Посредством художественной культуры осуществляется приобщение к историческим, духовным ценностям, происходит процесс познания и восприятия культурных традиций родной земли. Обращение к наследию народов, проживавших на территории омского Прииртышья в древние времена, расширяет спектр познавательных тем в исследовании вопросов развития региональной культуры.
Изучение особенностей развития древнего искусства Прииртышья, его осмысления через палитру сюжетов омских живописцев, косторезов, художников по керамике, исследования основных форм, направлений, содержания регионального культурологического материала – одна из целей Программы курса «Культура и искусство Омска».
Методологической основой разработанного курса являются научные изыскания в области изучения первобытной культуры Окладникова А.П., Матющенко В.И., Балакина Ю.В., Баландина Ю.В., Коникова Б.А., Ларичева В.Е., Глушкова И.Г., Герасимова Ю.В.; в области косторезного искусства Давыдова И.Д., Валова А.А., в области культуры и искусства омского Прииртышья Рыженко В.Г., Мороченко Н.П., Елфимова Л.П., Гурьяновой Г.Г., Мысливцевой Г.Ю., Богомоловой Л.К., Чиркова В.Ф., Беляевой Г.Г., Перистова Н.В.
Программа курса раскрывает пути развития:
- мировой художественной культуры первобытного общества: палеолит, мезолит, неолит;
- древней культуры сибирского региона;
- особенностей первобытного искусства омского Прииртышья;
- мотивов древнего искусства в творческих замыслах омских мастеров.
Изучение научных трудов омских археологов, преподавателей высшей школы, искусствоведов, художников, непосредственно участвовших в археологических экспедициях, знакомство с «древними находоками» в Омском Государственном Историко-Краеведческом музее, посещение экспозиций по теме «Древность омского Прииртышья» музея имени М.А. Врубеля, книжных выставок в областной библиотеке имени А.С. Пушкина направляют к вдумчивому восприятию культуры и искусства родного Прииртышья.
В нашем городе, богатом своим научно-творческим потенциалом, вышли в свет ряд Программ, раскрывающих «единство и целостность культуры мира, России, Сибири, Омского Прииртышья». Среди них, «Основы археологии Западной Сибири: Учебное пособие к спецкурсу» /Коников Б.А., 1997/, «Историко – культурное наследие народов Омского Прииртышья» /С.А. Лыхенко, Д.М. Федяев; 1999/, «Наш край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура. Учебное пособие» /Гончаренко А.А.; 1999/…
«Рождение» данной Программы – результат собственных размышлений о смысле творчества, анализ педагогического опыта преподавания мировой художественной культуры в общеобразовательной школе, участия в научно-практических конференциях, личностного общения с искусствоведами, художниками.
С 1997 года тема моего культурологического исследования, накопления методического «багажа» – «Региональный искусствоведческий материал, его включение в преподавание предметов художественно-эстетического цикла».
Первые исследовательские опыты моих учеников, ныне уже выпускников Омского Государственного Университета им. Ф.М. Достоевского, а также студентов Омского Государственного Педагогического Университета были отмечены проявлением интереса к изучению древней культуры родного края.
1999 год - «Образ человека в глине и бронзе» – «Вопросы особенностей древнего творчества, акцентирующее внимание на изучении внутреннего мира человека дописьменной эпохи, является актуальными для нашего времени. К положительному качеству исследования относится акцент на местном археологическом материале, в котором виден интерес к истории своего края»,- отметила в рецензии аспирант кафедры всеобщей истории Омского Государственного Педагогического Университета, преподаватель истории и теории мировой культуры Омского Государственного Педагогического Университета Г.Г. Гурьянова.
2000 год - «В мире реальных и фантастических образов» - «Свидетельства «глубокой» истории расширяют наши знания о минувшем и помогают пристальнее вглядываться в настоящее. Любой предмет может оказаться «разговорчивым» и интересным собеседником во все времена. Похвально, что в данной работе автор использует в качестве иллюстрации для подтверждений своих суждений и описаний находок фотографии, сделанные при посещении археологической экспозиции областного историко-краеведческого музея. Исследование отвечает страстному призыву автора о сохранении как природного, так и культурного наследия нашего края». /Г.Г. Гурьянова, преподаватель кафедры теории и методики ИЗО, факультет изобразительного искусства Омского Государственного Педагогического Университета/
2000 год - «Архитектурная повесть временных лет» – «Пребывание во временном пространстве достояние нашего Отечества – древнерусской архитектуры – можно рассматривать с разных точек зрения. Автор выбирает сложное соединение подхода исторического /краткое рассмотрение генезиса и эволюции древнерусских архитектурных форм/ и подхода краеведческого /ставящего акцент на своеобразие существования культовой православной архитектуры в условиях местной культуры в наши дни/. Вторая часть посвящена памятнику православного культового зодчества нашего города последних лет – часовне Георгия Победоносца, расположенной на территории парка Победы. Эта часть исследования построена по иным законам. В основу положено не реферирование ряда источников, а собственное впечатление и беседы с современниками. Такой краеведческий подход имеет много ценного – фиксацию впечатления и мнения современника, изучение культуры как живого процесса. Можно посоветовать автору поувереннее углубиться в изучение местной культуры». /Г.Г. Гурьянова, преподаватель кафедры теории и методики ИЗО, факультет изобразительного искусства Омского Государственного Педагогического Университета/
2001 год - «Образ медведя в искусстве» – «В данной работе предпринята попытка расширения темы исследования за счет фольклорного материала и творчества современного мастера. Резьба по дереву, выразительный язык работ В.С. Воробьева наиболее близок архаическим культурам Сибири. Удачно используется сибирский сказочный фольклор, что расширяет представление о значимости исследуемого образа медведя для сибирского народа. Хочется отметить отвечающий требованиям список литературы, информативное примечание и красочные иллюстрации объемного приложения». /Г.Г. Гурьянова, старший преподаватель кафедры теории и методики ИЗО, факультет изобразительного искусства Омского Государственного Педагогического Университета, старший научный сотрудник Омского Областного Музея Изобразительных Искусств/
2001 год - «Образ женщины в искусстве Египта и творчестве наших современников» – Работа выполнена коллективом учащихся. Важным направление данной работы, с точки зрения творческого подхода, индивидуальной заинтересованности, стало стремление рассмотреть искусство Древнего Египта во взаимодействии с современным искусством. Значительным дополнением к сделанному стало бы более глубокое знакомство с причинами интереса современных мастеров к неисчерпаемой культуре Древнего Египта: биографические данные художников, беседы, попытки рассмотреть их творчество и их египетсике темы на фоне современного искусства. В ряду положительных качеств необходимо отметить обширный и соответствующий всем требованиям список литературы, информативность примечания. /Г.Г. Гурьянова, старший преподаватель кафедры теории и методики ИЗО, факультет изобразительного искусства Омского Государственного Педагогического Университета, старший научный сотрудник Омского Областного Музея Изобразительных Искусств, а ныне кандидат исторических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и Методики его преподавания Омского Государственного Педагогического Университета, старший научный сотрудник Омского Областного Музея Изобразительных Искусств имени М.А. Врубеля отдела декоративно-прикладного искусства/
Реконструкция мира древнейшего человека диктуется не только научной любознательностью. Такая реконструкция важна для познания духовного мира и современного человека. Ничто не исчезает из культуры бесследно, и ничто не рождается из ничего. Напротив, духовный опыт наследуется, накапливается и составляет богатство нового человека. [2; 22]
История культуры – процесс открытый не только для ее продолжения, но и бесконечного множества ее индивидуальных осмыслений. «Личностная» культура рождается именно в результате соприкосновения, скрещения, синтеза духовного наследия человечества и моего личного уникального духовного опыта. [2; 8]
Программа курса «Культура и искусство Омска»
/18-34 ч/
Содержание Программы
Тема 1. Эпоха палеолита в Западной Сибири и Омском Прииртышье /2-4 часа/
– Характерные черты палеолита.
– Памятники культуры данной эпохи в Сибирском регионе:
- Стоянка Улалинка в черте г. Горно-Алтайска
- Пещерная алтайская стоянка имени Окладникова
- Томская стоянка
- Писаницы у села Шишкино /р. Лена/
- Мальтийско-Буретская культура /р. Ангара/
– Памятники культуры эпохи палеолита в Омском Прииртышье:
- Стоянка Волчья Грива /Бараба/
- Черноозеорье II /Саргатский район/
Характеристика искусства палеолита в омском регионе
Тема 2. Эпоха мезолита в Сибири и Омском Прииртышье /2 – 4 ч/
– Характерные черты мезолита. Основные памятники культуры эпохи мезолита в сибирском регионе.
– Эпоха мезолита в Омском Прииртышье:
- Черноозерье IV
- Максимовка II
- Большой Ащи – Куль
- Омская стоянка
Характеристика данных археологических памятников – памятников искусства эпохи мезолита
Тема 3. Эпоха неолита в Сибири и Омском Прииртышье / 2ч./
– Характерные черты неолита. Основные памятники культуры эпохи неолита в сибирском регионе:
- Томская писаница
- Петроглифы Алтая
– Памятники культуры Омского Прииртышья:
- Стоянка Артын I /лесостепное/
- Шалтов I, Биличи /таежное/
- Омская стоянка
Отражение эпохи неолита в искусстве Омского Прииртышья
Тема 4. Эпоха энеолита, меди, Бронзы в Омском Прииртышье /2-4 ч./
– Основные памятники культуры: Могильник с. Ростовка, Городище Большой Лог.
Особенности искусства века металлов: сохранение преемственности в изображении животных, человека
Тема 5. Мифология в западной Сибири и Омском Прииртышье /2-4 ч./
– Миф и его функции. Отражение в мифах мышления древнего человека, его представлений о мире
– Образ медведя в архаике и сказке.
– Сказки сибирских народов об Иртыше, животных
– Миф в творчестве омского художника Евгения Дорохова.
Древность в живописи Е. Дорохова
Тема 6. Архаика и творчество омских художников /2-4 ч./
– Археологическое прошлое в творчестве омских художников
– Тема «Архаика» в творчестве Е.Дорохова
Тема 7. Омские косторезы /2-4 ч./
– Отражение северной темы в творчестве омских косторезов
– Многофигурные композиции
– Жанровая скульптура
– Знакомство с мастерской омского костореза Николая Перистых
Тема 8. Искусство керамики /2-4 ч./
– Основные сюжеты керамики Омского Прииртышья в древности.
– Находки глиняной посуды с прорисованными на стенках человеческими фигурами.
– Современные омские мастера керамики
Тема 9. Музыка народов Западной Сибири и Омского Прииртышья /2-4 ч./
– Специфические виды музыкального творчества коренных народов Западной Сибири, в т.ч. Омского Прииртышья /«поющее дерево»/.
– Самобытный мир музыки древних хантов и манси /струнные музыкальные инструменты/.
Авторские Публикации
- Региональный компонент в преподавании мировой художественной культуры в общеобразовательной школе // Учителя и ученики. Связь поколений. Сборник научных статей и материалов проекта «Учителя и ученики. Связь поколений». – Омск: 2001. – С. 67
- Бусы как философия Алфавит в Омске /Программа телевидения с 19 по 25 февраля/. – Омск: 2001
- «Глиняное кружево» Ларисы Ивановой // Журнал «Мир увлечений» № 6. – Омск: 2002. – С.50
- Глиняные полотна Марины Песковой Алфавит в Омске /Программа телевидения с 26 по 1 апреля/. – Омск: 2001
- Сказка и реальность /Анна Адаева/ Алфавит в Омске /Программа телевидения со 2 по 8 июля/. – Омск: 2001
- Мир красоты в творчестве Анны Адаевой // Журнал «Мир увлечений» № 5. – Омск: 2002. – С. 36
- «Прогулка по выставке» на уроке МХК Из опыта работы. Искусство в школе № 3 , Москва: 2003. – С.80
- Программа Спецкурса «Искусство Омска» Омское Прииртышье: вехи истории: Учебно-практическое пособие./ Сост. И общ. ред. В.В. Мезенцевой. – Омск: ООИПКРО, 2003. – С.76
- Подвиг Ермака. Региональный компонент для омичей. – Учительская газета № 7 /9984/ от 24 февраля 2004.
Литература
- Гончаренко А.А Наш край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура. Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. – 52 с.
- Каган М.С. «Художественная культура первобытного общества». – Санкт – Петербург: Изд-во «Славия», Т.1, 1984
- Коников Б.А. Основы археологии Западной Сибири: Учебное пособие к спецкурсу. – Омск: ОмГУ, 1997. – 93 стр., илл. 42
- Лыхенко С.А.,Федяев Д.М. Историко – культурное наследие народов Омского Прииртышья: Программа курса. – Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. – 39с.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – 2-е изд. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – с.496.:ил.
Дополнительный материал
- 1. Елена Медкова Палеолит и неолит. Формирование основ искусства // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО № 7 (391), 1-15апреля 2008, С. 9
- Елена Медкова Власть руки и рука власти искусства // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО № 7 (391), 1-15апреля 2008, С. 13
- Елена Медкова Мифология зверя искусства // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО № 7 (391), 1-15апреля 2008, С. 14
- Елена Медкова Поединок со зверем искусства // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО № 7 (391), 1-15апреля 2008, Издательский дом «Первое сентября». – С. 17
- Елена Медкова Миф о богине-матери искусства // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО № 7 (391), 1-15апреля 2008, Издательский дом «Первое сентября». – С. 18
- Елена Медкова Пещера как модель вселенной искусства // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО № 7 (391), 1-15апреля 2008, Издательский дом «Первое сентября». – С.19
- Елена Медкова Выход в пространство искусства // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО № 7 (391), 1-15апреля 2008, Издательский дом «Первое сентября». – С.29
- Ольга Скуратова Знакомство с культурой народов Крайнего Севера // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО № 23, 2006, Издательский дом «Первое сентября» /Электронный вариант – Подшивка газет за 2006 год/