Урок алгебры по теме "Решение систем линейных уравнений с двумя переменными"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся при решении систем линейных уравнений с двумя переменными.
  2. Развитие математического и общего кругозора, мышления и речи учащихся.
  3. Воспитание интереса к математике, активности, общей культуры.

    ХОД УРОКА

    “Кто хочет ограничиться настоящим
    без знания прошлого, тот его не поймет”.
    Лейбниц

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

- Сегодня у нас очередной урок алгебры, но чтобы узнать тему этого урока, вы должны устно выполнить следующие задания.

Первый ряд. Какие пары чисел являются решением уравнения 3х-4у=7?

Второй ряд. Кроссворд

  1. Зависимость, в которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной, называется…
  2. Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными?
  3. Как называется график функции у=х2?
  4. Равенство, верное при любых значениях переменных, называется…
  5. Произведение нескольких сомножителей, один из которых числовой, а другие – переменные и их степени, называется…
  6. Сумма нескольких одночленов называется…
  7. Как называются уравнения, имеющие одни и те же корни?
  8. Множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции, называются…
  9. Как называется функция, которую можно задать формулой у=кх+в, где х – независимая переменная, к, в – некоторые числа?

Третий ряд. Выберите верные варианты

  1 решение С

  нет решений А

  бесконечное множество решений И

  нет решений С

  1 решение Н

  нет решений Т

  1 решение Е

  бесконечное множество решений М

2. Устный фронтальный опрос.

1) Что называют решением системы уравнений с двумя переменными? Что значит решить систему уравнений?

2) Способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.

3. Решение систем уравнений “Отгадай слово”.

Учащиеся решают систему уравнений. По полученному решению в координатной плоскости находят букву и так далее. Из букв составляют слово, а учитель знакомит их со сведениями из истории математики.

1) 2)

ЕГИПЕТ. Первые задачи на составление и решение систем уравнений с несколькими переменными встречаются в египетских и вавилонских текстах второго тысячелетия до нашей эры, а также в трудах древнегреческих и индийских ученых. Решались они различными искусственными способами, единого алгоритма не было.

КИТАЙ. Алгоритм решения систем линейных уравнений был напечатан в Китае в труде “Математика в девяти книгах” (206 г. до н.э.), где рассматривались системы и давились правила их решения. При этом все изложение словесно. Коэффициенты системы располагались на счетной доске в виде таблицы. При повторных действиях было замечено, что следует поступать по одному и тому же правилу систематически.

Первым появился способ сложения, а затем-способ подстановки. В книге “Всеобщая арифметика” (1707 г.) Ньютон излагает уже все способы решения систем, изучаемые ныне в школе.

4. Игровой момент. Задумайте два числа. Найдите их сумму и их разность. Результаты сообщите мне, и я назову задуманные числа. Кто сможет это сделать?

Решение: Пусть задуманы числа х и у, тогда

Решая,

5. Подведение итогов, выставление оценок.

“Математика является самой древней из наук, вместе с тем остается вечно молодой”. Академик М. В. Келдыш (1911–1978)