Программа элективного курса по географии

Разделы: География


Цели:

  1. Систематизировать и закрепить знания о природе и природных ресурсах своего поселка;
  2. Вырабатывать умения и навыки практических исследований, обработки и анализа материала;
  3. Развивать интерес к учебно-исследовательской работе;
  4. Повысить гражданскую активность и стремление участвовать в мероприятиях по благоустройству своего поселка и защите окружающей среды;
  5. Изучить основы географического краеведения.

Задачи:

  1. Расширить знания о структуре и динамике населения, трудовых ресурсах, отраслях специализации, дополняющих и обслуживающих отраслях хозяйственного комплекса п.Сеща;
  2. Познакомить учащихся с основными профессиями и трудовыми вакансиями в поселке;
  3. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять географические знания; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, проводить наблюдения, составлять описания, объяснять происходящие процессы и явления;
  4. Способствовать развитию любознательности, расширению кругозора учащихся;
  5. Развивать память логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.);
  6. Воспитывать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе
  7. Содействовать в формировании духовной культуры и нравственности

Содержание программы “Географические особенности и проблемы родного края”

Тема 1. История освоения и развития п.Сеща

История возникновения Сещи, особенности названия поселка, дальнейший рост поселка, выдающиеся жители Сещи .

Тема 2. Географическое положение

Влияние на природу и хозяйство

Площадь территории, особенности географического положения п. Сеща на территории России и Брянской области

Влияние географического положения на природу Медико-географические условия для жизни и хозяйственной деятельности человека

Практическая работа №1

Определение по картам географического положения п. Сеща на территории России и Брянской области.

Тема 3. Особенности природы п. Сеща

Геологическое строение, рельеф, высота местности, расчлененность поверхности, слагающие породы и полезные ископаемые, климатические и погодные условия п. Сеща, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир.

Типичные природные и антропогенные ландшафты.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов района.

Проблема охраны и преобразования природы, рационального природопользования. Памятники природы.

Практическая работа №2

Составление картосхемы рельефа п. Сеща. Обозначение абсолютных и относительных высот водоразделов и долин, форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.

Практическая работа №3

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов района для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, состояния здоровья населения

Практическая работа №4

Анализ экологической ситуации в поселке и характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.

Экскурсия №1

Описание типичных природных и антропогенных ландшафтов п. Сеща.

Экскурсия №2

Памятники природы. Громовой колодец

Тема 4. Население и трудовые ресурсы п. Сеща

Общая характеристика населения п. Сеща, его состав и структура, естественное и механическое движение. Особенности расселения.

Трудовые ресурсы, потребность в квалифицированных кадрах, рынок труда в районе.

Практическая работа №5

Анализ по статистическим материалам динамики количественных и качественных показателей населении п.Сеща.

Практическая работа №6

Составление экономико-географической характеристики поселка Сеща.

Тема 5. Характеристика хозяйственного комплекса п. Сеща

Специализация сельскохозяйственного производства. Основные виды сельскохозяйственной продукции.

Специализация промышленного производства. Дополняющие и обслуживающие отрасли.

Ведущие промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

Обеспечение населения товарами народного потребления и услугами, развитие социальных отраслей. Уровень жизни населения.

Практическая работа №7

Составление модели хозяйства п. Сещ; определение его структуры, соотношение отраслей, степени их развития.

Практическая работа №8

Изучение обеспечения населения товарами народного потребления и услугами, развитие социальных отраслей.

Экскурсия №3

Составление экономико-географической характеристики промышленного предприятия отрасли специализации п.Сеща на основе материалов, полученных на экскурсии

Экскурсия №4

Составление экономико-географической характеристики сельскохозяйственного предприятия п.Сеща на основе материалов, полученных на экскурсии.

Экскурсия №5

Составление экономико-географической характеристики промышленного предприятия обслуживающей отрасли п.Сеща на основе материалов, полученных на экскурсии.

Тема 6. Экология п. Сеща

Влияние Сещинского аэродрома и баз его обслуживания на экологическую ситуацию поселка.

Очистные сооружения п.Сеща.

Экология Центральной Усадьбы и ее влияние на озера.

Экскурсия №6

Посещение Сещинского аэродрома с последующим анализом.

Экскурсия №7

Сточные воды п.Сещи. Очистные сооружения.

Тема 7. Обобщение знаний

Перспективы развития п.Сещи, влияющие на социально-экономическое и культурное развитие территории. Влияние военного гарнизона на профессиональную ориентацию учащихся.

Творческая работа. Определение перспектив развития п.Сещи и своего места в общественной и экономической жизни района.

Учебно-тематический план программы “Географические особенности и проблемы родного края”

№ п/п Наименование тем программы Общее количество часов В том числе
   

 

 

 

практических и творческих работ лекций экскурсий
1. История освоения и развития Сещи. 2   2  
2. Географическое положение. Влияние на природу и хозяйство. 3 1 2  
3. Особенности природы п.Сеща. 8 3 3 2
4. Население и трудовые ресурсы. 4 2 2  
5. Характеристика

хозяйственного

комплекса.

8 2 3 3
6. Экология Сещи 5 2 1 2
7. Обобщение знаний 4 4    
Всего 35 14 1 3 8

Список литературы для учителя

  1. Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание. - Брянск: “Курсив”, 2000.
  2. Геец Н.Я. История Дубровки в документах и воспоминаниях. Издательство Клинцовской типографии, Клинцы. - 1998.
  3. География Брянской области. - Учебное пособие для учителей и учащихся 9 кл. /Под ред. Л.М.Ахромеева. - Издат. Товарищество “Дебрянск”, Брянск. Всероссийского ДО “Книга”, 1995.
  4. О состоянии окружающей среды Брянской области в 1998 году. - Брянск, 1999.
  5. Общественно-политическая газета Дубровского района “Знамя труда”.
  6. Природный потенциал Брянского агропромышленного комплекса: Сборник научных трудов МФ ГО СССР, Брянский отдел. - М., АН СССР, МФГО СССР, 1988.
  7. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл. -М.: Дрофа, 2003.
  8. Брянская область (туристическая карта) - Главное управление геодезии и картографии, Москва, 1985.
  9. Политическая карта Брянской области
  10. Топографическая карта Брянской области. - Военно-топографическое управление Генерального штаба, 1996.
  11. Физическая карта Брянской области.

Список литературы для учащихся

  1. Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание. - Брянск: “Курсив”, 2000.
  2. Геец Н.Я. История Дубровки в документах и воспоминаниях. Издательство Клинцовской типографии, Клинцы. - 1998.
  3. География Брянской области. - Учебное пособие для учителей и учащихся 9 кл. /Под ред. Л.М.Ахромеева. - Издат. Товарищество “Дебрянск”, Брянск. Всероссийского ДО “Книга”, 1995.
  4. Брянская область (туристическая карта) - Главное управление геодезии и картографии, Москва, 1985.
  5. Политическая карта Брянской области
  6. Топографическая карта Брянской области. - Военно-топографическое управление Генерального штаба, 1996.
  7. Физическая карта Брянской области.
  8. Геец О. Исследовательская работа на тему: “Малый уголок большой России” (путеводитель по Дубровскому району), 2004.