Урок-путешествие в город "Числительное"

Разделы: Русский язык


Цель: Систематизация, повторение, закрепление изученного по теме  «Числительное»

Задачи:

  1. Повторить, закрепить знания, умения, навыки школьников по теме «Числительное»;
  2. Развивать память, устную и письменную речь, внимание, мышление;
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма, умение слушать друг друга.

Оборудование: план города Числительное.

Ход занятия.

 Организационный момент.

Ребята, сегодня вас ожидает необычный урок. Это урок-путешествие по городу Числительное. Мы с вами как раз изучили эту часть речи и поэтому смело можем попутешествовать.
- А как вы думаете, какова будет цель нашего путешествия? (обобщить, закрепить изученное)

А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город Числительное. Вот он (на доске). Мы будем путешествовать в составе 3-х команд.
Назовите свою команду.
Ваша цель – набрать наибольшее количество жетонов (за каждый правильный ответ получаете один жетон), активно работать на уроке при преодолении препятствий, которые вас ожидают на пути к городу. Победившая команда будет награждена дипломом, а самые активные участники получит оценки.

Итак, путешествие начинается.

 Городские ворота

Подойдя к городу Числительное, мы видим, что  город окружают огромные ворота. Чтобы через них пройти, нужно подобрать подходящий пароль и ключ. Подобрать пароль можно ответив на вопрос:
- Что такое числительное? ( Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число,  количество предметов и порядок их при счете, отвечает на вопрос сколько? который?)
Пароль найден и теперь  нужно подобрать ключ к воротам.
Каждая команда получает свой ключ и выполняет задание.

1к – морфологические признаки числительного (Количественные числительные изменяются по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слова один, два. Порядковые числительные изменяются по родам , числам и падежам).
2к- общее грамматическое  значение числительного (число, количество предметов и порядок их при счете. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на 2 основных разряда: количественные и порядковые).
3к- синтаксические признаки числительного (количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного ( в им.п и в.п) с существительным (в Р.п) является одним членом предложения. Порядковые числительные в предложении обычно являются определениями, сказуемыми.)

- Ну вот  ворота открыты. И мы с вами  попадаем на

Центральную площадь

Здесь собралось большое количество жителей города Числительное. Чтобы пройти к замку, нужно развести жителей по домам и выявить «лишних», которые затесались в ряды жителей. ( к доске выходят по одному человеку от команды и распределяют жителей  по домикам
1к- количественные ( 50, 530, 60, пятнадцатью,  тремястами.
2к- порядковые (четвертого, первый,  двадцать пятому, девяносто третьим, сотый.
3к- собирательные и дробные (трое, две третьих, оба, шесть восьмых, семь целых пять десятых, обоих. Лишние – тройка, сотня, единица) 
Остальные записывают в тетради ( у них на корточках те же слова). Затем проверяем. Не допустившие ошибок получают жетон)

Вот вы и подошли к замку. Но со всех сторон замок, как и положено, окружен рвом с водой, чтобы не напали враги. Мост через ров разрушен. Вам нужно его построить из 3-х бревен. Бревно лежат на полу. Но бревна не простые, а с заданиями.

Первое бревнышко - ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ
Командам раздаются карточки с числами, нужно правильно записать словосочетание с числительным и объяснить орфограмму (ь) в числительном. Записать в тетрадь. Затем зачитывает 1 человек из команды.

1)
15 лет,
15 лет,
50 тетрадей,
505 карандашей,
814 арбузов
2)
16 ленточек
20 девочек
60 шаров,
607 игрушек
955 яблок
3)
19 домов
30 столов
70 конфет 720
лимонов
537 растений

Второе бревнышко -  ПАДЕЖ

Просклонять числительные по падежам:
(3 человека у доски -от каждой команды по 1 человеку. Остальные в тетрадях. Проверка, жетоны.)

 1к – 78; 
2к – 302; 
3к – 605.  

Третье бревнышко – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

- Нужно вспомнить какие числительные бывают по строению? ( простые, сложные, составные)
1 к-Что значит простые числительные?
2к – сложные числительные?
3к- составные числительные?

Хорошо, теперь я зачитываю числительные, а вы ставите на листочках, которые в клеточку, кружочки в соответствующих клетках, один из команды ставит на большом листе. Затем кружочки нужно будет соединить в том порядке как вы ставили их, и если вы правильно выполнили задание, то у вас получится рисунок. Начинаем:
На первой строке отмечаем – 33, 15
На второй строке – 3, 20
На третьей строке – 693
На четвертой строке – 70,  7

- Что  получилось? (пять)
- А что такое пять? (числительное)
- Какое числительное? ( количественное). Хорошо.

Аукцион  пословиц и поговорок.

Вот  мы с вами прошли через ров, но перед замком стоит стражник по прозвищу  ПОСЛОВИЧНИК - ПОГОВОРНИК. Он очень любит Устное народное творчество и у каждого прохожего спрашивает пословицу или поговорку о числительном.
Кто больше всего назовет пословиц или поговорок, в составе которых есть числительное, тот очень угодит стражнику и войдет в замок. Итак, начинаем аукцион по очереди. ( за каждый правильный ответ 1 жетон)

  Молодцы, наконец – то мы в замке. Добро пожаловать! В замке очень много комнат. Но во всех комнатах мы не успеем побывать, поэтому посетим самые большие. В замке очень красиво, интересно и необычно. На всех стенах замка наклеены не обои, а, что бы вы думали?,.. тексты с числительными. Один  из них лежит перед вашими глазами. Давайте прочитаем этот текст, определим его тему.

- Какова тема этого текста? ( открытие комического пространства)
- Как можно озаглавить? (Открытие космоса)
- Давайте найдем в тексте имена числительные и определим их разряды. (команды по очереди называют числительные и указывают разряд)
Теперь записываем текст в тетрадь, и числительные прописываем словами.

Сейчас мы зайдем с вами в одну из комнат

Это  комната-«СИНТАКСИЧЕСКАЯ»

- Что мы будем делать в этой комнате, как вы думаете?
В том тексте, который вы записали нужно подчеркнуть числительные как член предложения. ( по очереди, по одному предложению, начиная с первой команды)
Справившись с этим заданием мы моментально попадаем во   2-ю комнату –

«МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ»

Здесь вам предстоит показать свои навыки и умения при разборе числительных. Числительные берем из текста. Каждой команде свое числительное, оно у вас отмечено. 1 человек из команды у доски.

1к – второй корабль

2к – двадцатого августа

3к – обеих собак

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, теперь немножко пофонтазирум, проявим свои творческие способности. Ведь мы с вами уже в 3 большой комнате -

«ПОЭТИЧЕСКАЯ»

Составить синквейн по теме «Числительное»
Проверка (5-6 человек)

Итог.

Вот и подходит к концу наше путешествие.
- Как вы думаете, достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? Почему? ( обобщили, повторили все изученное   по теме «Числительное»)

 Теперь посмотрим, какая из команд лучше всего знает эту часть речи. Подсчет жетонов.
Выставление оценок.

Домашнее задание:

К следующему уроку повторите § 108-115. будет диктант.
Кроме этого написать сочинение: Сказка «Город числительных», красиво оформить на альбомных листах.