Интегрированный урок география+информатика. 9 класс. Тема: География.Информационная инфраструктура. Информатика. Информация. Информационные процессы. Практическая работа (поиск информации в Internet)

Разделы: География, Информатика


Цели урока:

  • Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития.
  • Показать элементы инфраструктуры и географию сферы услуг.
  • Познакомить с основным ресурсом шестого цикла Кондратьева – информацией.
  • Закрепить представление о фундаментальном понятии информатики, таком, как “информация”.
  • Развитие дальнейших навыков работы с прикладными программами.
  • Познакомиться с такими понятиями как: web-страницы, браузер, гиперссылка.
  • Использовать ресурсы сети Internet для поиска информации.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомиться с отраслью, которая ничего “материального” не производит, а лишь оказывает разнообразные услуги предприятиям, населению, обществу в целом;
  • рассмотреть влияние телекоммуникационных сетей на территориальную организацию общества и образ жизни людей;
  • научить учащихся искать нужную информацию, используя средства.

Развивающие:

  • развить потребности самообразования;
  • использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках географии и информатики.

Воспитательные:

  • адаптировать учащихся для жизни в информационном обществе;
  • формирование социокультурной компетенции, предусматривающей овладение навыками и умениями для успешной межкультурной коммуникации;
  • повышение самомотивации к изучению географии;
  • понимать важность и актуальность использования современных обучающих мультимедийных программ.

Тип урока:

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование:

Политико-административная карта России. Физическая карта России. Обучающая программа “Фобус” (Системные требования: Windows 95/98/NT/2000/XP; Pentium 200 МГц; 32 Мб оперативной памяти; разрешение экрана 800x600 с глубиной цвета 16 бит; 250 Мб свободного места на жестком диске;CD-ROM; клавиатура; издатель: Новый диск, раздел “Интернет” Особенности программы: Практика вместо теории. Углубленное изучение основ работы в Интернете. Полная имитация среды изучаемых программ. Анализ и комментарии всех действий пользователя. Развитие навыков практической работы с компьютером за минимальный срок. Уникальная методика обучения на основе активного диалога с компьютером. Индивидуальный подход); учебный класс с компьютерами, книги, тетради; мультимедийный проектор и экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока: “ Информационная инфраструктура. Информация. Информационные процессы. Практическая работа с программой Internet Explorer (Фобус- Internet -электронный практикум)”. Приложение 1.
Учитель географии:
Сегодня вы видите перед собой двух учителей, и соответственно к вам предъявляются требования по двум предметам: географии и информатики.
Учитель информатики:
Для меня важно то, как вы будете использовать навыки, полученные на уроках информатики и применять их в изучении другого предмета – географии.
Учитель географии:
Думаю, это у Вас отлично получится, и вы покажите хорошие знания по двум предметам.
Учитель информатики:
Сегодня мы с вами используем ресурсы сети Internet для поиска информации. Познакомимся с такими понятиями как: web-страница, браузер, гиперссылка (на экране с помощью проектора показано правильное написание этих понятий). Сможем понять важность и актуальность использования современных обучающих мультимедийных программ. Выполним практическую работу по поиску информации.

Учитель географии: Познакомимся с непроизводственной отраслью современного хозяйства, информационной инфраструктурой; главным ресурсом инфраструктуры – информацией. Рассмотрим влияние информационной инфраструктуры на территориальную организацию общества и жизнь людей, выполним практическую работу на контурной карте.

II. Совершенствование знаний учащихся по текущей теме.

Учитель географии: Необходимым условием существования современного общества является инфраструктура, то есть все то, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения.

Элементы инфраструктуры представлены на схеме: (схема на экране)

Инфраструктура:

Производственная

Транспортная

Социальная

Информационная

Энергосети,
Водоснабжение,
Теплоснабжение,
Газоснабжение,
Складское хозяйство,
Архивы

Магистрали,
морские,
речные порты,
аэропорты,
ж/д вокзалы

здравоохранение,
образование,
жилищно- коммунальное хозяйство,
бытовое обслуживание,
учреждения
культуры

связь (телефон, телеграф,
компьютерные сети),
информационные агентства,
банки данных,
архивы

В чем состоит значение информации для современного общества?

Ученик: Ценность информации как важного ресурса отмечена была очень давно, однако по- настоящему особое влияние человечество стало ощущать в 1990-х., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.

Учитель информатики: Вспомним определение информации. Назовите пять свойств информации.

Ученик: Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Для того, чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей. Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность.

Учитель информатики: Что такое Всемирная паутина? Как найти информацию с помощью всемирной паутины “Интернет”?

Ученик: Интернет – это телекоммуникационная сеть. К Началу 1997 года в Интернете работало 40 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей сети Интернет. Лидер этой сети – Москва.

Учитель информатики: WWW, Web, Всемирная паутина – часть Интернет, содержащая информацию, размещенную на миллионах компьютеров по всему миру. При подключении к Интернет компьютер имеет доступ к информации. Информация WWW по форме представляет связанные между собой Web- страницы, образующие как бы охватывающие весь мир паутину. Для работы с Web- страницами предназначена программа браузер. Вход в Интернет производится путем запуска браузера.

Учитель географии: В результате интеграции различных типов телекоммуникационных сетей – радио и телевидение, телефонной, мобильной, сотовой связи, компьютерных сетей, передача разных видов информации происходит по одним и тем же каналам .С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи. Какие виды связи вы знаете?

Ученик: Связь – это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую.

Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, переводов и т.д.). Уровень развития почтовой связи высок: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.

К1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек.

Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи – сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.

Учитель географии: Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества?

Ученик: Они способствуют более свободному размещению, как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа.

Ученик: Под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина – значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Размещение таких центров обуславливает география телекоммуникационных сетей. Это крупные города – Москва, Санкт-Петербург.

Учитель географии: С развитием телекоммуникаций возникает новый вид “груза” – это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Усиление роли информации принимает всеобщий характер. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы. Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Мало стать пользователем информационного пространства, необходимо активно участвовать в его создании, контролировать телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.

III. Практическая работа.

Учитель географии: отметим на контурной карте центры оптико-волоконных линий. Для этого разделимся на группы.

Учитель информатики: С помощью компьютерной программы найдем информацию о пещерах Крыма. Вспомним ТБ при работе на компьютере.

1 группа: работа с тестом и на контурной карте. Отметим на контурной карте центры вдоль оптико-волоконных линий, составляющих “хребет” телекоммуникаций страны.

2 группа: работа за компьютером. Найти информацию о пещерах Крыма. Дать определение браузера.

Ход работы:

1. Запустить обучающую систему “Фобус”. Ярлык на рабочем столе <рисунок 1>.

Рис. 1

2. Следуя инструкциям программы открыть тему №1 <рисунок 2>. Записать в тетрадь определения: WWW (Всемирной паутины), web-страницы, браузера.

Рис. 2

3. Перейти на следующую страницу <рисунок 3>.

Рис. 3

4. Перемещаясь по гиперссылкам, нашли информацию о пещерах Крыма <рисунок 4>.

Рис. 4

5. Нашли информацию о пещерах Крыма <рисунок 5>.

Рис. 5

6. Записали в тетрадь каким образом можно сохранять web-страницы полностью или в виде текстового файла, как можно сохранить рисунки <рисунок 6>.

Рис. 6

7. Определили, каким образом можно сохранить ссылку на страницу, в Избранное <рисунок 7>.

Рис. 7

IV. Подведение итогов урока.

Учитель географии: Сегодня на уроке мы с вами работали при помощи географических карт, текста учебника, статистических данных.

Учитель информатики: Вы выполнили практическую работу: давайте сделаем выводы по нашей теме.

Вопросы классу:

  1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”?
  2. Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
  3. Как наш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию?
  4. Влияет ли информационная структура на образ жизни людей?
  5. Что такое браузер, web-страница, гиперссылка?
  6. Как сохранить информацию из web?

Выводы.

  • С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид “груза”, это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион.
  • Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение.
  • Современное хозяйство немыслимо без развития инфраструктуры, она непосредственно влияет на развитие всех других отраслей (транспорт, банковское дело, рекреационное хозяйство, не говоря уже о промышленности).
  • Развитая инфраструктура и квалифицированные кадры притягивают, как магнит, современные отрасли промышленности и услуги.
  • Модернизация и развитие всей инфраструктуры – жизненная задача России, условие успешного развития экономики и необходимая часть нормальной жизни людей.
  • Используя ПК можно проследить всю этапы информационных процессов, используя предметную область – география.

Подводим итоги урока, благодарим детей за активное участие и хорошую подготовку.

Выставляем оценки с помощью оценочного листа.

VI. Домашнее задании: (конспект).