Урок по окружающему миру "Слово о погибели Русской земли. Монгольское нашествие", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: Создать образ государственной раздробленности на Руси в 8 веке. Сформировать образные представления учеников о завоевании монголов, о государстве Золотая Орда, о религии ислам. Развивать умение ориентироваться по карте, познавательную активность. Пополнять словарный запас учеников. Расширять интеллектуальные способности, логическое мышление, кругозор учащихся. Прививать интерес к истории родного государства.

Оборудование: Учебник «Мое Отечество» 3кл. (авт. Д.Д Данилов, С.В. Тырин); карта «Раздробленность русских земель в 8 веке, карта «Завоевание монголов в 8 веке»; гравюра Чингисхана; карточки с вопросами и анаграммой; тест на информационном носители.

Ход урока 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Урок начинается со сценки подготовленной детьми.

Илья читает книгу:

Это вы раздорами и смутой
К нам на Русь поганых завели,
И с тех пор житья нам нет от лютой
Половецкой проклятой земли!

Аня: Что ты читаешь?

Илья: Книгу неизвестного древнерусского поэта – «Слово о полку Игореве». Про Игоря Святославовича русского князя, который жил, когда русские земли грабили племена половцев-кочевников и приносили много бед людям. А Игорь Святославович зовет князей соединиться и встать все вместе на защиту Русской земли.

Аня: А что, в те времена не было единого Русского государства?

3. Постановка проблемной ситуации.

Работа идет с картой «Раздробленность русских земель». Дети ориентируются по карте вывешенной на доске и в учебниках на стр.55.

Учитель. Посмотрите внимательно на карту. Что можно сказать о Древней Руси, о ее территории?

Дети. Она разбита на княжества.

У. Назовите и покажите княжества

Дети выходят к карте и показывают княжества.

- Как вы думаете почему?

Дети дают предполагаемые ответы.

4. Совместное открытие нового знания.

У. Во времена Древней Руси княжества враждовали, велись братоубийственные войны. Племена половцев-кочевников грабили русские города, села. А распри между князьями не прекращались. Давайте прочитаем основную мысль, выделенную в рамке в учебнике на стр.55.

Д. Из-за внутренних войн и нашествия иноземцев земли Древней Руси были разорены, государство разрушено, бесценные памятники культуры уничтожены.

У. А почему же тема урока называется: «Слово о погибели русской земли»? Сегодня на уроке нам и предстоит узнать, что же погубило Древнюю Русь.

5. Закрепление нового знания.

У. Новые несчастья обрушились на Русь.

Учитель рассказывает и показывает территорию монгольских племен на карте и гравюру Чингисхана.

- На востоке расположено Монгольское ханство. Среди монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою, жестокостью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем вселенной.

К доске выходят подготовленные дети, по очереди читают о завоевании монгольского племени.

1 ученик. В1237 году войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана, ханом Батыем, подошли к границам русских земель.

2 ученик. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами. Одна за другой гибли богатырские дружины, сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по русской земле.

3 ученик. За спиною завоевателей оставались выжженная земля и безлюдные селенья. Богатейшая страна – Древняя Русь была разорена и захвачена. На восточных границах русских земель, Батый создал свое сильное государство - Золотую Орду.

У. Посмотрите на карту стр. 60, находится ли наш город на земле, принадлежавшей Золотой Орде?

- Назовите столицу Золотой Орды.

Д. Столица – Сарай.

У. Русь оказалась под властью Золотой Орды. Русские князья были вынуждены платить дань ордынским ханам.

- В Золотой Орде распространилась религия – ислам.

- А что это за религия? На этот вопрос вы ответите сами

6. Расширение нового знания.

У. Вы самостоятельно прочитаете о религии – ислам в учебнике стр.61. Ответите на вопросы, ответы найдете в анаграмме.

Учащиеся работают в малых группах. Каждой группе выдаются вопросы и анаграмма. Затем выслушиваются ответы.

Вопросы:

  1. Религия, распространившаяся в Золотой Орде. (Ислам)
  2. Бог, в которого верили жители Золотой Орды. ( Аллах)
  3. Священная книга мусульман. (Коран)
  4. Так называют последователя исламской религии. (Мусульманин)
  5. Так называют особых людей, в уста которых Бог вкладывает свои слова. (Пророк)
  6. Как звали последнего и главного пророка Аллаха? (Мухаммед)

7. Обобщение знаний.

У. Обобщим наши знания по данной теме. Для этого ответьте на вопросы теста.

Учитель показывает тест на экране телевизора. Приложение 1. Если в классе нет компьютера и телевизора, можно использовать классную доску. Учащиеся пишут ответы на листочке, после проходит взаимная проверка.

Тест.

1. Кто являлся правителем Золотой Орды?

а) Чингисхан;
б) Батый;

2. Религия, распространившаяся в Золотой Орде.

а) Ислам;
б) Коран;

3. Бог, в которого верили жители Золотой Орды.

а) Мухаммед;
б) Аллах;

4. Какое государство образовалось, после победы монгольских завоевателей?

а) Монгольское;
б) Золотая Орда.

8. Итог.

У. Почему Древняя Русь была разбита на княжества?

- Почему «погибла Русская земля»?

- Что нужно было сделать, чтобы дать отпор монгольским завоевателям?

- Кто командовал армией завоевателей?

- Какое государство было создано?

- Что должны были платить население Руси ордынским ханам?

- Какая религия распространилась в Золотой Орде?