Этапы работы по методике “Коллективно - творческого сотрудничества”:
I этап - возникновение творческой ситуации
- столкновение с новым;
- творческая неопределённость (муки творчества).
2 этап - эвристический
- скрытая работа в зоне подсознания;
- звено эврики (озарение);
- раскрытие идеи.
3 этап - завершение
- воспроизведение (идеи, содержания);
- подтверждение (оценка со стороны одноклассников или учителя).
Цели занятия.
- Мы должны:
- через методику КСО познакомиться с СПП с несколькими придаточными;
- далее развить навыки работы с текстом.
- Должны начать учиться:
- различать виды СПП с несколькими придаточными;
- правильному интонированию, постановке знаков препинания в таких предложениях;
- дальше различать союз от союзного слова;
- выступать перед одноклассниками;
- по мере возможности использовать в речи такие предложения.
Материалы занятия взяты из нашей рукописной книги “Мудрые мысли” и из доклада выпускницы гимназии “Экология души человека”.
Ход урока
- Организационная часть. (Тема, цели занятия).
Слово “экология” мы часто слышим по радио и телевидению, проблемы экологии решаются у нас повсеместно, работают в школах клубы юных экологов.
Обычно это слово связывают с природой, а между тем есть ещё и такие понятия как экология культуры, экология языка, экология души человека.
Слово “экология” составлено из двух древнегреческих слов: “эко” означает “дом, родина”. Вторая часть “логия”, точнее “лог” означает “слово”, “понятие”. “мысль”, “учение”.
Если слово “экология” употребить по отношению к природе, то мы говорим о бережном отношении к природе. А если употребить по отношению к душе человека, то о чём мы будем говорить? (о бережном отношении к душе любого человека, то есть о бережном отношении к внутреннему, психологическому миру человека, его сознанию).
- Групповая работа по методике “Коллективно - творческого сотрудничества”.
1 этап – Возникновение ситуации.
Вам даются предложения, высказывания великих людей или цитаты из научных статей, связанные с лексической и лингвистической темами урока.
Задания:
- Прочитайте предложение. (Каждой группе даётся одно предложение)
- Сделайте его синтаксический разбор.
- Начертите схему.
- Дайте название данному виду подчинения придаточных предложений.
- Укажите, при помощи чего (союза или союзного слова) соединено придаточное к главному.
2 этап – эвристический. Решение лингвистической ситуации.
- Предложение первой группы:
Д.И. Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки.
- Предложение второй группы:
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О.Ключевский, русский историк 20 века).
- Предложение третьей группы:
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына. (М.Е Салтыков –Щедрин, русский писатель 19 века).
На работу, коллективно – творческое сотрудничество, даётся 10 минут (II этап методики)
3 этап. Завершение: воспроизведение решения задачи, подтверждение (оценка со стороны одноклассников и учителя).
Один из группы идёт к доске, рисует схему предложения, пишет вариант названия подчинения. Работу сверяем с готовыми схемами и общепринятыми названиями. Подведение итогов.
Д.И. Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки.
Последовательное подчинение
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Параллельное подчинение
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына.
Однородное подчинение
- Теперь работа с текстами. Вопросы и задания к ним даются. На работу даётся примерно 10 минут.
Желательно, чтобы в выступлениях принимали участие все члены группы. В этом случае лучше заранее обговорить, кто по каким пунктам будет выступать.
Вопросы и задания к тексту:
- Прочитайте внимательно текст.
- Дайте толкование непонятных слов (при необходимости обратитесь к словарю).
- Определите тему, основную мысль текста.
- Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст?
- Проанализируйте синтаксический строй текста: каких в нем предложений больше - простых или сложных? Чем это можно объяснить?
- Согласны ли вы с мнением автора текста? Если нет, выскажите свою точку зрения, приведя аргументы (То есть обоснуйте свои мысли).
Тексты
1.Начало нашего века характеризуется стремительным развитием науки, продвинувшего знания человека в область совершенно новых исследований: кибернетики, космоса, генетики. Наряду с этим возрастает интерес к осмыслению того, что мы называем душой.
При изучении биографии некоторых великих людей и генеалогических таблиц невозможно не обратить внимание на некоторые факты, которые нельзя объяснить ни случайными совпадениями, ни роковым стечением обстоятельств. Впечатление такое, будто в череде поколений вокруг возникают роды, представители которых предрасположены к бедствиям, дебильности, психическим расстройствам, самоубийствам, бесплодию.
Таких примеров было так много, и они были столь повсеместны, что в народе не могли не обратить на них внимания и не заметить: подобный недуг поражает те или иные ряды отнюдь не случайно.
Люди, хорошо знавшие традиции и предания русского дворянства, почти без удивления относились, например, к высокой детской смертности в семье Льва Толстого к тому что у его дочерей часто рождались мёртвые младенцы.
Ведь некогда сын Петра I царевич Алексей погибший в застенке, проклял до 25-го колена всё потомство графа Петра Толстого сыгравшего немалую роль в его гибели. И потому как будто бы в каждом поколении разветвленного рода Толстых умирало много младенцев и наряду с выдающимися людьми рождались и много слобоумных, и просто безумных.
Раз уж речь зашла о Толстых, как не вспомнить ещё одного представителя этого рода знаменитого Толстого - эмигранта, авантюриста и дуэлянта, убившего на инспирированных им поединках десять человек. Эти смерти не прошли ему даром! От жены - цыганки у него было одиннадцать детей, умиравших один за другим. Сообразив, что это наказание выпало ему неспроста, он составил список убитых им людей и после смерти каждого своего ребёнка вычеркивал из списка по одному имени и писал: “Квит!”. После того как в списке оказались зачеркнуты все фамилии, у Толстого осталась одна единственная дочь вышедшая впоследствии замуж за Василия Перфирьева.
Основатель рода граф Петр Толстой переложил на потомков ответственность за совершенные им поступки, как добрые, так и злые. Добрые деяния предка помогли Толстым возвыситься, стать знатным родом, приобрести репутацию, а за злые дела предка они несли наказание.
Основатель рода волен в своих действиях, но расплачиваются за них его потомки. Поэтому он должен помнить о своей ответственности перед потомками; должен знать как отзовутся его поступки на их жизни через годы и десятилетия
2. В наше время стали редкостью такие человеческие качества, как доброта, честность, гуманность. Нравственный кризис, о котором нынче заговорили во весь голос,- это не что иное, как ощущение некоторой частью людей бессмысленности своего существования и невозможности найти в ней смысл из-за разрушения общечеловеческих ценностей, отсутствия изначальной культуры, которая позволяет найти путь к истине жизни. Этим и объясняются многие социальные беды нашего общества - распространение алкоголизма, рост наркомании, разгул жестокой и бессмысленной преступности. Но ведь человек живёт в этом мире для того, чтобы что-то творить, продолжать, искать и добиваться. Это его предназначение в жизни. Он должен найти своё, особое место, где будет царить добро и любовь. Он должен прожить эту жизнь такой, какой она ему предстала, и стараться улучшить её.
Сегодня, как никогда, встала проблема экологии души человека. Это мы люди, разумные создания природы, должны заботиться друг о друге: зачем мы должны всю злость, горечь от нашей жизни вымещать на таких же себе подобных, усугубляя тем самым их и наше существование?!
Конечно, есть люди, наделённые от природы разными отрицательными качествами: злые, завистливые, высокомерные, чванливые. Сосуществование добра и зла, как единство и борьба противоположностей - закон природы.
Своей отрицательной психической энергией люди нарушают космический баланс и что получается? Отрицательная психическая энергия, словно смог, окутывает нашу планету. Человек должен понять, что своими дурными мыслями, поступками, грехами и пороками, злобой, жадностью, завистью отравляет не только себя, но и окружающих. Отрицательные излучения, накапливаясь, нарушают функции регулирования организма, выводят из строя внутренние органы. Это не мистика и не фантастика. Это научно доказанное явление и факт. Мы не очень осведомлены в этой области и до сих пор не осознали силу мысленной энергии, которую сами творили, а потому и не видим те отрицательные результаты, которые она производит.
3. Мы дети природы, и она относился к нам как мать: если мы поступаем плохо -наказывает, устраивает разные стихийные бедствия: землетрясения, наводнения и другие. Если же мы живём по её законам, то есть честно, по - совести, если мы добрые, отзывчивые, то она помогает нам в жизни, оберегает от разных несчастий, бед. Таких примеров в жизни много. Так, русский писатель, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын был брошен после войны в один из сталинских лагерей. В самом начале ссылки тяжело заболел: рак, новое обострение (одну операцию он перенёс в лагере). “Осенью 1953 года очень было похоже, что я доживаю последние месяцы. В декабре подтвердили врачи,... что жить мне осталось не больше трёх недель... Это был страшный момент в моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла прожитого до тех пор.. .Никому я не мог крикнуть, позвать: приезжайте, возьмите, спасите моё написанное!... Вечерами и ночами, бессонными от болей, я торопился мелко - мелко записывать, и скручивал листы по нескольку в трубочки, а трубочки наталкивал в бутылку.. .Бутылку я закопал в своём огороде - и под Новый 1954 год поехал умирать в Ташкент. Однако я не умер (при моей безнадёжно запущенной остро - злокачественной опухоли это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращённая мне жизнь с тех пор - не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель)”. Цель - написать за всех, кто “не доцарапал, не дошептал, не дохрипел”, умирая за колючей проволокой.
И таким образом природа исцелила его, безнадёжно больного, оберегала его и после. Он покинул этот мир в августе этого года, на 90-ом году жизни.
Каждый должен понять, что необходимо заботиться о чистоте своей души, а это значит - быть честным и чистым в мыслях и поступках, тем самым создавая и умножая в мире положительную энергию. У каждого есть свобода выбора, так давайте вместе сеять на Земле Добро, Любовь, Мудрость, Истину!
- Предупредительный диктант с заданиями: (Предложения взяты из текстов учащихся)
- Определите вид подчинения.
- Определите виды придаточных.
- Назвать, с помощью чего (союза или союзного слова)соединены в них предложения.
- Мы не очень осведомлены в этой области и до сих пор не осознали силу мысленной энергии, которую сами творили, а потому и не видим те отрицательные результаты, которые она производит.
- Нравственный кризис, о котором нынче заговорили во весь голос,- это не что иное, как ощущение огромным количеством людей бессмысленности своего существования и невозможности найти в ней смысл из-за разрушения общечеловеческих ценностей, отсутствия изначальной культуры, которая позволяет найти путь к истине жизни.
- Вопросы - выводы :
- Таким образом, на какие виды делятся СПП с несколькими придаточными?
- С помощью чего придаточные предложения присоединяются к главному?
- Чем можно объяснить использование СПП, в том числе и с несколькими придаточными, преимущественно в научном стиле? (Они помогают передать сложные отношения между явлениями, фактами)
- Занимательная часть занятия.
- Очень быстро, почти не задумываясь, закончите пословицы:
- - Волков бояться -…
- - Нет дыма…
- - Куй железо…
- - На безрыбье…
- - Не гордись званием…
- - Снявши голову…
- - Знает кошка…
- - Под лежачий камень…
- - Близок локоть…
- - Старший друг…
- - Что посеешь,…
- - После боя…
- Загадки:
- - Горя не знаем, а горько плачем. (облака)
- - Под гору коняшка, в гору деревяшка. (санки)
- - Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберёт (звёзды)
- - Скоро ест и мелко жуёт,
Сама не глотает и другим не даёт. (пила) - - Два конца, два кольца, а в середине гвоздик. (ножницы)
- Викторина из разных областей наук (по детским энциклопедиям издательства “Росмэн”)
- - К какому классу животных принадлежит человек? (млекопитающих)
- - Когда какая-то разновидность животных исчезает с лица Земли, это называется: а) истощением; б) вымиранием; в) эксгибиционизмом.
- - Гориллы это хищники или травоядные животные? (травоядные)
- - Какое из этих животных может отказаться от части своего тела: а) попугай; б) ящерица; в) осёл.
- - На чём были основаны первые единицы измерений? (на длине различных частей тела)
- - Какие часы были самыми первыми в истории человечества? (древнеегипетские солнечные часы. Время узнавали по длине тени на особой шкале)
- - Где на Земле сутки длиннее – на полюсе или на экваторе? (Сутки везде одинаковы, равняются 24 часам)
- - Откуда пошло выражение “писать с красной строки”? (В старину первые буквы нового абзаца в книгах писали красной краской).
- Вопросы и задания на сообразительность:
- - Первый слог-нота, второй- установленный образец одежды, целое- изменение в обществе, преобразование. (реформа)
- - Первый слог-морское животное, второй-междометие, целое — родина фарфора.(Китай)
- - Каких камней нет на дне морском? (сухих)
- - Кто на все руки мастер? (перчаточник)
- - Юбка для лампочки. (абажур)
- -Почему поп покупает шляпу на базаре или в магазине? (даром никто не даёт)