Методические рекомендации при интерактивном обучении

Разделы: Общепедагогические технологии


Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традициооных методах обучения, но лишь на диниях “учитель- ученик” или “учитель- группа учащихся”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик- ученик” (работа в парах), “ученик-группа учащихся” (работа в группах), “ученик- аудитория” или “группа учащихся-аудитория” (презентация, работа в группе), “ученик- компьютер” и т. д.

Когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания,освоения учебного материала означает что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержке, что позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабвтывать совместное решение. Значительные и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучать работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищённости,взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность бьучеющихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. Необходимо умение использовать технику позволяющие включить всех участников в обсуждение. Уметь регламентировать этапы работы и визуалировать ключевые понятия и т.д.

В преподавании могут использоваться следующие интерактивные подходы

1. Творческие задания

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры. ролевые игры и имитации;
деловые игры и моделирование;
образовательные игры.
4. Использование общественных ресурсов. приглашение специалистов,
экскурсии.
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения. социальные проекты,
соревнования, радио и газеты,
фильмы, выставки,представления,
песни и сказки.
6. Разминка армреслинг: “Гол- мимо”,
проверка энергии, приём- прием,
шумовые спектакли,
мысленная прогулка.
7. Изучение и закрепление информативного материала. интерактивная игра:
работа с наглядными пособиями,
ученик в роли учителя,
работа с видео и
аудиоматериалами, каждый
учит каждого, использование
вопросов
8. Работа с документами. составление документов,
письменная работа по
обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем. займи позицию (шкала мнений);
один- вдвоём-все вместе;
смени позицию; карусель;
дискуссия в стиле
телевизионного шоу.
10. Разрешение проблем. дерево решений; мозговой
штурм; переговоры;
общественные слушания.

Интерактивное обучение, следует рассматривать как многомерное явление. Оно решает одновременно три задачи:

  • учебно-познавательную (предельно конкреную).
  • коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном.
  • социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства.