Урок окружающего мира в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели.  Способствовать получению знаний об охране растений; развивать умения систематизировать информацию; формировать ценностное отношение к окружающему миру, умение видеть ее красоту.
Оборудование.  Учебник «Мир вокруг нас», 3-й класс (автор А.Плешаков), рисунки растений, карточки с текстом, карточки для проверки д/з, текст стихотворения, чистые листы, фломастеры.  

Ход урока

1. Организационный момент

2.Сообщение темы урока.

У. Сегодня мы с вами будем говорить об очень важном деле – об охране растений. Но сначала давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Часть детей будет работать по карточкам, класс ответит на вопросы.

Карточка № 1

Как расселяются растения?
а) клен ______________
б) одуванчик__________
в) сосна______________
г) репейник___________
д) ель _____________
е) череда______________

Карточка № 2

Перечисли, какие растения так расселяются.
Крылатками...
Крючками...
Семенами...
Парашютиками...
Зубчиками...
 
Карточка № 3
Перечисли стадии развития растений
Перечисли насекомых-опылителей
Почему семена в пакетиках не прорастают?
 
Вопросы классу.
– Какие группы растений вы знаете?
– Как происходит опыление растений?
– Что образуется на месте опыления?
– Какие условия нужны для прорастания семян?
– Весной в цветущие сады выносят улья с пчелами. Зачем это делают?
 
3. Работа по теме урока.
(Открываются иллюстрации цветущих растений)
1) ландыш; 2) колокольчик; 3) кувшинка; 4) сон-трава; 5) купальница; 6) валериана; 7) подснежник.
У. Что мы видим?
– Какие чувства они у вас вызывают?
Д. Радости, веселья, доброты, нежности...
У.  Какие из этих растений вы знаете? (Учитель под растениями прикрепляет карточки – названия.)
У.  Каждый день по дороге в школу вы видите растения. Сейчас травянистые растения под снегом, деревья голые. Названия одних вам знакомы, некоторые вы еще не знаете. Одни помогают нам избавиться от летней жары, принимая нас под свои тенистые кроны. Другие радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Третьи готовы накормить нас сочными ягодами.
– А если растения исчезнут с Земли, что же может потерять человек и животные?
Д. Пищу, кислород, одежды меньше будет, лекарство, животные потеряют дом.
У.  А по какой причине они могут исчезнуть? Ответ попробуйте найти в тексте. (Дети работают в паре.)
 
Карточка № 4
Сколько радости доставляют нам цветущие растения!
Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений. Люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства.
Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях.
Многие растения лекарственные. Собирать можно только те, которых в нашей местности много. Лекарственное растение – ценнейшее богатство.
Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина – вытаптывание. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые. В лесу старайся ходить по тропинкам.
У. Перечислите причины исчезновения растений.
Д. Рвут цветы для букетов, вытаптывание.
У.  Еще, ребята, влияет хозяйственная деятельность.

4. Физкультминутка.
– А сколько могло бы погибнуть растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 2 цветка? По 4? Д. 52, 104.
У. Как нам быть? Растения исчезают. Многие уже занесены в книгу исчезающих растений. Как она называется?
Д. Красная книга. (Учитель показывает книгу.)
У. Подумайте в группе, какие правила по охране растений вы могли бы предложить? (Дети записывают правила на листочки.)
У. Озвучьте, что вы написали. 5. Работа по учебнику.
У.  Сейчас прочитаем по учебнику памятку и дополним наши правила.

5. Творческая работа.
У.  Сейчас мы знаем правила, знаем пользу растений, знаем, что растения нуждаются в охране. А вот малыши, наверное, не все об этом знают. Давайте попробуем для них создать знаки, плакаты, листовки, которые помогут им заботиться об охране растений.
(Дети рисуют плакаты, знаки, призывы и вывешивают их на доску.)
У. Я дарю вам маленькое стихотворение Самеда Вургуна:

Давайте пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

7. Итог урока.
– Почему мы должны охранять растения?
– Как мы можем это сделать?

8. Рефлексия

Мысль нашего урока...
Ценность урока...
Настроение...
Сомнение...

9. Домашнее задание:
стр. 78–80 прочитать, ответить на вопросы; найти сведения о лекарственных растениях (по желанию) Н.А. Ворсина, учитель начальных классов школы № 1 г. Нолинска Кировской области.