Работа областной экспериментальной площадки "Музыкально-эстетическое образование в условиях школы-интерната III вида"

Разделы: Администрирование школы


В школе-интернате III вида процесс образования, развития, коррекции и воспитания тесно связан с музыкальным образованием, что позволяет:

  • развивать музыкальные данные слепых и слабовидящих детей;
  • создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания примерного стандарта общего образования;
  • ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, физическая), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности и гарантируя тем самым каждому ситуацию успеха, содействуя определению жизненных планов (включая и предпрофессиональную ориентацию);
  • содействовать выбору индивидуального пути ребенка и его самореализации.

Самым массовым и популярным в системе дополнительного образования в школе-интернате III вида остается музыкально-эстетическое направление.

Особое место в развитии личности незрячего воспитанника занимает созданная при школе-интернате музыкальная студия по классам баяна и фортепиано, работающая по 7-летней программе обучения, разработанной нашими преподавателями музыки. Педагоги имеют опыт работы с детьми-инвалидами по зрению и владеют нотной системой Брайля. Цель обучения в студии – развитие навыков игры на музыкальных инструментах, вооружение обучающихся знаниями в области музыкально-теоретических дисциплин. Обучение осуществляется индивидуально с учетом музыкальных данных, возрастных особенностей и состояния здоровья детей с перспективой поступления выпускников в Курский музыкальный колледж-интернат слепых.

С февраля 2008 года в школе-интернате III вида №33 г. Новочеркасска Ростовской области начала работу областная экспериментальная площадка “Музыкально-эстетическое образование в условиях школы-интерната III вида” (приказ № 214 от 07.02.2008 г. по министерству общего и профессионального образования Ростовской области). Создана программа областной экспериментальной площадки.

Паспорт (аннотация программы)

Наименование программы: Программа экспериментальной площадки “Музыкально-эстетическое образование в условиях школы-интерната III вида”
Дата и № нормативного акта об утверждении программы: Рассмотрена на Совете школы-интерната III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области (протокол № 2 от 18 января 2008 года) утверждена директором школы-интерната (приказ № 15 от 25 января 2008 года)
Руководитель программы: Мухаев М.П., директор школы-интерната III вида № 33 г.Новочеркасска Ростовской области
Научный руководитель: Тимофеева Т.Б., заместитель директора по коррекционной работе школы-интерната III вида № 33 г.Новочеркасска Ростовской области
Эксперты программы: Кукушин Вадим Сергеевич, Российский государственный социальный университет, Таганрогский филиал, зав. Кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, академик Международной академии экологии и природоиспользования, член Консультативного совета Международной федерации образования, лауреат литературной премии “Город у моря” (1998), лауреат архитектурного конкурса “Южная столица” (2002), лауреат Всероссийского конкурса “Лучший учебник” (2005), посол мира
Разработчики: Временный научно-исследовательский коллектив в составе:

Мухаев М.П. – директора школы-интерната;
Тимофеева Т.Б.– зам. директора по коррекционной работе;
Нестерова М.Ф. – руководитель МО педагогов дополнительного образования, концертмейстер;
Алышева С.В. – учитель коррекционных дисциплин; Лузина Е.Л – учитель музыки; Ершова О.Ф. – музыкальный руководитель; Чичкан А..С. – педагог дополнительного образования; Паненко В.А. - педагог дополнительного образования.
Бологова Р.Г. педагог дополнительного образования;
Герасименко Н.Л. – учитель коррекционных дисциплин.

Цели программы: Формирование системы допрофессиональной подготовки в процессе обучения музыке незрячего подростка для последующей социальной интеграции его в современное общество.
Задачи программы:
  • создание ресурсной базы для реализации программы экспериментальной площадки до 2010 года;
  • обеспечение доступности получения полноценного дополнительного образования для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • совершенствование допрофессиональной подготовки незрячих школьников;
  • внедрение в процесс дополнительного образования школы-интерната инновационных и новых информационных технологий;
  • совершенствование содержания и развития образовательных и коррекционно-развивающих технологий;
  • реализация здоровьесберегающих технологий;
  • повышение профессионализма и педагогического статуса работников школы-интерната;
Этапы и сроки реализации программы: Этап 1.Срок - январь 2008 – май 2008

Создание ресурсной базы для реализации программы, начало преобразований и экспериментов. Лицензирование музыкальной студии при школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области

Этап 2.Срок октябрь 2008 – сентябрь 2009. Апробация новых технологий, закупка запланированного оборудования, методическое, кадровое, информационное обеспечение, реализация мероприятий

Этап 3. Срок октябрь 2009 – декабрь 2010.

Обобщение опыта работы по музыкально-эстетическому образованию в условиях Областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области.

Риски при реализации программы: Цели и задачи будут реализованы при условии:
  • учета результатов мониторинговых исследований при составлении мероприятий Программы;
  • эффективного использования бюджетных средств;
  • правильного выбора механизмов управления Программой
Ожидаемые результаты:
  • создание комфортной среды допрофессионального обучения, воспитания, коррекции и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сохранение здоровья обучающихся, воспитанников;
  • развитие сенсорной сферы, мышления, и формирования компенсаторных функций организма воспитанников;
  • формирование тонкой духовной и адаптированной к жизни личности;
  • совершенствование системы профильного обучения;
  • формирование системы компенсации зрительных нарушений незрячего школьника;
  • утверждение социального статуса на преодоление переживаний в связи с осознанием обучающимся, воспитанником своего положения в среде здоровых людей;
  • повышение профессионализма педагогических работников школы-интерната.
Характеристика сферы действия программы: Вместе со школой-интернатом программу осуществляют:
  • Музыкальная школа им. П.И. Чайковского г. Новочеркасска Ростовской области;
  • Центр эстетического воспитания детей и молодежи г. Новочеркасска Ростовской области;
  • Новочеркасский технологический техникум-интернат;
  • Мелиоративная академия г. Новочеркасска Ростовской области;
  • Областной Дом народного творчества г. Ростова-на-Дону
Критерии и показатели эффективности реализации программы:
  • получение статуса областной экспериментальной площадки;
  • рост общего объема творческих и методических работ педагогического коллектива;
  • формирование позитивного отношения родителей (законных представителей) и общественности к школе-интернату;
  • повышение рейтинга по результатам обследования качества допрофессионального образования в школе-интернате

Ход реализации программы экспериментальной площадки “Музыкально-эстетическое образование в условиях школы-интерната III вида”, 2008 год

Приводим основные результаты эксперимента (учебно-методические разработки, семинары, публикации, участие в смотрах, фестивалях, создание материальной базы, конечный результат):

  • проведено долицензирование
  • приняли участие в научно-практической конференции г. Москва; публикация: Т.Б. Тимофеева, А.С.Чичкан, Е.Л.Лузина, М.Ф. Нестерова “Коррекционно-развивающая работа педагогов дополнительного образования в процессе обучения музыке незрячих детей в условиях школы-интерната III вида” Материалы научно-практической конференции г. Москва;
  • издан Сборник авторских программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III вида под редакцией директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III вида №33 г. Новочеркасска Ростовской области Мухаева М.П. Авторы-составители: творческая группа педагогов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III вида №33 г. Новочеркасска Ростовской области Тимофеева Т.Б., Алышева С.В., Герасименко Н.Л., Галицкая Н.С., Таранова О.С., Москалева Т.А., Зимина Н.И.,Чичкан А.С., Великая З.О., Ревунова Л.А., Некрасова М.Ю., Карагозова И.П.

Сборник подготовлен при консультационной поддержке ведущего специалиста отдела специального образования и социально-правовой защиты детства Министерства общего и профессионального образования Ростовской области Безряковой О.Н.;

  • обучающиеся, воспитанники под руководством музыкальных руководителей Чичкан А.С., Лузиной Е.Л., Паненко В.А., Нестеровой М.Ф., Ершовой О.Ф. приняли участие в городском фестивале художественной самодеятельности детей-инвалидов “Шаг навстречу” (дипломы, гран-при, подарки);
  • обучающиеся, воспитанники под руководством музыкальных руководителей Чичкан А.С., Лузиной Е.Л., Паненко В.А., Нестеровой М.Ф., Ершовой О.Ф. приняли участие в областном фестивале художественной самодеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья “Плыви, плыви кораблик детства моего (дипломы, гран-при, подарки);
  • подготовлен семинар для педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей общеобразовательных школ г. Новочеркасска “Музыкально-эстетическое образование в условиях школы-интерната III вида”;
  • создана учебно-методическая разработка “Обучение игре на баяне. 1 класс” автор Чичкан А.С. (учебно-методическая разработка написана рельефно-точечным шрифтом Брайля для обучения незрячих детей);
  • музыкальные руководители Лузина Е.Л., Паненко В.А. подали заявки на участие в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” 2008-2009 учебного года;
  • произведена закупка музыкальных инструментов (баяны);
  • выпускники школы-интерната продолжают получать музыкальное образование в системе среднего профессионального образования России: Капустянский Александр в Ростовском культпросвет училище, а Шейкина Юлия и Давиденко Александр в Курском музыкальном колледже-интернате слепых.

Работа экспериментальной площадки продолжается. Главное мы видим в том, чтобы помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Мы стараемся создать атмосферу эмоционального благополучия инвалидов по зрению, придать уверенность в своих силах.

Коррекционные задачи воспитания средствами музыки, пения, танцев помогают формированию пространственного представления, моторной координации, “освобождению” речевой функции и, в конечном результате, способствуют реабилитации и социализации личности.

Открывая для себя радость эстетического творчества, ребенок-инвалид по зрению меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение.