Методическая разработка урока "Механические колебания"

Разделы: Физика


Цель: - создать условия для формирования понятия “колебательное движение”, выделив его отличительные признаки.

Задачи:

  • научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой по заданной теме;
  • выработать у учащихся умения составлять и делать сообщения по заданной теме и оформлять информационные стенды;
  • научить систематизировать знания, упорядочивать их;
  • продолжить формирование умений работать с приборами и оборудованием.

Оборудование: вертикальный пружинный маятник, груз на нити, ножовочное полотно, зажатое в тисках, поплавок в цилиндре с водой.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке! Тема сегодняшнего занятия “Механические колебания”. Мы живем в мире колебаний. Маятник стенных часов, фундамент быстроходной турбины, кузов железнодорожного вагона, струна гитары и т. д. По современным воззрениям, все звуковые, тепловые, световые, электрические и магнитные явления, то есть важнейшие физические процессы окружающего нас мира, сводятся к различным формам колебания материи. Колебания играют важную роль в таких ведущих областях техники, как электричество и радио. Выработка, передача и потребление электрической энергии, телефония, радиовещание, телевидение, радиолокация – все эти важные отрасли основаны на использовании электрических и электромагнитных колебаний. С колебаниями мы встречаемся и в живом организме. Биение сердца, сокращение желудка, деятельность кишечника имеют колебательный характер. Строители и механики имеют дело с колебаниями сооружений и машин. Кораблестроители – с качкой и вибрацией корабля и т. д.

На этом уроке нас ждет “встреча” с известными давно жившими учеными Христианом Гюйгенсом и Галилео Галилеем. А также, вы узнаете, какие важные открытия в истории человечества были сделаны с помощью маятника.

Работать на уроке нам поможет план. (Записан на доске )

План.

  1. Знакомство с колебаниями.
  2. Особенности этого вида движения.
  3. Исторические экскурсы.
  4. Систематизация знаний о колебательных системах.
  5. Суперигра.
  6. Фронтальный эксперимент.
  7. Сравнение различных видов движения.

2. Итак, давайте познакомимся с колебательным движением и распознаем его среди других видов движения. Для этого на “листках заданий” укажите, какие виды механического движения представлены в предложенных вам примерах. (Работа имеет три варианта – А, В, С.)

А. Трамвай проезжает три остановки.

Сосулька падает с крыши.

Парашютист приземляется на парашюте.

Паром переправляется через реку.

В. Фигурное катание на льду.

Движение солнца над горизонтом.

Движение стрелки часов.

На крутом повороте машину “бросает” в кювет.

С. Качание ветвей деревьев при ветре.

Действие игрушки неваляшки.

Движение качелей.

Движение маятника часов.

Подведение итога. В группе А представлены прямолинейные движения. В группе В криволинейные. А в группе С – новый вид движения – колебательное.

3. Демонстрация системы тел, в которых при определенных условиях могут происходить колебания: ножовочное полотно зажатое в тисках, поплавок в цилиндре с водой.

4. Проблемный вопрос.

1. - Какое движение вы наблюдаете?

2. - Какова же основная особенность этого вида движения? Слушаю ваши мнения.

(Верно, колебательное движение – движение, которое повторяется).

3. - Что именно повторяется? Выслушиваю ответы. Делаем выводы. (Схема 1.) Ученики записывают схему в тетради.

- Есть еще одна особенность колебаний: колеблющееся тело всегда связано с другим телом и вместе с ним образует систему, которая получила название колебательной системы (К. С.) А вы вернитесь к примерам группы С и найдите в каждом это второе тело и назовите тела, которые образуют К. С.

5. Работа с учебником. Предлагаю вслух по очереди читать текст учебника на стр. 90 по фрагментам и выделим свойства К. С.

Подводим итог (см. Приложение. Схема 2.) Схему записываем в тетрадь.

- Так как колебательных систем существует очень много и они разнообразны, то для более детального изучения колебательного движения удобно использовать их упрощение – модели: пружинный и математический маятники. (см. Приложение. Схема 3.)

6. Демонстрация моделей. Эти модели соответствуют всем требованиям, перечисленным выше (см. Приложение. в Схеме 1, 2).

7. А сейчас у нас на уроке историческая пауза. Из сообщений учащихся вы узнаете: Кто впервые увлекся изучением колебаний? Кем впервые были сконструированы первые маятниковые часы со спусковым механизмом? Как с помощью маятника люди узнали многие свойства Земли? (Слушая сообщения письменно ответьте на вопросы в тетради).

Сообщения: 1. Г. Галилей 2. Христиан Гюйгенс. 3. Маятник на службе у человека.

Вступаем в четвертый этап знакомства с колебательными движениями, этап систематизации знаний. Продолжаем сбор фактов. Необходимо придумать по 2 примера: из жизни, техники, транспорта, медицины, науки. (На доске записываем в столбик их). Известно, что знания только тогда представляют какую-либо ценность, когда они систематизированы, упорядочены. Накопление все большего числа примеров колебаний приводит к необходимости разделения их на группы в соответствии с характерными особенностями колебательных систем и их действия.

(см. Приложение. Схема 4.) Из схемы узнаем, какими бывают колебания. (Схему зарисовать в тетрадь).

8. Суперигра.

В предлагаемых вам примерах выделить колебательные движения и разделить их на 3 группы: простые, параметрические и релаксационные. В тетради запишите виды колебаний в строчку, а под ними номера ответов.

Примеры.

  1. Ребенок прыгает на батуте.
  2. Шмель машет крыльями.
  3. Смерч, тайфун.
  4. Движение поршня в двигателе.
  5. Катание на карусели.
  6. Движение голосовых связок.

Предлагаю оценить свои результаты, используя критерий: если допустили одну ошибку- “5”, если ошибок не более двух – “4”, если ошибки три – “3”.

9. Фронтальный эксперимент.

Подвесьте на шнуре груз массой 100 г, поднимите шнур с грузом над столом. Выведите груз из положения равновесия, оттянув его вниз на 4-5 см, и отпустите. Наблюдайте за колебаниями груза. Изобразите на рисунке силы, действующие на груз моменты:

  1. Груз движется вертикально вверх
  2. Груз проходит положение равновесия
  3. Груз движется вертикально вверх в верхней точке траектории.

Как направлены вектора скорости и ускорения во всех случаях? Почему колебания груза с течением времени затухают?

10. Закрепление изученного материала.

Сравните различные виды движения. Заполнить таблицу: (см. Приложение. Таблица 1.)

11. Подведение итогов.

Мы с вами удачно поработали, и я бы хотела услышать ваши мнения о сегодняшнем уроке. Закончить фразы:

  1. Больше всего мне понравилось…
  2. У меня пока не получается…