Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками асоциального поведения "Дорога добра"

Разделы: Социальная педагогика


Структура программы

Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Тема программы: Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками асоциального поведения «Дорога добра»

Цели программы:

  • Адаптация подростков асоциального поведения в социуме.
  • Формирование личностных нравственных качеств детей и подростков.
  • Организация досуга «трудных» детей и подростков. Сохранение семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
  • Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений  в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
  • Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.

Актуальность программы:

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит  в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование.
В нашей школе обучается 190 учащихся, из них 13 семей считаются неблагополучными, в которых воспитываются 32 ученика. Главной причиной неблагополучия семей является бытовое пьянство родителей, которое тянет за собой длинную цепочку асоциальных явлений.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Анализ ситуации:

  • Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
  • Высокий уровень подавления и насилия в воспитании;
  • Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей;
  • Гиперопека различных степеней;
  • Гипоопека, которая может  перейти в безнадзорность;
  • Постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
  • Ситуация, которая способствует созданию «золушек» в семье.

Аудитория: программа рассчитана для работы с детьми и подростками, с отклоняющимся поведением, 10-16 лет.

Срок реализации программы: программа по работе с подростками асоциального поведения рассчитана на 1 год, в течение 2007-2008 учебного года. В случае положительного успеха предусматривается его расширение.

Ожидаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
  2. Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  3. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
  4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

Алгоритм реализации программы:

  • Первый этап – организационный (сентябрь) – анализ состояния в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов.
  • Второй этап – диагностический (сентябрь-октябрь) – изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.
  • Третий этап – деятельностный (ноябрь-май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
  • Четвертый этап – итоговый (май) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Степень реализации программы:

Программа находится на стадии реализации. Для реализации программы в жизнь выбрали по желанию детей и родителей 7 класса, где обучается 24 ученика. Из них 4 ученика из неблагополучных семей. Так, в начале сентября был разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение сентября и октября проводилась диагностическая работа. Путем тестирований и анкетирования выявлены отклонения в поведении детей, также установлен тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно-просветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа проводится и в школе, и при посещении на дому. Проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа: беседы (8 бесед с участием 10 родителей), диспут (с участием 14 учащихся), деловая игра (с участием 10 учащихся), спортивные игры с участием учащихся и их родителей, а также тренинги. Проект только реализуется, поэтому много всего неясного, нерешенного, но мы стараемся воплотить в жизнь поставленные перед нами задачи, набираемся опыта в ходе ежедневной кропотливой работы. Мы ведем активную работу по пропаганде здорового образа жизни. В сентябре проводился День здоровья, где участвовала вся школа, а также была вовлечена активная сельская молодежь. Учащиеся младших классов провели спортивную эстафету с участием родителей. В рамках месячника «Молодежь за ЗОЖ» проводились конкурсы стенгазет между 5-11 классами, конкурсы рисунков среди 1-4 классов, конкурс сочинений на тему «Здорово быть здоровым!», профилактическая работа, как с учащимися, так и с родителями, социально-педагогическое консультирование.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей:

Для реализации программы в жизнь выбрали следующие направления:

  • Работа с подростками
  • Работа с семьей  (родителями)
  • Работа с педагогами
  • Организация досуга детей и подростков

Работа с семьей (родителями):

Путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.
Но отношения родителей к школе и учителей к семье не всегда положительные и желают лучшего. Эти противоречия становятся причиной хронической депрессии обеих сторон и повышенной тревожности учащихся. Поэтому необходимо создание условий для успешной адаптации ребенка в семье, школе и в обществе через усиление центрального защитного фактора – сплочение семьи.

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, и  формирование здорового образа жизни.

Задачи:

1. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей и подростков.
2. Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми.
3. Разработка основных правил семейного воспитания.
4. Создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку.
5. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
6. Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Работа с родителями предусмотрена в следующих формах:

  • Просветительская работа (выпуск информационных листов, беседы, дискуссии, ролевые игры, лектории для родителей).
  • Психокоррекционная работа – семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходы ребенка из дома, агрессивное поведение, неуправляемость, общение с незнакомыми и сомнительными личностями и т.д.).
  • Психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора КДН и т.д.) на встречи с родителями.

Принцип реализации работы с семьей:

  • Анкетирование подростков и родителей (на начальном этапе, для оценки положения в семье, для подведения итогов);
  • Опрос родителей и детей;
  • Праздники;
  • Творческие семейные выставки;
  • Фольклорные игровые программы.

Основные направления для работы с семьей:

  • Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей деревни, который предусматривает организацию и работу краеведческого клуба, сбор материалов об обрядах и обычаях своей деревни, традиционные фольклорные игровые мероприятия для родителей и детей («Рождественские посиделки», «Масленица» и др.), семейные праздники («Наши семейные традиции», «Встречаем весну»).
  • Формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение праздничных семейных творческих заданий.
  • Семейный досуг, творчество детей и взрослых предполагает провести совместные праздники для детей и родителей, посещение концертов, совместные просмотры и обсуждение кинофильмов и т.д.
  • Просветительская деятельность говорит о необходимости работы родительского лектория, об индивидуальных и групповых консультациях психологов для родителей, о выпуске информационных листов, рекомендаций.

Темы просветительских работ с семьей (с родителями):

  • Психологические особенности подросткового возраста.
  • Способы конструктивного взаимодействия с подростком.
  • Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.
  • Как преодолеть трудности в воспитании подростка.
  • Что надо знать родителям о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления.

Работа с педагогами:

Цели и задачи:

  • расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
  • дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности детей;
  • расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

Темы лекций при работе с педагогами:

  • Проблема зависимости от наркотиков.
  • Особенности подросткового возраста.
  • Семья, как единый организм.
  • Роль неправильного семейного воспитания в возникновении отклоняющегося поведения у подростков.
  • Круглый стол (обсуждение результатов профилактических мероприятий).

Работа с подростками:

Цель: формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и детей.

Задачи:

1. Профилактика вредных привычек (ПАВ, табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков).
2. Профилактика правонарушений и преступлений.
3. Психокоррекция.
4. Профориентация.
5. Пропаганда здорового образа жизни.

В работе с детьми и подростками асоциального поведения необходимо применить различные методы. Наиболее приемлемыми мы предусмотрели:

  • Метод переубеждения (детям предоставляются убедительные аргументы, дети вовлекаются в критический анализ своих поступков)
  • Метод переключения (детей и подростков занять трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью и т.д.)

При работе с этими методами предусматриваются следующие формы работы с подростками:

  • Групповая работа;
  • Тренинг поведения;
  • Личностный тренинг;
  • Дискуссии;
  • Мозговые штурмы;
  • Беседы, встречи;
  • Лекции;
  • Ролевые игры;
  • Просмотр и обсуждение фильмов;
  • Индивидуальные консультации;
  • Тесты;
  • Конкурсы;
  • Праздники

Организация досуга детей и подростков:

Цель: адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.

Задачи:

1. Создание ситуации успеха для детей и подростков асоциального поведения.
2. Сформировать личную и социальную компетентность детей и подростков, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу.
3. Укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Важную роль в этом вопросе играет школа, так как она была и остается центром воспитательной работы.
Но ребенок в школе занят лишь часть дня. Все остальное время он проводит на улице. А в современных условиях подростки стали менее подконтрольными, что и приводит к негативным последствиям. Любимым времяпрепровождением подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «себя показать». Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большую ответственность несут, кроме педагогов, и другие лица.

Организация досуга должна проходить в следующих направлениях:

  • Изучение интересов и потребностей детей с отклоняющимся поведением;
  • Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
  • Методическое сопровождение мероприятий досуга;
  • Организация социально-значимой деятельности детей и подростков;
  • Разработка нравственно-правовых мероприятий.

Тематические мероприятия для организации досуга детей и подростков:

  • Деловые игры («Как устроиться на работу» и др.)
  • Конкурс агитбригад («Мы выбираем жизнь»)
  • Акции («Скажи вредным привычкам нет!»)
  • Диспуты «Легко ли быть молодым?», «Как найти свое место в жизни?»
  • Работа круглых столов по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости
  • Круглые столы с приглашением специалистов на темы «Закон суров, но он закон», «Ты и твои права»
  • Интеллектуально-правовой конкурс «Взрослые и дети»
  • Игра для несовершеннолетних детей «Школа безопасности»
  • КВНы
  • Дни здоровья
  • Комплексные спортивные мероприятия

Механизм оценки результатов

Оценка результатов проводится комиссионно в течение года два раза членами Совета профилактики правонарушений, куда входят:

  • Председатель Совета профилактики – Уткин В.И., директор школы
  • Зам. Председателя Совета профилактики – Петрова Т.Г., зам. директора по ВР
  • Социальный педагог – Иванова И.Ф., секретарь
  • Зам. директора по УР – Яковлева М.И.
  • Старший вожатый – Захарова О.Т.
  • Педагог – Волкова Ю.П.
  • Ведущий специалист Буртасинского сельского поселения – Кузнецова В.А.

В конце мая комиссия подводит итоги реализации программы и принимает новый план работы.
Эффективность деятельности выносится на основе собранных отзывов, после проведения каждого мероприятия, а также результатами анкет до и после проведенных мероприятий.

Критерии оценки:

  • Снижение количества детей и подростков асоциального поведения
  • Снижение количества неблагополучных семей
  • Формирование у детей и подростков представлений об общечеловеческих ценностях.
  • Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.

Рабочий план

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

1.

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Сентябрь

Соц. педагог, Кл. руководитель

2.

Диагностика познавательной потребности:
  • В учебной деятельности;
  • Выявление интереса к профессии с учетом цели труда;
  • Выявление предпочтительных занятий учащихся во внеурочное время.
  • Социометрия

В течение года

Соц. педагог, Кл. руководитель

3.

Классные часы:
  • «Насилие и закон»
  • «Кто ты в XXI веке?»
  • «Толерантность и мы»
  • «ЗОЖ – что это значит?»

В течение года

Кл. руководители, соц. педагог

4.

Тренинги:
  • «Умеем ли мы общаться?»
  • «Шесть шагов к себе»

В течение года

Соц. педагог

5.

Игры:
  • Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
  • Игра-дискуссия «Время выбирает нас»
  • Деловые игры «Эльдорадо», «Как устроиться на работу»
  • Правовая игра «Мой взгляд»
  • Ролевая игра «Хочу спросить»
  • Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей»
  • Игра «Школа безопасности»

В течение года

Соц. педагог, кл. руководитель, старший вожатый

6.

Круглый стол:
  • «От безответственности до преступления один шаг»
  • «Закон суров, но он закон»
  • «Ты и твои права»

В течение года

Соц. педагог

7.

Час общения: «Мои интересы, мои увлечения»

Ноябрь

Кл. руководитель

8.

Дискуссии:
  • «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»
  • «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»
  • «Легко ли быть молодым?»
  • «Как найти свое место в жизни?»

В течение года

Соц. педагог

9.

Беседа: «Вверх по лестнице жизни»

Декабрь

Соц. педагог

10.

Акция: «Нет вредным привычкам!»

Апрель

Соц. педагог

11.

Интеллектуально-правовой конкурс: «Взрослые и дети»

Январь

Соц. педагог

12.

День здоровья

Апрель

Учитель физкультуры, кл. рук.

13.

Выпуск ежемесячных информационных листовок по темам:
  • «Стили родительского общения»
  • «Школьная дезадаптация»
  • «Конфликты отцов и детей»
  • «Советы мамам»
  • «Что делать, если ваш ребенок ушел из дома?»

В течение года

Соц. педагог

14.

Родительские лектории:
  • «Уют и комфорт в вашем доме»
  • «Учим ли мы наших детей любить?»
  • «Нравственные законы жизни»
  • «Взаимодействие людей друг с другом»
  • «Мальчики и девочки. Почему они разные?»

В течение года

Соц. педагог, кл. руководитель, зам. директора ВР

15.

Фольклорные игровые мероприятия:
  • «Рождественские посиделки»
  • «Масленица»

Январь
Март

 Старший вожатый

16.

Семейные праздники:
  • «Наша родословная»
  • «Наши семейные традиции»
  • «Как мы жили без книг и газет?»
  • «Встреча весны»

В течение года

Кл. рук., ст. вожатый, соц. педагог

17.

Конкурсы:
  • «Моя семья»
  • «Загляните в семейный альбом»

Февраль
Март

Зам. директора ВР, старший вожатый, соц. педагог

18.

Творческие семейные выставки в честь Международного женского дня

Март

Зам. директора ВР, учитель технологии

Перспективы дальнейшего развития:

Программа рассчитана на один учебный год. По итогам работы за год в случае положительного результата предусматривается расширение программы, то есть будет  вовлечена вся школа, а в перспективе и сельская молодежь.

Бюджет проекта:

№ п/п

Источники финансирования

Сумма

1.

За счет средств, выделяемых внеклассными мероприятиями

1000 рублей

2.

За счет внебюджетных средств (управляющий совет, родительский комитет)

1000 рублей

3.

Спонсорские средства (жители, предприятия, организации)

1000 рублей

  Итого:

3000 рублей