Социальное развитие детей на занятиях по развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В наше время, когда людям не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить уже среди маленьких дошкольников, детей, не уверенных в себе, болезненно застенчивых или, напротив, очень агрессивных, молчаливых или излишне подвижных. То и другое мешает таким детям в сложном процессе становления Человека, так как они тяжело и плохо адаптируются в окружающем их мире и порой не ладят сами с собой. А дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром – это социально неуверенные дети.

В качестве основных причин социальной неуверенности у детей можно выделить следующие:

  • недостатки воспитания;
  • неблагополучная семейная обстановка;
  • экономическое неблагополучие семьи;
  • негативное отношение педагога к ребенку;
  • низкий уровень эмоционально волевой сферы;
  • неадекватное восприятие фильмов (бесконтрольный их просмотр) и др.

В период предшкольного образования вопрос о социальном развитии дошкольников стоит очень остро. В погоне за интеллектуальным развитием мы порою забываем о социальной неуверенности детей, а высокий уровень их внутренней тревоги не позволяет таким детям приспособиться сначала к детской группе, затем – к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Работая с детьми старшего возраста логопедической группы, обратила внимание, что и у моих воспитанников не все благополучно в этом отношении: 6, 25% детей – невнимательны к своим товарищам, а временами бывают агрессивны по отношению к ним; 25% – застенчивы, а когда обращаешься к ним в кругу детей, “теряются”, замыкаются; 25% – часто не слышат моего обращения к ним , бывают как бы “внутри самого себя”; 25% – излишне подвижны. И только 18,75% детей можно сказать, что чувствуют себя уверенно. Такая ситуация в группе привела меня к мысли использования игровых приемов, направленных на последовательное введение ребенка в социальный мир, чтобы он чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят.

С проблемой социальной уверенности в логопедической группе тесно переплетается другая, не менее важная проблема: проблема развития речи. Таким образом, цель моей исследовательской работы в поисках решения обеих проблем: создание условий для формирования социальной уверенности у дошкольников на занятиях по развитию речи.

В ходе исследовательской работы мною были выделены следующие условия, способствующие формированию социальной уверенности на занятиях речевого развития:

1) Организация игровой деятельности, в процессе которой избегаю повелительного тона, чаще выражаю уверенность в возможностях детей.

2) Создание на занятиях эмоционального комфорта. Стараюсь, чтобы отношения были доверительными, чтобы было больше положительных эмоций (смеха, шуток, сюрпризов, музыки, ситуаций, требующих проявления внимания и заботы друг о друге.

3) Соблюдение позиции “рядом”. Во время занятий нахожусь рядом с детьми, лицом к лицу, на уровне глаз детей и стараюсь, как можно чаще улыбаться детям; использую ласковые мягкие интонации, говорю не слишком громко и не слишком быстро.

4) Использование на занятиях по развитию речи метод игрового моделирования.

5) Коммуникативная и социально нравственная направленности занятий.

6) Организация занятий по принципу “Мы вместе”.

Учитывая данный принцип, занятие состоит из трех этапов:

1 этап. Организационный

В него я включаю артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание, силу и темп голоса, пальчиковый игротренинг. В упражнениях для глаз использую ближние и дальние ориентиры. В последнее время использую выше описанные приемы в комплексе друг с другом, переплетая их с релаксационными упражнениями, обязательно упражнениями на тактильные ощущения, речевыми разминками, словесными игротренингами, не забывая при этом, про ласковые добрые слова по отношению друг друга.

2 этап. Основной

Целью второго этапа занятия является развитие речи и коммуникативных навыков в контексте социального развития. Для ее достижения использую метод игрового моделирования. Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей в реальной жизни, при этом избегаю всяческих сравнений, оценок и стараюсь выслушивать всех желающих, обращая внимание детей на многообразие мнений и впечатлений.

3 этап. Заключительный

Это часть занятия направлена на закрепление положительных переживаний, полученных на занятии, объединение детей, их расслабление.

Приведу пример занятия по развитию речи, на котором прослеживается система работы по формированию социальной уверенности детей- логопатов.

Тема: “Чужие игрушки”

Цель: создать условия для речевого и социального развития дошкольников.

Задачи:

  • совершенствовать речевые компетентности дошкольников;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • способствовать развитию социальной уверенности у каждого ребёнка;
  • развивать способность к согласованному взаимодействию;
  • создать условия для нахождения выхода из трудной ситуации;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Мини разминка, мини-приветствие друг друга

Раз – нагнуться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
И друг другу улыбнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.

2. Артикуляционная и пальчиковая разминки.

- Готовы ли наши губы, зубы и язычок для общения? (Артикуляционные упражнения с социальной направленностью.)

Упражнение “Трубочка”

  1. Практический показ детьми.
  2. Игра “Тихо–громко” (на выдохе произнести звук у-у-у: то, повышая, то, понижая силу голоса).

- Ребята, сейчас мы прослушали торжественное звучание труб и трубочек. Предположите, кого бы мы могли поприветствовать этой “музыкой”? (Предположения детей; при затруднении воспитатель помогает: гостей, весну.)

Упражнение “Заборчик”

  1. Практический показ детьми.
  2. Игра “Цветы и Ветерок” (“Цветы” – соединённые пальцы рук, “Лепестки” – пальцы рук).
  3. Упражнение “Большой забор” (взявшись за руки, показывая упражнение “заборчик”, дети встают, поднимая соединённые руки вверх).
  4. Упражнение “Деревья” за “Забором” – движения поднятых рук и их кистей.

- Нужен ли деревьям наш большой “забор”? (Да, это крепкая надёжная защита для деревьев.)

- Мы – молодцы, что его построили.

3. Основная часть – этап игрового моделирования.

Дерево Познания

  1. Краткое сообщение о “дереве”.
  2. Игра “Помоги дереву” (взять “лист”, назвать слово, назвать 1-й звук в слове, определить, твёрдый или мягкий, повесить на ветку лист,   встать на фишку-букву названного звука соответствующего цвета).
  3. Мини-диалог о “братцах звуках, буквах”.
  4. Игра “Братцы”.

Запомните!

Мы – синие, а мы – зелёные.
Мы – твёрдые, а мы – мягкие.
Мы – звуки, и мы – звуки.
Мы – братцы, и мы – братцы.
Мы дружим друг с другом (обнимаются).

(Дети по очереди говорят соответствующие слова, в конце – обнимают друг друга.)

Беседа:

- Дружить – это очень хорошо. А как вы думаете, дружат ли листья нашего дерева? (Ответы детей.)

- Что объединяет их дружбу? (Это – игрушки.)

Игра “Маша шла, шла, шла и игрушки нашла..”

Игровая ситуация: разбросаны игрушки, в названиях каждой есть звук -ш-.

Диалог по ситуации: игрушки разбросаны, что нам делать? (Подобрать, поднять.)

Проблемная ситуация: “Не хватило игрушки одному ребёнку. Что делать? (Ответы детей: по очереди, поделиться, разделить игрушку, не причиняя ей вреда.)

Работа со звуком -ш- :

- Каждый ребенок называет свою игрушку.

- Воспитатель называет все игрушки, выделяя звук -ш-, акцентируя на этом внимание детей.

- Определите, что объединяет игрушки? Какой звук слышим в названиях всех игрушек?

- Каждый ребенок вновь называет свою игрушку, выделяя четко заданный звук -ш-.

Игра “Мое настроение”
(по пиктограммам)

- Превращение детей в игрушки.

- Высказывание настроения от имени игрушки.

Проблемная ситуация “Чужие игрушки - что делать?”
(варианты ответов детей)

Воспитатель и дети вырабатывают совместное решение, как правильно поступить в подобной ситуации.

4. Заключительная часть.

Игра “Волшебный дождь”

Упражнение для глаз: “Пока мы с вами общались с игрушками, погода изменилась (работаем только глазами):

На небе появилась первая тучка – глаза подняли вверх.
На землю упали первые капли дождя – глаза вниз.
Справа деревья стали мокрыми – глаза вправо.
А слева стали мокрыми кусты – глаза влево.

Но это весенний дождь, он теплый, мы рады ему – поморгать глазами.

Релаксация “Мы ребята дружные”
(дети берутся за руки, закрывают глаза, сидят расслаблено и отвечают концовкой вопроса).

- Мы ребята дружные? (Дружные, дружные)

- Мы ребята смелые? (Смелые, смелые)

- Мы ребята добрые? (Добрые, добрые)

- Умные, умелые? (Умелые, умелые)

Дети открывают глаза. Воспитатель благодарит детей за их дружелюбие.

Сюрпризный момент:

“Лужица” дарит каждому по капельке, и одна лишняя (обыграть ситуацию: кому отдать лишнюю)? Прощание с лужицей.

Создавая условия на занятиях речевого развития по формированию социальной уверенности у дошкольников, были получены положительные результаты:

  • с родителями и близкими расстаются спокойно;
  • чаще стали проявляться навыки доброжелательности, чем недружелюбия;
  • хорошо называют себя по имени и ласково друг друга;
  • положено начало свободному присоединению к группе играющих детей;
  • стали чаще высказывать свое мнение.

Таким образом, надо отметить, что использование на занятиях по развитию речи игровых приемов, направленных на формирование социальной уверенности у детей, позволяет выработать коммуникативные навыки детей, способствуют развитию нормальных межличностных отношений, что является необходимым фактором предшкольной подготовки воспитанников.