Классный час "Что для меня железная дорога?" (10-й класс)

Разделы: Классное руководство

Класс: 10


На фоне движущегося поезда звучат слова:

Ты, мороз ни разу не изведав,
Оценить не сможешь теплоту.
Принимали прадеды и деды
Северных просторов красоту.
И горжусь, что сам на них похож я,
Что не еду в теплые края,
Что на свете мне всего дороже
Край отцов и Родина моя!

А. Ванеев

Классный руководитель: Без знания истории, культуры и прошлого своей страны не может быть будущего. Каждый уважающий себя человек хочет знать, как глубоко уходят его родовые корни, как развивался и жил народ страны, гражданином которой он является. А знание истории своей малой родины делает каждого из нас духовно богаче, заставляет уважать, любить и ценить то место, где мы живем. Несколько наших классных часов были посвящены созданию электронных страниц альбома истории поселка, интинской железной дороги и трудовых династий железнодорожников. Это не случайно: в 2007 году было 170 лет Российской железной дороге, а в 2008 исполнится 140 лет нашей Северной железной дороге. Ребята, вами и вашими родителями была проделана большая поисковая работа. Вы готовили фотографии поселка, собирали материал о железнодорожных династиях. И вот сегодня мы подведем итог этой проделанной работе – пролистаем страницы из нашего электронного альбома под названием “Что для меня железная дорога?” Прежде чем мы начнем, хотелось бы задать вам один вопрос: почему именно о железной дороге пойдет наш разговор? (Ответы учащихся)

  • Трудно представить историю моего родного поселка без железной дороги.
  • Наши родители работают на железнодорожных предприятиях.
  • Многие из нас собираются работать на железной дороге.
  • А я думаю, что не было бы и поселка, если бы не было железной дороги.

Классный руководитель: Все верно. И так начнем. Открываем первую страницу “Из истории Северной железной дороги…” Информацию для этой страницы ребята черпали в библиотеке, в СМИ, в музее, общались непосредственно с теми, кто работает на железной дороге.

Тимошенко Семен: Становление одной железной дороги – это не очень великое событие в масштабах Российского государства, но все-таки знаменательное, ибо несколько поколений людей своей волей и созидательным трудом вписали яркую страницу в эпопею освоения северных регионов России, наладив здесь в целях экономической целесообразности стабильные транспортные коммуникации. История нашей железной дороги сродни истории отдельных государств, с той лишь разницей, что просторы и границы многих из них менялись по воле политических интриг, сговоров, войн, а границы и пределы Северной железной дороги менялись в зависимости от различных внутригосударственных преобразований, вызванных иногда объективными обстоятельствами, а зачастую субъективными решениями высокопоставленных чиновников.

Северные железнодорожные пути не были первыми на карте России. Уже работала Царскосельская дорога, прокладывалась железнодорожная колея в южные районы страны, в сторону Польши. И мы должны оценить прозорливость и инициативу российских промышленников, купцов, инженеров, увидевших необходимость и важность Севера, весьма богатого, но совершенно не освоенного.

Молокоедов Николай: Первый участок Северной железной дороги появился в 1868 году. И только 14 мая 1937 года Совет народных комиссаров СССР принимает постановление о строительстве Северо-Печорской железной дороги на направлении Коноша-Котлас-Ухта-Кожва-Абезь-Воркута общей протяженностью 1600 км. Установлен срок ввода в эксплуатацию – 1945 год. Но в связи с началом Великой Отечественной войны первый угольный маршрут из Воркуты в Москву был отправлен 28 декабря 1941 года. Его вел машинист Петр Дунаев (фото) на паровозе серии О-В. Весь поезд состоял из пары двухосных платформ с воркутинским углем и одного, тоже двухосного, пассажирского вагона для лиц, сопровождающих уголь. Скорость движения по новой дороге была мала, и не был еще построен большой мост через реку Печору, приходилось пользоваться переправой, но вслед за теми двумя платформами пошли сотни вагонов в блокадный Ленинград. И это был интинский уголь, а обеспечивали отправку и транспортировку этого важного груза первые железнодорожники станции Инта, жители поселка Верхняя Инта.

Стародубровский Кирилл: В самом деле, Инта как бы приблизилась к центру страны, к России, ускорилась доставка почты, улучшилось снабжение. Но стальная магистраль в силу ряда причин обошла интинские шахты стороной. Будущий город остался в 12 километрах от ближайшего полотна. Это означало, что к шахтам для отгрузки угля по труднопроходимой тундре необходимо было проложить железнодорожные ветки и грунтовую дорогу. Ценой жизни и здоровья заключенные в рекордно короткие сроки (12 дней!) проложили лежневую дорогу от Инты до железнодорожной станции. К началу 1943 года железнодорожные ветки подвели к шахтам. В марте из Инты отправили первый эшелон угля.

Железная дорога обеспечила рабочей силой стройки Инты и Воркуты: заключенные прибывали сюда эшелонами. Кроме того, благодаря новой магистрали появилась возможность организовать бесперебойную отгрузку строительного леса с юга Коми. На смену полуземлянкам пришли каркасно-засыпные и рубленые дома. Так железная дорога навсегда связала Инту с железнодорожным станционным поселком Верхняя Инта (или, как называют его интинцы, “станцией”), ставшим удаленными воротами города.

Классный руководитель: Следующая страничка “Воспоминания”. Нам повезло, ребята. Сегодня у нас в гостях старожил поселка Новикова Альбина Ивановна. Вся ее трудовая деятельность связана с железной дорогой, на ее глазах строился и развивался поселок. Альбина Ивановна любезно согласилась поделиться с нами своими воспоминаниями.

Новикова Альбина Ивановна: Первыми жителями нашего поселка были, конечно же, заключенные и люди, обеспечивающие их охрану. На территории Верхней Инты находились две зоны. Одна зона для уголовников на старом Стройдворе, там сейчас находится жилой дом по улице Матросова 2а, а другая – недалеко от локомотивного депо для политических заключенных.

Практически весь поселок построен их руками: сама железная дорога, улицы Комсомольская, Приозерная, Матросова. Работали они также на заводе железобетонных изделий, на территории которого сейчас находится привокзальный парк. Локомотивное депо было построено к 1950 году инженером транспортного строительства, осужденным Халтуриным. И я постоянно вспоминаю, что на весь поселок раздавался деповский гудок: начало работы, ее окончание, перерыв на обед. Позднее, в 1950 году, в поселке появляется большое количество командированных для работы на железной дороге. Становится необходимой инфраструктура: строятся больница, аптека, клуб и школа.

После смерти Сталина в Верхнеинтинские зоны перестают поступать новые заключенные, и в 1956-57 годах эти две зоны прекращают свое существование, хотя остатки строений, фрагменты забора с колючей проволокой еще долго напоминали жителям поселка о прошлых днях. И только в 1980 году, когда начали расчищать площадку для строительства нового жилого дома по улице Матросова, все убрали.

Классный руководитель: Спасибо Альбине Ивановне. (Ребята вручают ей подарок). А вот следующую страницу электронного журнала следовало бы назвать “Что было – что стало”.

Прыткова Анастасия: Да, жители поселка, труженики железной дороги многие годы обеспечивали транспортировку грузов разного назначения. Но в связи с реконструкцией железной дороги в поселке происходят коренные перемены, и, как нам кажется не в лучшую сторону. В 1999 году закрыто депо Инта и передано в Печору, сокращаются рабочие места, многие трудовые династии вынуждены покидать поселок. С закрытием самого большого и значимого предприятия в поселке начинает устраняться и инфраструктура. Так, в 2001 году ликвидирована железнодорожная больница, сокращен ОРС НОД-8. Некоторые жилые дома в поселке представляют собой ужасающую картину строений с глазницами пустых окон.

Наша республика – это кладезь земных богатств. Наш город может дать стране уголь, марганцевые руды, открыто единственное в Европе месторождение кварцито-песчаника, необходимого во многих отраслях промышленности. Для транспортировки этих важных грузов просто необходима железная дорога.

Классный руководитель: А я думаю, что не будет и поселка, если не будет железной дороги. Ведь здесь нет ни одной семьи, которая не была бы связана с профессией железнодорожника. И у каждого из вас, ребята, и мамы, и папы, и бабушки и дедушки, а у многих и прабабушки и прадедушки работали и работают на железной дороге. Многие из них и не представляют себя вне другой профессии.

Вот мы говорим: железная дорога, железная дорога. А что она вмещает в себя? Что относится к железной дороге? (ответы учащихся)

Да, железная дорога – это целый комплекс, огромное хозяйство, состоящее из многих частей. Сюда относятся и насыпь, рельсы, шпалы, из чего, собственно, и состоит железнодорожный путь; а также тоннели, мосты; железнодорожная магистраль немыслима без вокзалов, станций, полустанков; ей для работы необходимы семафоры, стрелки, платформы; да и такие понятия, как “разъезд”, “билет”, “полка”, “скорость”, “расписание”, вполне применимы к железной дороге. И, конечно же, железная дорога – это вагоны, уголь, пар и электричество. Но ведь и сами поезда бывают разные. Какие? (ответы учащихся)

Классный руководитель: Пассажирские и товарные, скорые и поезда-экспрессы, курьерские, местные и пригородные. Вы все верно сказали. А сейчас, ребята, я предлагаю вам прослушать одно стихотворение В. Шефнера. Его прочтет наш гость, участник театральной студии Коршунов Евгений. Заранее не даю никакой четкой установки. Просто внимательно слушайте стихотворение, а вопрос прозвучит позже.

(Женя читает стихотворение в форме рабочего-железнодорожника)

Стою на крутом виадуке,
Как будто подброшенный ввысь.
Внизу там – речные излуки,
Там рельсы, как струи, слились.
Там горбится снег подзаборный
И плачет, ручьи распустив;
Там плавает лебедем черным
Маневровый локомотив.
Пакгаузы, мир привокзалья,
Цистерны – как поплавки.
С какой деловитой печалью
Звучат из тумана гудки!
И мне так просторно и грустно,
Как будто во сне я стою
Среди ледоходного хруста,
У счастья на самом краю.
И тянет с туманных перронов
Весенней прохладой речной,
И мокрые спины вагонов,
Качаясь, плывут подо мной.

Классный руководитель: А теперь мой вопрос. Какие новые слова вы услышали в стихотворении? Что они обозначают?

(Виадук – мост через глубокий овраг, ущелье или через дорогу, железнодорожные пути; пакгауз – склад для хранения грузов на станциях)

Вот еще два слова, которые мы можем включить в понятие “железная дорога”. Железная дорога – это огромное хозяйство, а для работы на таком ответственном комплексе нужны люди-специалисты различных железнодорожных профессий. Работа на железной дороге – ответственное и почетное дело, заработная плата железнодорожников высока, ведь РЖД – монополист на рынке. Это целая империя со своими станциями и полустанками и проводниками, бригадирами поездов и начальниками станций. Так это выглядит для простого обывателя. Но за внешней стороной скрывается титаническая работа техников, операторов, диспетчеров, путевых рабочих и мастеров депо. А можете ли вы, как дети и внуки железнодорожников, ответить на некоторые серьезные и не очень серьезные вопросы? Итак, сейчас мы проверим, как вы интересуетесь работой своих близких. Открываем следующую страничку электронного альбома “Викторина”. Закончите предложения:

  • Он – проводник, онапроводница.
  • Он машинист, онамашинист (специалист по вождению поездов).
  • Он – кочегар, онакочегар.
  • Он – стрелок, онатоже стрелок (стрелочница – рабочая на железной дороге, которая переводит стрелки на путях).
  • Он – электрик, онаэлектрик.
  • Он – носильщик, онаносильщик.
  • Он – рабочий, онарабочая.
  • Он – кассир, онакассирша (разговорное).

На этом простые вопросы закончились. Теперь более сложные вопросы:

  1. Это не только аварийная машина, но и уборщица на вокзале (техничка).
  2. Это не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон (проводник).
  3. Это не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и систематическое отправление, и движение поездов по расписанию (график).
  4. Это не только ученый-физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин, в том числе и железнодорожных (механик).

А теперь самые сложные вопросы:

  1. Какое инженерное сооружение может считаться предшественником паровоза? (паровая машина, то есть тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии пара в механическую работу).
  2. Почему колеса поездов не соскальзывают с рельсов? (внутренняя сторона колеса имеет специальный выступ – реборду, или гребень, который препятствует соскальзыванию колеса).

Ребята, для вас это не простые слова. Многие собираются связать свою жизнь с железной дорогой, чтобы продолжить свои железнодорожные династии, о которых и пойдет речь на следующей электронной страничке. Итак, открываем страничку нашего альбома “Железнодорожные династии”. В рамках одного классного часа вы, ребята, не сможете рассказать обо всех династиях. Мы выбрали самые многочисленные. Материал собран и находится в папке. Она будет предоставлена в музей нашей школы, а когда мы завершим начатую поисковую работу, у меня есть желание, и я думаю, что вы меня поддержите, послать собранный материал на республиканский конкурс “Повседневность в истории Севера, семейные традиции”, который проводит Сыктывкарский государственный университет. (Приложение №1)

Классный руководитель: Спасибо ребятам, а мы продолжаем листать страницы нашего электронного альбома. Следующая страничка называется “знаете ли вы?” Эту страницу для вас подготовили Кузина Кристина и Долгий Кирилл. Но прежде ответьте мне, из какого языка к нам пришло слово “вокзал” и что оно значит? (ответы учащихся)

Слово “вокзал” в переводе с английского обозначает “вокальный зал” или “воксал” – по имени некой Джейн Вокс, устроительницы увеселительного парка под Лондоном в XVII веке. В России это слово было в ходу еще при Екатерине II. Почтеннейшая публика отдыхала тогда в так называемых увеселительных садах, где играли оркестры, выступали знаменитые артисты, пели цыгане. В железнодорожную сферу слово перекочевало неспроста. Здания, откуда отправлялись поезда, предназначались не только для ожидания, они строились с расчетом на музыкальное торжество по поводу прибытия и отправления поездов. Отголоски этого замысла в игре оркестров на вокзальных перронах.

Кристина и Кирилл рассказывают о вокзалах:

Самый старый. Старейший в мире вокзал находится в Англии. Это знаменитый Ливерпул-Роад в Манчестере. Он был открыт в 1830 году. 30 лет назад его сделали железнодорожным музеем. / Самый старый в России – это Витебский вокзал, что в Петербурге. Он был создан в 1837 году. Этот вокзал работает и по сей день. Кстати, это единственный вокзал Северной столицы, где поезда отправляются со второго этажа. / Самый большой в мире – Нью-йоркский вокзал Гранд-Централ. Он расположен на 19 гектарах, да и еще на двух уровнях. Ежедневно через него проходят более 500 поездов и треть миллиона пассажиров. Неудивительно, что именно там находится самое большое в мире бюро находок. / Самый красивый. Несмотря на то, что эффектных вокзальных зданий превеликое множество, большинство ценителей их красоты сходятся во мнении, что самый красивый – Виктория Терминус в Бомбее. Он был построен англичанами в 1887 году из желтого песчаника и гранита с отделкой из серо-голубого бальзата и многоцветных камней. / Самый вместительный. Какое же путешествие без ожидания! Чемпионом мира по количеству пассажиров, ожидающих прибытия поездов, является Пекинский вокзал на бульваре Чангань. Он был построен 45 лет назад. Странно, но залы не снабжены креслами, и ожидающим приходится стоять часами. В его 4-х огромных залах могут разместиться 14 тысяч человек. / Самым популярным в России многие считают Белорусский вокзал в Москве. Сюда приходили первые поезда с героями-освободителями Великой Отечественной войны, на этом вокзале также были сняты некоторые художественные фильмы. / А еще есть самый прибыльный – в Японии, самый аппетитный – в Германии.

Классный руководитель: А какого вокзала не хватает? Самого родного?! Самого близкого?! Верно, самый родной – это наш интинский вокзал. Следующую страницу “Ворота города” подготовил Тимошенко Семен, ему оказала помощь в подборе материала начальник интинского вокзала Гапеенко Елена Сергеевна.

Тимошенко Семен: Вокзалы бывают разные. У здания интинского вокзала свое, особое настроение. “Северная жемчужина” с непростой судьбой вот уже полвека встречает гостей сооружением ярко-бирюзового цвета, с барочными мотивами. История красавца-вокзала началась в 1957 году. До этого обслуживание пассажиров находилось на уровне военного времени – когда Инта являлась лишь технической станцией. По этой причине интинцы испытывали немалые трудности. С вокзалом “Инта” связана занятная легенда. Железнодорожники шутят, что станция находится в 15-километровом удалении от города “благодаря” ошибке проектировщиков. Здание вокзала было сдано в эксплуатацию 8 марта 1957 года.

– Сначала вокзал в Инте внешне мало отличался от других северных вокзалов, – рассказывает его начальник Е. С. Гапеенко. – Вокзал Печора как две капли воды был похож на Инту, а Инта – на Воркуту. Но сегодня интинский вокзал один из немногих, сумевших сохранить первоначальный облик. В 2006 году провели капитальный ремонт интерьера вокзала. Железнодорожникам, несмотря на то, что они применяли современные отделочные материалы, удалось сберечь многие элементы богатого убранства здания, особый, свойственный только интинскому вокзалу колорит. Интинскому вокзалу удалось сохранить традицию принимать и отправлять поезда без опозданий, строго по расписанию. Практически у всех работников станции в трудовой книжке имеется одна запись. Это свидетельствует не только о притягательной силе романтики северных дорог, но и о бесконечной преданности интинских железнодорожников своему делу. Многие сотрудники являются основателями или продолжателями трудовых династий. Например, Е. С. Суровцева имеет запись в трудовой книжке “Кочмерское отделение Печорской железной дороги”, которое уже давно прекратило свое существование. Первым начальником вокзала до 1988 года был В. А. Арсентьев (фото). Вторым и до сих пор бессменным остается Е. С. Гапеенко (фото). Она шутит, что на троих (ее родители тоже железнодорожники) их семья посвятила путям 120 лет жизни. В этом году наш любимый вокзал отметил свой 50-летний юбилей. На юбилее присутствовали представители 10 вокзалов Северной железной дороги.

Классный руководитель: Невозможно за такой короткий промежуток времени рассказать обо всем. Мы будем и дальше проводить работу по созданию новых страниц электронного альбома. Но поскольку вы 10 класс и многие из вас решили связать свою судьбу с железной дорогой, то для этого необходимо получить профессию. Итак, я хочу открыть последнюю, заключительную на сегодня страницу электронного альбома “Куда пойти учиться?” Внимательно послушайте нашего гостя С. В. Кудякова. Сергей Владимирович – главный специалист сектора по территориям и сельскому хозяйству отдела промышленности, транспорта и связи МОГО “Инта” (выступление)

Кудяков Сергей Владимирович: Дорогие ребята, ваш сегодняшний классный час называется “Что для меня железная дорога?” Возможно, многие из вас после него сделают свой окончательный выбор в дальнейшей профессии. Надеюсь, он будет связан с железной дорогой. Ведь вы живете в поселке, который расположен около железной дороги. Если посмотреть, то около 70% предприятий и организаций поселка в той или иной степени связаны с ней. У многих из вас родители работают на железнодорожных предприятиях, даже есть семейные династии. Со своей будущей профессией вы должны определиться уже сегодня. Почему сегодня? Вы можете сказать, что у вас есть еще полтора года. Но они пролетят как одно мгновение. Не успеете оглянуться – и вот уже “Последний звонок”, выпускной бал, а там надо куда-то поступать. Я подготовил для вас буклеты, на страницах которого есть перечень среднетехнических и высших учебных заведений, связанных с профессией железнодорожника. Эти учебные заведения еще и расположены недалеко от нас. Это будет хорошим подспорьем для тех, кто решит связать свою будущую трудовую деятельность с железной дорогой. Ну а для тех, кто пожелает учиться в других заведениях, этот буклет будет памятным напоминанием о сегодняшнем классном часе.

Желаю вам, ребята, хорошо учиться, получить аттестаты и поступить туда, куда вы хотите. Хочу, чтобы вы все стали дипломированными специалистами и самое главное – возвращайтесь в Инту. Не верьте никому. Наш город будет жить! Тем более будет действовать железная дорога. Она будет жить веками. И вы, и ваши дети, и внуки будут работать на железной дороге. Удачи вам!

Классный руководитель: Благодарю всех за проделанную работу. Для вас, ребята, родительский комитет подготовил сюрприз. Сейчас прозвучит песня о железной дороге. Слова выпускницы нашей школы Н. Федотовой. Аранжировка музыки нашей выпускницы и родительницы С. Сахновой, а исполнит ее председатель родительского комитета нашего класса Н. Ф. Слизкая. (Приложение №2)

Классный руководитель: Еще раз хочется поблагодарить ребят, родителей за проделанную поисковую работу. Спасибо гостям. Но прежде чем попрощаться со всеми, хотелось бы попросить вас подвести итог нашего мероприятия. А сделаем мы это следующим образом: выразите свое отношение к увиденному и услышанному, прикрепив один из находящихся у вас вагончиков к локомотиву. Вагончики вполне символичны, но они связаны с темой нашего классного часа. На доске прикреплены два локомотива. Верхний локомотив – для гостей, а нижний – для вас, ребята. Прочтите внимательно надписи на вагончиках, и вперед – собирать состав (идет рефлексия).

Надписи на вагончиках:

  • Мне было неинтересно, ничего нового я не узнал(а)
  • Мне было интересно, я узнал(а) много нового
  • Мне было очень интересно и я хотел(а) бы узнать больше.

Классный руководитель: Всем спасибо и до свидания.

Презентация