Развитие творческих способностей учащихся средствами проблемного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Творческие способности как основа творчества

В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь “раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему–то новому…”. Воспитание творческой личности – задача всей системы образования.

В.В. Давыдов считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать»[1, стр.101]. Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «...созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя»[1, стр.103].

Понятие «творческого акта», приводящего к творению мира самим человеком, рассматривается Б.Д. Элькониным. Творчество - это «созидание особого рода – созидание самодовлеющей предметности, только если созданный предмет – не есть механическое повторение уже существующих предметов, только если он поражает нас своей оригинальностью и только если он есть то, что само о себе свидетельствует, само себя доказывает, само себя отрицает, - только тогда можно доподлинно говорить о творческом акте, приведшем к возникновению этого предмета»[18, стр.205]. «Посредником между человеком и миром может стать только такое действие, которое построено по форме творческого акта»[17, стр.135].

Виды творчества различны по своей природе – это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Если остановиться на сфере познавательной, когнитивной, деятельности, то здесь современная психология определяет творческие способности, или креативность, в контексте общих интеллектуальных способностей.

Существуют разные толкования этого понятия. Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление, которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления. Е. Торренс отмечает способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных.

Термин “креативный потенциал”, “креативность” часто употребляется как синоним понятия “творческий потенциал”, “креативная личность”, “одарённость”.

Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление (лат. divergentina – расхождение, тип мышления, идущего в разных направлениях), которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления.

Креативность – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых продуктах.

Термином “креативность” в психологических исследованиях обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению[9, стр.156].

Многолетние исследования творческой деятельности дают основания для развития творческих способностей в системе школьного образования. Исследование творческих способностей (креативности) в психологии можно объединить в три группы:

  • изучение продуктов творчества через анализ текстов;
  • развитие когнитивных представлений о креативности;
  • исследование креативных личностей.

Проявление креативности у учащихся подросткового возраста подвержены влиянию многих внешних условий и правильный выбор форм организации учебно-воспитательного процесса играет очень важную роль.

Можно выделить следующие приёмы стимулирования и развития творческого потенциала потенциала:

  1. обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствует проявлению креативности;
  2. обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами;
  3. стимулирование любознательности обучаемого, предоставление ему возможности задавать вопросы;
  4. поощрение высказывания оригинальных идей;
  5. личный подход педагога в использовании творческого подхода к решению проблем;
  6. наличие других позитивных образцов креативности, создание условий для порождения творческого поведения.

Формирование творческих способностей неразрывно связано с развитием творческого мышления, для овладения которым необходима специально организованная деятельность.

Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется тогда, когда новое уже предложено или создано, а не при его зарождении. В этом смысле вера в собственную независимость – очень важное условие для реализации творческих способностей учащихся.

С учётом того, что проявление креативности подвержены влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно – воспитательного процесса может сыграть решающую роль[19].

2. Развитие творческих способностей в условиях массового обучения

Итак, оптимальное совершенствование творческих способностей ребенка происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для него. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов:

  1. субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы),
  2. самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах,
  3. объективных условий для осуществления творчества[5, стр.18].

Развитие учащихся во многом также зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной (творческой). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ярко проявляться ее творческая сторона. Потенциальные возможности почти всех школьников высоки, а также развита творческая деятельность учащихся. Но необходимо рационально организовать учебный процесс. Сюда включается логико-содержательное построение материала, и создание проблемных ситуаций, и частично-поисковый или исследовательский метод обучения. Но какой бы метод обучения мы не избирали, успех в конечном итоге зависит от успешного протекания творческого процесса.

Творческая деятельность ученика, направленная на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых способов действия, ее развития зависит от наличия трех составляющих мышления:

  • высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации;
  • высокий уровень активности, проявляющийся в выдвижении множества гипотез, вариантов решений, нестандартных идей;
  • высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющихся в выделении существенного в явлениях, осознании собственных способов мышления.

Сформированность этих качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным материалом и приведет к развитию творческой личности учащегося.

Таким образом, задача учителя сводится к формированию указанных компонентов мышления.

Приемов, при помощи которых достигается успешное развитие мыслительной деятельности учащихся, множество. К таким приемам можно отнести ситуации, в которых ученик должен:

  1. защищать свое мнение, проводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания, уметь решать нестандартные задачи;
  2. задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  3. рецензировать ответы товарищей, вносить коррективы, давать ответы, видеть и действовать в уме;
  4. делиться своими знаниями с другими;
  5. побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько;
  6. создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий[15, стр.379].

Этим требованиям отвечает такая форма организации занятий, как проблемное обучение. Она способствует повышению эффективности обучения, делает возможным учитывать как перечисленные выше требования, так и индивидуальные особенности учащихся.

Одними из принципов педагогического процесса являются “создание учащимся оптимальных трудностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей” а также “выбор оптимальных средств обучения и воспитания”, “достижение прочности, осознанности и действенности результатов обучения и воспитания”[11]. Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.

Приведем педагогическую трактовку понятия. “Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес”[12], “в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умение и развитие мыслительных способностей”[14]. Вся деятельность педагога базируется на определенных требованиях и закономерностях, называемых принципами обучения. Одним из них является принцип доступности, заключающийся в том, что “изучаемый материал должен быть по трудности доступен, но также должен требовать затраты определенных усилий для его усвоения. Легкость снижает мыслительную активность и интерес к обучению. Излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает всякий интерес к обучению. Обучение должно учитывать уровень развития учащихся и одновременно содействовать его повышению”. Проблемное обучение, как никакая другая форма учебной организации, отражает положение о том, что “педагогическая деятельность своеобразна… средствами труда, чтобы получить психологический продукт, педагог включает ученика, воспитанника в различные виды деятельности, в общение, ставит его в позицию взаимодействия с различными объектами таким образом, чтобы он при этом вынужден был самостоятельно формулировать задачи и более или менее самостоятельно их решать, чтобы он переживал радость побед и огорчения от неудач, самостоятельно искал выход из затруднений и тупиков”[11].

При рассмотрении особенностей проблемного обучения как формы организации учебных занятий в сравнении с традиционным объяснительно-иллюстративным обучениям следует отметить, что его целевыми ориентациями являются: приобретение знаний, умений, навыков (ЗУН); усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.

Таким образом, функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных[14].

В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося… Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестному учащемуся знания”[20]. Самостоятельность учащихся, вовлеченность их в формулировку проблемы, поиск ее решения и, наконец, само решение обеспечивают, с одной стороны, актуализацию уже имеющегося интеллектуального багажа, с другой – интериоризацию новых знаний, умений, навыков.

Выводы. В условиях современной России творческие способности – важный и неотъемлемый фактор жизни будущего взрослого человека.

Формирование творческой личности является одной из целевой направленностей общеобразовательной школы.  При профессиональном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на школьников, поскольку совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности как решимость и воля при постановке и достижении целей и внедрении собственных инноваций в практику, способствует изменению субъективного восприятия, помогает преодолевать инертность мышления.

Таким образом, залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения, способствующих развитию креативности.

Список использованной литературы

1. Берцфаи Л.В. Истоки творческой личности в концепции В.В. Давыдов / Первые чтения памяти В.В. Давыдова (сборник выступлений). – Рига-Москва, 1999. – с. 101

2. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (образовательная система Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. – с 3.

3. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – С.Пб:Питер – 2000

4. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – Новосибирск: СОРАН, 2000. – 173 с.

5. Итерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. - М., 1926. - С. 18

6. Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) / М. Кларин // Инновационное движение в Российском образовании // Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского // Ассоциация инновационных школ и центров. – М.: Парсифаль, 1997. –с 337.

7. Короткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. – Г.: ИНТОР, 1995.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / М.: «Педагогика», 1981. – с 48.

9. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991. – 156 с.

10. Пашнев Б.К. Система поиска одаренных учащихся современными психодиагностическими методами.//Психолог − 2004 - № 43.

11. Педагогика. Учебно-методическое пособие. Под ред. Э.Г. Малиночки. – Краснодар, 1992.

12. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей редакцией В.С. Кукушина. М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2006.

13. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.

15. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 379 с.

16. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения. – М., 2000.

17. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 134

18. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта (краткий очерк) / М.: Контекст, 1982.

19. Ромашкина О.П. Экономическая и социальная география мира как средство повышения креативности старшеклассников - М - 2007.

20. Психология. Словарь/Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.