиле и композиционном построении элементов альбомного дизайна. Приводит конкретные примеры оформления альбомов, современные буклеты. Все это рассматривается с точки зрения организации пространства листа, гармонии и баланса пятен, масс, их движения и ритма. Затем приводятся примеры, когда сочетание изображения и текста создают стилевое единство и, наоборот, когда изображение и текст спорят между собой, нарушая композиционное единство. Учащимся предлагается в устной форме:

1. Выполнить сравнительный анализ организации пространства альбомного листа.

2. Выявить нарушения стилевого единства текста и изображения.

3. Предложить, что бы они сделали для создания гармонии.

Далее учитель проводит небольшой экскурс в историю создания шрифта.

Даются точные определения

1. Пиктографическое письмо (что, где, когда, в виде чего).

2. Идеографическое письмо.

3. Слоговое письмо.

Учитель может дать вопрос учащимся для самостоятельного поиска ответа, но может и сам напомнить, что две тысячи лет до нашей эры появился алфавит. В Европе он появился около XI века до нашей эры, был создан финикийцами и являлся прообразом многих алфавитов мира. Учитель дает сведения о Древнерусском алфавите и рукописных книгах древних славян. Нельзя не упомянуть о том, что в 1564 году (16 век) Иван Федоров в России напечатал первую книгу “Апостол”, создав свой способ печатания. Тем самым мы формируем нравственные основы личности – чувства уважения к людям, посвятившим жизнь высокой цели; к людям образованным, к книгам как источнику просвещения.

Демонстрируются таблицы. Русская вязь. Кириллица. Говорится подробно про особое декоративное письмо – Вязь. Дети дополняют рассказ учителя, включаясь в беседу.

Вопросы учителя

1. Где можно было встретить такую письменность?

2. Какие книги украшались орнаментами?

3. Какую смысловую нагрузку выполняли рисунки, вставки, орнаменты в таких книгах?

4. В каких современных изданиях, на каких предметах можно увидеть эту орнаментику?

Внимательно рассматривая репродукции, идет обсуждение орнаментики шрифта. Постепенно учитель подводит учащихся к выводу, что было бы здорово украсить макет своего альбома этим шрифтом.

Украсив русской вязью свои инициалы или инициалы своих родственников, вы сможете доставить удовольствие им и себе. Можно первую, заглавную букву поздравления – послания, стихотворения украсить орнаментом.

Учитель предлагает подготовить необходимый материал для практической работы.

Практическая работа

Построение графической композиции с использованием текстовых и шрифтовых элементов

Цель практической работы:

Выработать у учащихся умение в упрощенной форме выражать свою изобразительную мысль.

Уметь искать, менять и находить желаемое и грамотное.

Вам понадобятся бумага белая, тонированная, тушь, краски, кисть, карандаши, перо, ножницы, линейка, клей.

Ход работы

1. Расположите лист вертикально. Отступите по краям, оставив место для полей. Оставшееся пространство разлинуйте. Например, 3 см – строка, 1 см промежуток. Внизу оставьте побольше свободного места.

2. Нарисуйте буквицу, учитывая общий силуэт буквы, ее читаемость, пропорциональное отношение к другим буквам текста. При украшении буквицы обратите внимание на вязь “кириллицы”. Далее напишите брусковым шрифтом или любым другим весь текст послания, при этом соблюдайте стиль букв, их ширину и высоту. Выделите графический вариант буквицы в цвете (гуашь, тонкая кисть). В конце послания нарисуйте заставку черной гелиевой ручкой или черной тушью (одиночный цветок, букетик, бантик). Буквицу можно вырезать из цветной бумаги, а орнамент выполнить гуашью.

Эстетическая оценка работ

1. О чем вы думали, когда выполняли эту работу?

2. Кому бы вы отправили это послание?

3. Украшает ли лист ваша яркая, большая, изящная буква?

4. Что еще можно украсить такой буквицей?

Анализ урока.

Обсуждение работ учащихся. Сравнительный анализ. Самооценка учащимися своих работ.

Итог урока.

1. Оценки за лучшие устные ответы и активное участие в беседе.

2. Оценки за лучшую композицию.

На следующем уроке мы продолжим разрабатывать композицию с изображением и текстом.

Домашнее задание

Принести на урок различные вырезки из журналов, подходящие по теме вашего проекта. Фотоматериал из журналов, газет по разделам, например, люди, лица, природа. Принести тушь, черную гелиевую ручку, ножницы, клей, кисть, гуашь, перо.

ЗАНЯТИЕ № 6.

Выразительные возможности шрифта

Цель: Продолжить обобщение художественно-графических умений и эстетических знаний по теме урока. Восприятие и развитие образа в?альбоме через изображение и текст.

Оснащение урока

1. Демонстрационные экземпляры плакатов, книг, альбомов или афиш.

2. Репродукции из альбомов XVIII–XIX веков с изображением ярко украшенных вензелей, виньеток, монограмм.

3. Подборка фотоматериалов (коллаж).

Ход урока

Рассказ учителя.

Напоминание учащимся о том, что шрифтовые композиции были настоящим художественным открытием. Чтобы выполнить графический дизайн, необходимо организовать материал и помнить, что это в первую очередь средство передачи информации, а только потом украшательство.

В данном случае мы говорим об альбоме для современной молодежи, которая желает организовать свой семейный художественный архив. При оформлении важны честность, простота. Маршрут движения текста выбирается так, чтобы его направление соответствовало естественному движению глаз во время чтения, т. е. из верхнего левого угла в нижний правый. Помните, что излишняя симметричность и предсказуемость не интересны.

Вводится определение

Шрифтовая композиция – это гармоничное сочетание пропорций отдельных букв, слов, всего текста по отношению к заданному формату.

Учитель демонстрирует журналы, альбомы, плакаты. Предлагает учащимся выполнить устно анализ изобразительно-текстовой композиции демонстрационного материала Самостоятельно охарактеризовать специфику подачи и организации в нем изобразительного и текстового материала. После устной работы учащиеся могут перейти к выполнению практического задания.

Практическая работа

1. Возьмите чистый лист бумаги формата А4, можно тонированной. Расположите его горизонтально, оставив со всех сторон место для полей.

2. Разместите по центру крупные буквы своих инициалов, задайте их параметры, например 9х12, первую букву фамилии и имени.

3. Используя знания в выполнении украшений на составление орнаментов, составьте красивую композицию из двух букв. Такой вензель, помещенный в углу альбомного листа или на обложке, украсит его.

Упражнение – эскиз на композиционное построение какого-либо вида полиграфического дизайна (открытки).

1 вариант: возьмите лист бумаги. Определите рамку открытки в соответствии с форматом листа. Оставьте поля со всех сторон.

Внутри этой рамки можно приклеить любой подходящий фрагмент из журнальных вырезок, “портрет”, “лицо”, пейзаж и т.д. Придумайте короткий текст, состоящий из одного – трех предложений. Выделите первую букву. Украсьте ее кириллицей, можно и абстрактный вариант. Рамку по контуру украсьте орнаментом растительным, геометрическим, зооморфным. Вместо текста можно на листе закомпоновать инициалы свои или человека, кому вы посвящаете эту открытку. Текст может плавно перейти в причудливую арабеску.

2 вариант: можно к выполнению этой работы подойти неординарно, смело, творчески. Попытаться совместить несовместимое, в зависимости от темы вашего альбома.

Например, использовать крученую бумагу, нитки, кусочки ткани Можно даже использовать песок. Для этого на бумаге написать свои инициалы краской, а затем украсить их орнаментом и рисовать орнамент клеем, быстро посыпать клей песком и дать высохнуть. Излишки песка стряхнуть, а полученный песочный орнамент затонировать гуашью. Вместо орнамента можно украсить свою монограмму языками пламени, танцующими цветами и птицами, легкими витками дыма от свечи и т. д.

Анализ урока

1. Выделение лучших шрифтовых композиций.

2. Детальная характеристика стилевого единства изображения и текста.

Итог урока

Оценки за самостоятельный анализ специфики подачи и организации изобразительного материала и текста в альбоме. Оценки за лучший эскиз открытки.

Домашнее задание

1. Приготовить четыре листа белой и тонированной бумаги.

2. Фотоматериал, цветные вырезки из журналов, пейзажи, интерьеры, фотографии животных, портреты, лица, происшествия, шрифты, различные по размеру и цвету, одну старую газету.

3. Весь коллажный материал должен подходить к выбранной теме проекта альбома.

4. Гуашь, тушь, перо, 2 кисти (большая, мягкая и маленькая с острым кончиком), ножницы и клей.

5. Дома выполнить абстрактный вариант открытки. Считать ее одним из листов макета альбома.

ЗАНЯТИЕ № 7

Оформление обложки альбома

Тема урока: “Взрыв эмоций. Портрет состояний”.

Цель урока: выполнить эскиз обложки альбома в современном варианте.

Оснащение урока.

Наглядность: репродукции из книги Женевьев Кастермана “Живопись”, “Авеньонские девицы” Пабло Пикассо. “Крик” Мунк. “Композиция” В.Кандинский. “Подсолнухи” Ван Гог.

Ход урока

Рассказ учителя (решение эмоционально- эстетических впечатлений)

Хотите познакомиться с необыкновенным человеком? Это французский художник Женевьев Кастерман. Он издал книгу для детей, где учит через искусство (при этом через любой вид искусства) выражать свои чувства и эмоции, настроение и собственно действие. Он говорит: “Бери любой материал, который тебе доступен, краски, глину, песок, мел, камушки, фантики от конфет, старые газеты и журналы, лоскутки и кусочки ткани, шелуху от подсолнечника и многое другое. Можешь взять жесты и мимику, смех и слезы, стихи и прозу”. Всеми этими предметами ты можешь украсить свой мир, подарить радость близким и друзьям, создать праздник и чудо.

Наша цель: решить на уроке проблему нахождения дизайнерского решения плоскостной композиции, состоящей из ваших зарисовок, фрагментов газет, журналов, из элементов шрифта, стихотворных текстов и?т.д. Эта композиция будет служить одним из вариантов оформления первого листа вашего макета.

Итак, мы создаем необыкновенный стильный, современный проект-дизайн обложки альбома по выбранной теме.

На предыдущих занятиях мы делали различные практические работы, связанные с орнаментом, композицией букета, с компоновкой рисунка и текста. Воспользуйтесь всеми этими знаниями и умениями.

“Рисуй и самовыражайся” – говорит Женевьев Кастерман.

Ты в растерянности, столько информации? Спокойно подумай, за восемь?лет обучения в средней школе ты накопил багаж знаний. Не говори сразу “Не могу”. Ты принес на урок необходимый для практической работы материал (цветные вырезки разных сюжетов из журналов, подходящие к теме твоего альбома, тексты и шрифты, старые газеты, фотографии). Ты можешь выразить себя, когда говоришь, поешь, кричишь, смеешься или плачешь, и даже когда молчишь. Танцуй, рисуй, лепи, фотографируй. Ты выражаешь себя жестом, улыбкой. Ты можешь даже придумать собственный язык (вы это делаете на сцене, на уроках театра). На этот случай Кастерман дает такой совет в своей книге: “Чтобы выражать себя в живописи, нужно знать, какими средствами обладает язык изобразительных искусств”. Ты все это знаешь. Вспоминай уроки изобразительного искусства.

“Живопись – гораздо более прямой и непосредственный язык, чем слово. Вот почему картина лучше выражает наш внутренний голос, чем слово”.

Жан Дюбюффе

“Выразить зеленым и красным бушующие человеческие страсти”.

Винсент Ван Гог

Практическая работа

Вам понадобится:

1. 4 листа белой бумаги (формат А4).

2. Набор вырезок из журналов (пейзажи, портреты, шрифты) в соответствии с выбранной темой.

3. Несколько старых газет, 1–2 фотографий – своих или друзей.

4. Гуашевые краски, две кисти (одна широкая, другая потоньше).

5. Клей, ножницы, черная гелиевая ручка.

Поиск способов

Вспомните, как лучше работать кистью. От нажима на кисть зависит характер мазка. Выбери наиболее выразительные средства.

Рекомендации учителя

Помни, все эти упражнения выполняются достаточно быстро, широкими и слитными мазками, желательно без предварительного карандашного рисунка.

Возьми первый белый лист бумаги. Теперь вспомни о каком-нибудь своем сильном переживании. Закрой глаза — представь снова, как это было. Что именно ты чувствовал, как это происходило Изобрази это, выбрав подходящие цвета: веселые или грустные Выбери форму линий: резкие или плавные, размашистые или собранные, бессвязные или упорядоченные. Тебе лучше иметь две кисти. Одну – широкую мягкую и другую – поменьше с более твердым ворсом. Усиливая или ослабляя нажим на кисть, ты получишь различный характер мазков. Выбери по своему усмотрению.

Возьми второй лист белой бумаги. Множество выражений, в которых упоминаются различные части тела — передают наши эмоции. Выбери наиболее подходящие к твоему первому рисунку и твоему настроению.

Например:

1. У меня закипела кровь от злости.

2. Ногу свело.

3. Душа ушла в пятки.

4. Глаза полезли на лоб.

5. Волосы встали дыбом.

6. Повесил нос.

7. Ноги стали ватными.

Надеюсь, тебе теперь все понятно. Нарисуй это, только постарайся сохранить смысловую связь с первым рисунком.

Возьми третий лист белой бумаги.

Простым карандашом, отступив по короткой стороне листа 70 мм, проведи прямую линию. Теперь по длинной стороне листа отступи 40мм и так же проведи прямую линию. У тебя получится прямоугольник по центру листа. В нем старайся не выходить за контуры этой рамки. Именно в нем ты будешь творить.

Если хочешь, выполни это упражнение в паре с соседом, придайте лицу разные выражения (гримасы, соответствующие различным чувствам). Зафиксируйте самую выразительную и подходящую к вашему проекту гримасу. Гуашь накладывай густо, сочно. Играй на контрасте цветов.

Если у вас есть зеркальце, то можно смотреться в него и рисовать себя. Попробуй применить технику мультипликации, чтобы нарисовать свое лицо или соседа по парте – насмешливое, испуганное, недовольное или восторженное.

Вместо нарисованного портрета можно вклеить фотографию или собрать портрет-коллаж.

Возьми четвертый лист белой бумаги. Оставь по краям чистое поле паспарту, по центру определи контуры рамки для портрета. Например, прямоугольник, квадрат, ромб и т. д. Аккуратно, ножницами сделай надрез посередине и вырежи рамку. Двигай полученным окошком по нарисованному портрету. Выбери наиболее эффектный фрагмент и зафиксируй его. На оставшейся плоскости бумаги (паспарту) приклей наилучшие фрагменты из 1-го и 2-го листа.

А теперь пришла очередь вырезок из журналов и газет. Заполни пустые места этим материалом в соответствии твоего замысла. Можно вырезать буквы и набрать текст. Можно черной тушью воспроизвести подписи известных художников или написать соответствующие эпитеты или послания. Например, “Мой самый отчаянный писк”, “Я в гневе”, “Тебе, мой друг, я посвящаю”, “Как хобби – только пламенный мотор”. Современный вариант обложки вашего альбома готов. Но это только один вариант, а их бесчисленное множество.

Предлагаю вам выполнить по желанию компьютерную версию этой практической работы.

Эстетическая оценка работ

1. Творческий подход к реализации задания.

2. Использование различных техник исполнения.

3. Цветовое звучание. Колорит.

Анализ лучших работ

Выступления экспертов из числа учащихся.

Итог урока

Оценки за лучшие фрагменты всех работ.

Домашнее задание

Принести готовые макеты альбомов. Подготовиться к защите своего проекта.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

1. Аллегория (от греческого – alios – иной и agoruo – говорю) – иносказание, Конкретное изображение человека, предмета, явления, за которым скрывается другое понятие: за волком — злой человек, за зайцем?– беззащитный.

2. Аппликация – это художественная техника создания произведения декоративно-прикладного искусства способом наклеивания кусочков бумаги, картона, ткани, соломки на лист бумаги, картона по заранее подготовленному рисунку (композиции).

3. Арабеска (напоминание о культуре арабского халифата) – это бесконечно варьирующий орнамент.

4. Афоризм (от греческого – определение) – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.

5. Виды искусства – литература, живопись, архитектура, театр. Каждое поколение добавляет что-то свое в этот ряд. Например, кино, телевидение, мультипликации.

6. Диалог (от греческого – беседа) — разговор двух или более лиц.

7. Ирония (от греческого – притворство) – насмешка, осмеяние.

8. Искусство – отражение окружающей нас жизни в художественных образах и художественных произведениях.

9. Кич (от нем. – халтура, дурной вкус) – изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о прекрасном.

10. Композиция (от латинского – составление) – построение художественного произведения.

11. Мотив (от франц – двигаю) – разумное, осмысленное действие, повторяющийся декоративный элемент орнамента.

12. Народная культура – культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

13. Нравы – особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий.

14. Олицетворение – один из видов метафоры. Уподобление неживого предмета живому существу.

15. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов и элементов форм растительного или животного мира. Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, более четко выявить его форму.

16. Пиктограмма – это обозначение какого-либо предмета, события, действия, явления с помощью условных знаков, которые достаточно тесно связаны с изображаемыми объектами.

17. Прием – технический способ выполнения росписи, лепки и т. д.

18. Ритм (от греческого – мерное течение) – повтор в пространстве или во времени одинаковых (сходных) элементов узора и их отношений через соизмеримые интервалы.

19. Рифма (от греческого – соразмерность) – звуковое совпадение в?конце строю.

20. Силуэт – это вид графического изображения фигур предметов. Силуэты вырезают из бумаги, рисуют тушью на светлом фоне либо белилами на темном фоне.

21. Символ (от греческого – знак, опознавательная примета) – идеальный знак, замещающий материальный предмет.

22. Солярные знаки – солнечные знаки, выражающие своей орнаментикой идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.

23. Стиль. Стилевое единство – совокупность устойчивых художественных признаков во всех видах искусства той или иной исторической эпохи (готическая, барокко, классицизм и т. д.).

24. Творческая интерпретация – творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании.

25. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.

26. Узор – неизобразительные украшения поверхности предмета, полученный сочетанием линий, пятен, различных цветов.

27. Фактура (лат. – обработка, делание) – поверхность природная, шероховатая или же поверхность, специально обработанная художником.

28. Эпиграф (от греческого – надпись, заглавие) – яркое изречение перед всем произведением.

29. Эскиз – предварительный рисунок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. Москва Л. 1983.

2. Женевьев Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Москва. ACT Астрель. 2002.

3. Журнал “Вокруг света” № 7, июль 2002.

4. Журнал Астрахань Новое время.

5. Корнилова А. В. Мир альбомного рисунка. “Искусство”. Ленинградское отделение, 1990.

6. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. Москва. 1981.

7. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Москва. ГИЦ. Владос 2004.

8. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. Составление композиций и орнамента. ACT Астрель. Москва 2001.

9. Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” Под рук. Б.М. Неменского. Москва, “Просвещение”, 2005.

10. Соколова Т. М. Орнамент – почерк эпохи. Ленинград, 1972.

11. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. Москва. 1996.

12. Цукарь А. Я. Уроки развития воображения. Новосибирск 1997.

13. Энциклопедический словарь юного художника. Москва “Педагогика”. 1983.