Внеклассное занятие по экологическому воспитанию на тему "В гости к Русалочке"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формировать у детей мотивацию интереса к морю и его обитателям;
  • корректировать творческое воображение;
  • обогащать словарный запас (мореход, рифы, порт);
  • воспитывать экологическую культуру.

Форма проведения: экологическое путешествие.

Оборудование: атрибуты к аппликации и ручному труду, дидактические карточки, телевизор, видеомагнитофон, видеофильм, медальки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- На нашем занятии мы отправимся в увлекательное и познавательное путешествие. (Приложение 1). Нас ждут испытания, чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.

2. Вводная беседа.

- Где мы будем с вами путешествовать, узнаем, если вспомним сказку А.С. Пушкина “Золотая рыбка” и ответим на вопрос: “Куда ходил старик?”.

- Мы отправимся в путешествие по морю.

- Какие названия морей вы знаете?

- Итак, мы с вами будем мореходами.

- Кто такой мореход?

ТУРИСТ

РАЗВЕДЧИК МОРСКИХ ГЛУБИН

КИТОБОЙ

МОРЕХОД

ОТКРЫВАТЕЛЬ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ

КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВНИЯ

ВОДОЛАЗ

3. Введение в тему.

- Молодцы, ребята, правильно ответили на все вопросы. Вот мы с вами уже и в теплом море. Мы плывем на большом белом корабле. Правда, красиво! Кто же живет в море? Каких вы знаете обитателей морских глубин?

- Рассмотрите этих обитателей морского дна и скажите, почему их так называют?

- А еще в море живут и волшебные, сказочные существа – Русалки. В каких сказках мы с ними встречаемся? К одной из них мы и отправимся в гости. Кто такая русалка?

- Правильно. Это красивая девушка с зелеными волосами и рыбьим хвостом.

- Где же она живет?

- Да, живет она на дне морском. Но когда проплывают мимо русалок корабли, русалки выплывают на поверхность моря и поют свои мелодичные песни. Моряки заслушиваются их пением и ведут свои корабли на рифы. Что же такое рифы?Правильно, рифы – это возвышения морского дна (мелководье). Поэтому корабли разбиваются и моряки тонут.

- Давайте послушаем с вами, как же описывает А.С. Пушкин русалку в своем стихотворении “Песня русалок”.

Веселой толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем.
Нас греет луна
Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать.
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать
И зеленый влажный волос
В нем сушить и отряхать.

- Вот какие эти проказницы Русалки. Ребята, хотели бы вы отправиться в гости к Русалочке, опустится на дно морское, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть тайны морских глубин.

4. Физминутка.

- Тогда начнем погружение.

К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вместе раз – это брас,
Одной другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.

5. Путешествие по водному миру.

- Итак, мы с вами находимся на морском дне. Что вы видите вокруг?

- Как дышите под водой?

- Что можете делать, а чего не можете? Почему?

- А можно ли пить морскую воду?

- У вас на столах стоят стаканчики с морской водой. Какая она по цвету? Попробуйте ее на вкус. Какая она на вкус? Так можно ли пить морскую воду? Почему?

- Давайте с вами немного пройдемся по морскому дну. Что же мы с вами видим.

Показ видеофильма “Удивительная подводная Одиссея”. Дети вспоминают названия морских животных, растений, рыб, воспитатель комментирует фильм.

- Вот мы с вами увидели несколько обителей подводного мира. А чтобы вы лучше запомнили их и поближе познакомились с некоторыми жителями моря, Русалочка приготовила вам загадки.

Волны к берегу несут
Парашют – не парашют.
Не плывет он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает.  (Медуза) 

Перекати-поле
Поселилось в море.
Шарик иглокожий,
На репей похожий.
Прочные колючки –
Как ножки и ручки .
Посмотрите, малыши:
Ползают по дну… (Ежи)

    Если звездочка устала,
    Нет в ней света, нет в ней жара,
    То она живет на дне,
    В океанской глубине. (Морская звезда)

    Прочно скручены стволы,
    Нет и не было листвы,
    На ветвях цветы стоят –
    Известковый райский сад. (Кораллы)

    Ползет наоборот,
    Задом наперед,
    Все под водой
    Хватает клешней. (Рак)

    Рыбка, а не лошадка. (Морской конек)

    У родителей и деток
    Вся одежда из монеток. (Рыбки)

6. Работа по карточке.

7. Завершение путешествия.

- Очень красиво на морском дне. Здесь можно бродить целую вечность. И никогда не устанешь любоваться морскими просторами. Но, к сожалению, нам пора возвращаться. Давайте возьмем с собой на память какого-нибудь обитателя морского дна. Как вы думаете, сможет ли этот обитатель жить на суше? Почему?

- Правильно. Каждое существо приспособлено к определенной среде обитания. Но Русалочка разрешила нам сфотографировать кусочек морского дна.

8. Творческое самовыражение.

Детям предлагается с помощью аппликации сконструировать модель фрагментов подводного мира.

- Мы с вами на прошлом занятии изготовили фрагменты подводного мира – это различные животные, водоросли, кораллы. Сегодня мы их немного украсим.

- Возьмите свой фрагмент моря. Тонкими линиями нанесите клей, эти линии посыпьте солью.

Затем работы детей объединяются в одну композицию – большую фотографию на память.

- Вот какая красивая у нас получилась фотография на память о нашем путешествии.

- Нам нужно подняться с морских глубин на свой корабль.

Под музыку дети имитируют всплытие

9. Итог занятия.

- Наше путешествие подходит к концу. Наш корабль прибывает в порт. Что такое порт? Порт – это вокзал для кораблей.

- Где проходило наше путешествие?

- Кем мы с вами были?

- У кого в гостях побывали?

- Что привезли на память из путешествия?

10. Самооценка.

- Путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Кто считает, что работал сегодня на занятии отлично, пусть возьмет медальку красного цвета, хорошо – зеленого, не все получалось так, как хотелось бы – желтого.

Все крепится на доску.

- Взгляните на доску. Что у нас получилось?

- Салют.

- Таким красим салютом, в порту приветствуют корабль, вернувшийся из дальнего плавания. И нас – мореплавателей.

- Занятие закончено. Вы все молодцы. Спасибо.