Урок-экскурсия "Формулы вокруг нас"

Разделы: Литература


“Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным”

Б. Паскаль

Цели урока:

  1. Закрепить и углубить знания, умения учащихся применять нужную формулу к решению задач;
  2. Расширить кругозор учащихся при решении практических задач;
  3. Воспитание интереса к предмету через умение видеть важность знания формул и применение их в жизни.

Оборудование: формулы, рисунки к задачам, принадлежности милиционера.

Ход урока

Учитель:

На зимних каникулах, ребята, мы с вами побываем в нашем городе Нижнеудинске. Отправимся мы на экскурсию на автобусе. Там мы посетим краеведческий музей, побываем на празднике в киноконцертном зале “Саяны”, а также примем участие в зимних аттракционах в сквере.

Попутно мы выполним практическое занятие по теме “Формулы”.

Чтобы наша экскурсия принесла ползу не только вашему здоровью, но вашим навыкам в обучении, мы должны хорошо к ней подготовиться. Вспомнить формулы, единицы измерения площади, периметра.

Чтобы отправиться на экскурсию, необходимо купить билет.

Ответив правильно на 10 вопросов, указанных на билете с обратной стороны, мы сможем этот билет получить.

Вопросы на билете.

  1. Запись правила с помощью букв (формула)
  2. Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
  3. Равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти (уравнение)
  4. Каким действием узнают во сколько раз одно число больше или меньше другого (деление)
  5. Площадь квадрата со стороной 100 метров (гектар)
  6. Частное от деления пути на время (скорость)
  7. Площадь квадрата со стороной 10 метров (ар или сотка)
  8. Четырёхугольник, у которого углы прямые (прямоугольник)
  9. Многоугольник с тремя сторонами (треугольник)
  10. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)

Молодцы! Билет мы получили!

Повторение теоретического материала (формулы)

Рассмотрим внимательно карту нашего маршрута

<Приложение 1 – Рисунок 1>

А теперь, сидя в автобусе, нужно устно решить несколько задач.

Задачи для устного счёта: Заполнить таблиц. 2

Объект Скорость Время Расстояние
“Волга” 100 км/ ч 5 ч  
“Ока” 60 км/ ч   420 км
“Москвич”   3 ч 240 км
Пчела 60 км /ч   180 км
Стрекоза   2 ч 200 км
Стриж 100 км/ ч 4 ч  
Меч-рыба 100 км/ ч   300 км
Земля (вокруг Солнца) 30 км/ ч 24 ч  
Черепаха   6 мин 18 м
Улитка   7 ч 35 км
Верблюд 8 км /ч 5 ч  
Почтовый голубь 50 км /ч   150 км

Самостоятельная работа (по группам)

1 вариант:

(1)

Чебурашка и Крокодил Гена идут навстречу друг другу. Сейчас между ними 1 км 950 м. Через сколько минут они встретятся, 1 если Чебурашка идёт со скоростью 70 м/мин, а Крокодил Гена – со скоростью 60 м/мин?

Решение: 1 950: (70+60)=6 (ч)

2 вариант:

Незнайка стал догонять Шпунтика, когда расстояние между ними было равно 1км 80 м. Незнайка бежал со скоростью 170 м/мин, а Шпунтик шел со скоростью 80 м/ мин.

Через сколько минут Незнайка догонит Шпунтика?

Приехали! Выходим из автобуса. Теперь нам нужно правильно перейти улицу. Пройдём к пешеходному переходу.

Задача дяди Стёпы – милиционера (по безопасности движения)

(2)

Ширина проезжей части дороги 15 метров, зелёный сигнал светофора горит 20 секунд. С какой скоростью (наименьшей) можно двигаться, 2 чтобы благополучно перейти дорогу?

Мы подошли к киноконцертному залу (ККЗ) “Саяны”.

<Приложение 1 – Рисунок 2>

Найти объём воздуха, заполнившего здание ККЗ “Саяны”, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, зная, что длина 120 метров, ширина 50 метров, а высота 8 м.

А теперь мы отправимся в сквер. Разделились на 4 группы, каждая группа получает задание:

1 группа: найти периметр и площадь квадратной клумбы, сторона которой 6 м <Приложение 1 – Рисунок 3>

2 группа: найти периметр и площадь площадки, которую занимает снежная горка. <Приложение 1 – Рисунок 4>

3 группа: найти периметр и площадь, занимаемую снежными фигурами. <Приложение 1 – Рисунок 5>

4 группа: найти периметр и площадь площадки, которую занимает Дед Мороз и Снегурочка <Приложение 1 – Рисунок 6>

Дополнительные задания группам:

1 Используя формулу площади прямоугольника, найти сколько понадобится краски, чтобы покрасить пол в комнате, длина которой 6 м, а ширина 5 м. В первый раз на каждый квадратный метр пошло 125 г краски, а во второй – 75 г.

(1)

2 Прямоугольный участок земли имеет длину 95 м, а ширину 67 м.

Найти площадь и периметр участка.

3 Используя формулу периметра прямоугольника, найти:  сторону a, если P =3дм, b=6см

4 Сколько теплиц длиной 24 м и шириной 5 м поместится на участке земли площадью 3 га?

Подходим к пешеходному переходу, чтобы перейти улицу.

Задача дяди Стёпы – милиционера:

Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузового – 15 км/ч.

Какой автомобиль представляет угрозу школьнику, подошедшему к пешеходному переходу?

Посетив место зимних аттракционов, мы отправимся в краеведческий музей, где собран богатейший материал о родном крае, о вымирающей народности нашего края - тофах, проживающих в горах Тофаларии.

Задачи: 1 Сколько стоит билет в музей? У нас было 350 рублей, купили 15 билетов, и осталось 35 р

2 Вычислить площадь занимаемую краеведческим музеем <Приложение 1 – Рисунок 7>

Итак, мы побывали, заочно, на экскурсии.

А сейчас, нужно подвести итоги того, что же вы усвоили за время экскурсии.

Итоговый тест (по вариантам)

(3)

1 вариант:

Найти площадь квадрата, если его сторона равна 11 см.

1) 44 см2; 2) 121 см2; 3) 22 см2; 4) 121 см.

Найти площадь прямоугольника, длина которого равна 6 см , а ширина 4 см.

1) 24 см2; 2) 10 см2; 3) 20 см2; 4) 24 см.

2 вариант:

Найти площадь квадрата, если его сторона имеет длину 9 см..

1) 18 см2; 8 см2; 3) 81 см; 4) 36 см2.

Найти площадь прямоугольника, длина которого 3 см, а ширина 10 см.

1) 26 см2; 2) 30 см2; 3) 13 см2 4) 30 см.

Задание на дом: В старину площадь земельных участков измеряли в десятинах (это площадь квадрата со стороной, равной десятой части версты) Сравните десятину с 1 га.

Литература:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд “Математика” Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., “Мнемозина”, 2002 г.
  2. З.С. Стромова, О.В. Шварцбурда “Математика 5 кл” Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, АС Чеснокова, СИ Шварцбурга. Волгоград, 2006 год.
  3. А С Чесноков “Дидактические материалы по математике для 5 класса”. М., “Просвещение”, 1990.