В мире швейных машин. Элективный курс для учащихся 9-х классов

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Одной из новых целей в российском образовании является профильное обучение учащихся в старших классах. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися нужного им профиля, поэтому она является предпрофильной.

Предметный курс “Технология” изучает подраздел “Машиноведение” с 5 по 7класс, давая учащимся понятийные знания. Новый курс направлен на углубление, обобщение и систематизацию знаний, полученных на уроках.

Научно-технический прогресс на рубеже веков не собирается расставаться со швейными машинами, но и благодаря сверхвысоким требованиям усовершенствовал их. Знания, данные этим предпрофилем, станут компасом в мире швейного оборудования, в мире технических профессий швейной промышленности.

Цель курса:

  • - способствовать формированию готовности учащихся к осознанному, обоснованному выбору профессии, интереса и уважения к рабочим специальностям;
  • - способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к технике;

Задачи курса:

  • ознакомить учащихся с профессиями – оператор швейного оборудования, слесарь-наладчик швейного оборудования;
  • ознакомить учащихся с историей возникновения и развития швейн. машин;
  • углубить, обобщить и систематизировать знания подраздела “Машиноведение”;
  • сформировать умения по уходу и регулировке швейных универсальных машин;
  • сформировать знания, требуемые при выборе швейного оборудования;
  • сформировать знания, умения и навыки работы на специализированной швейной машине 51-го класса.

Курс рассчитан на 12 часов. Он содержит теоретический курс, с использованием информационно-сообщающих и объяснительно-иллюстративных, инструктивных методов, а также практический, включающий в себя лабораторно-практических занятий, и экскурсия в магазин швейного оборудования или бытовой техники. Обучение рассчитано на посещение занятий, как девочек, так и мальчиков. Для изучения этого предпрофиля необходим кабинет со швейным оборудованием, имеющим универсальные и специализированные машины. Традиционные формы обучения фронтальная и индивидуальная, наиболее приемлемы для освоения курса. Итоговая отчетность по окончании курса предполагает зачет.

Учебный план

Темы занятий Всего часов Теория Практика
1 История возникновения и развития швейных машин. Оператор швейного оборудования. Слесарь-наладчик швейного оборудования. Правила ТБ при работе на швейной машине. Классификация швейных машин. Основные части швейной машины. Рабочие органы швейной машины. 2 2 0
2 Механизмы швейной машины:
  • иглы;
  • нитепритягивателя;
  • лапки;
  • перемещения материалов;
  • челнока;

Принцип образования челночного стежка.

2 1 1
3 Регуляторы швейной машины. Неполадки в работе швейной машины и их устранение. Уход за швейной машиной. 2 1 1
4 Ассортимент универсальных и специализированных швейных машин, бытовые и промышленные швейные машины. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины. 2 0,5 1,5
5 Специализированная обметочная швейная машина 51 класса:
  • заправка ниток;
  • приемы работы;
  • регулировка скорости.
2 1 1
6 Закрепление навыков работы на обметочной швейной машине 51 класса. 2 0,5 1,5
  ИТОГО: 12 6 6

Содержание курса.

Тема 1. Вводное занятие (2\2\0). История возникновения и развития швейных машин. Оператор швейного оборудования. Слесарь-наладчик швейного оборудования. Правила ТБ при работе на швейной машине. Классификация швейных машин. Основные части швейной машины. Рабочие органы швейной машины.

Это занятие проводится в форме лекции.

Учащиеся должны узнать на этом занятии о принципах классификации машин, ознакомится с рабочими органами швейной машины. Запомнить правила техники безопасного труда на швейных машинах с электрическим приводом. Сформировать понятия об основных частях и рабочих органах швейной машины.

А также познакомится с профессиями слесаря-наладчика и оператора швейного оборудования, требованиями, предъявляемыми к этим профессиям, условиями работы.

Тема 2. Механизмы швейной машины (2/1/1).

  • иглы;
  • нитепритягивателя;
  • лапки;
  • перемещения материалов;
  • челнока;

Материал данного занятия включает в себя знакомство с конструктивными схемами машин и кинематическими, условными обозначениями деталей, это поможет наглядно увидеть принцип работы выше перечисленных механизмов. На изучение теоретической части этого урока отводится 1ч., вторая часть урока лабораторно-практическая работа “Изучение устройств и работы механизмов. Чтение кинематической схемы” - 1ч.

Для достижения целей этого урока необходимо во время объяснения материала использовать плакаты, таблицы, схемы.

Тема 3. Принцип образования челночного стежка.

Регуляторы швейной машины. Неполадки в работе швейной машины и их устранение. Уход за швейной машиной (2/1/1).

Усвоение учащимися принципа образования челночного стежка будет интересным, и наглядным, если учитель использует не только плакат, но и компьютерную поддержку (теория -1 ч). Составить презентацию к уроку, можно используя программу Power Point. Практическая работа поможет закрепить учащимся свои знания и их на практике (практика - 1 ч).

Тема 4. Ассортимент универсальных и специализированных швейных машин, бытовые и промышленные швейные машины. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины (2/0,5/1,5).

Форма организации этого занятия – экскурсия в магазин швейного оборудования. Тема урока, предполагает, небольшую беседу с учащимися о цели предстоящей экскурсии (теория-0,5ч). Учащиеся, ознакомившись с характеристиками, возможностями, назначениями, новшествами и усовершенствованиями в швейном оборудовании, должны уметь подбирать оборудование в зависимости от технологической операции над изделиями, аргументируя свой ответ. Если нет возможности провести такую экскурсию, то можно приготовить презентацию учащимся, используя материал реклам популярного журнала мод “Burda” и др.

Тема 5. Специализированная обметочная швейная машина 51 класса (2/1/1):

  • заправка ниток;
  • приемы работы;
  • регулировка скорости.

Знакомство учащихся со специализированными машинами, целесообразно на примере обметочной машины 51 класса. Машина наиболее распространена на фабриках, ателье, пошиве на дому, в мастерских школ, доступна по стоимости, надежна и легка в освоении даже учащимися. На ознакомление с правилами и приемами работы – 1ч, на закрепление материала для освоения этой машины на практике – 1ч.

Тема 6. Закрепление навыков работы на обметочной швейной машине 51 класса (2/0,5/1,5).

Урок начать с инструктажа (теория-0,5ч) и продолжить его тренировочными упражнениями работы на обметочной машине (практика -1,5ч).

Практические работы.

  1. Лабораторно-практическая работа “Изучение устройств и работы механизмов. Чтение кинематической схемы”.
  2. Практическая работа “Регулировка качества машинной строчки. Уход за швейной машиной: чистка и смазка”.
  3. Экскурсия “Ассортимент универсальных и специализированных швейных машин, бытовые и промышленные швейные машины. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины”.
  4. Практическая работа “Знакомство со специализированной швейной машиной 51 класса. Заправка ниток. Приемы работы. Регулировка скорости”.
  5. Практическая работа “Тренировочные упражнения работы на обметочной машине 51 класса”.

Тезаурус

Компьютеризированная швейная машина – машина с программным управлением.

Оператор швейного оборудования – швея.

Основные части машин – двигатель, передаточный механизм, рабочий орган.

Рабочие органы швейной машины – игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.

Слесарь-наладчик – мастер по наладке и ремонту технологического оборудования.

Специальные швейные машины – машины, выполняющие одну технологическую операцию (выполнение петель, обработка срезов, пришив пуговиц).

Универсальные швейные машины – выполняющие швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли.

Контрольные вопросы

  1. Какие операции могут выполнять современные швейные машины?
  2. Чем отличаются специальные машины от универсальных?
  3. Что должен знать оператор швейного оборудования?
  4. Перечислите функции слесаря-наладчика.
  5. Какие неполадки могут возникнуть в работе швейной машины?
  6. Расскажите о правилах безопасности труда при работе на швейной машине?
  7. Назовите рабочие органы швейной машины, каково их назначение?
  8. Расскажите о процессе образования челночного стежка.
  9. Для чего предназначена швейная машина 51 класса?

Литература

  1. Обработка тканей: Учеб. пособие для учащихся 9-10 кл. сред. общеобразоват. шк. / Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.
  2. Рейрбах Л.Б. Рассказы о швейных машинах. – М.: Легпромбытиздат,1986. – 160 с.
  3. Компьютеризированные швейные машины. Рекламный проспект “Brother” // Burda №12, 2005.