Обобщающий урок по теме "Простые механизмы", 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

  1. Образовательные: показать, как на основе полученных знаний можно решать жизненные задачи; учить обобщать и анализировать полученные знания, самостоятельно делать выводы;
  2. Воспитательные: продолжить воспитание аккуратности при работе с приборами, умения работать в парах, группах, прислушиваться к мнению других; развивать чувство коллективизма, взаимопомощь;
  3. Развивающие: продолжить развитие интереса к предмету, логического мышления, умения обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике, в быту.

Оборудование: штативы, рычаг с набором грузов, подвижный и неподвижный блоки, динамометр, деревянная линейка, деревянный брусок.

Тип урока: комплексное применение ЗУН (повторение, закрепление).

Методы обучения:

  1. По способу передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические.
  2. По логическому восприятию: инструктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному).
  3. По характеру мыслительных операций: репродуктивные (активное восприятие и запоминание информации), частично-поисковые (самостоятельная работа, работа в группах).
  4. По степени самостоятельности школьников: работа под руководством учителя, взаимообучение, самостоятельная работа учащихся.

Стимулирование и мотивация учения:

  1. Стимулирование и мотивация познавательного интереса к учению: создание ситуации новизны, актуальности; анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха (доступность заданий от простого к сложному).
  2. Стимулирование долга и ответственности: взаимопомощь, поощрение.

Методы контроля:

  1. Устный контроль.
  2. Контроль при помощи компьютера.
  3. Взаимоконтроль.
  4. Самоконтроль.

Уровень усвоения: первый, второй и третий (самостоятельная работа в парах).

Задействованы каналы общения: ученик-учитель, класс-учитель, ученик-ученик.

Психологический аспект урока выстроен по схеме: восприятие – осознание – понимание – воспроизведение – практическое применение.

Ход урока

На доске:

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси, персидский и таджикский поэт (940-1030 гг.)

Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на уроке, и надеюсь, что мы друг другом останемся довольны.

Сегодня на уроке мы с вами подведем итог изучения темы “Простые механизмы”. Сегодня вы сами должны будете оценить свои знания и умения при решении качественных и расчетных задач.

Чтобы настроиться на нужную волну, я предлагаю вам отгадать кроссворд:

  1. Единица работы.
  2. Ученый, обещавший перевернуть Землю.
  3. Твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной оси.
  4. Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой на рычаг действует сила.
  5. Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии.

В выделенном столбце – слово “удачи”.

Я желаю вам удачи!

Чтобы выявить, кто же лучше всех все знает, у нас есть эксперты, которые будут оценивать ваши ответы.

Работа в группах.

У каждой группы на столе есть оценочный лист, в котором группа оценит вклад каждого члена в обсуждении проблем.

На доске таблички с формулами, выберите необходимые вам. Какие формулы подтверждают ваш рассказ?

Приложение 1.

1 задание.

О каком простом механизме идет речь?

Дайте определение этому простому механизму.

Какие преобразования силы происходят при использовании данного простого механизма?

Объясните действие этого простого механизма на каком-либо примере.

Приведите примеры использования этого простого механизма в технике.

В чем смысл “золотого правила” механики?

Приложение 2. (Приложение 2.1)

2 задание.

Решение качественных и расчетных задач.

Отгадайте загадку.

Можно ли этот прибор (инструмент) назвать простым механизмом?

Вы успешно справились с первой частью работы, переходим ко второй.

Работа в парах.

Переходим за компьютеры, поработаем парами. Приложение 3. (Приложение 3.1)

Вы решаете задачи, выбираете правильный ответ и записываете его на листочек.

А теперь буквы правильных, на ваш взгляд, ответов проставьте в соответствующий лепесток ромашки. Приложение 4.

Код проверки заданий (работа в парах):

Вариант Номера заданий
1 2 3 4 5 6 7
1 Б Б Д Г А Г 80%
2 А А Б Г Г Д 8166

Самопроверка:

Сверяем свои ответы с кодом и лепестки ромашки, в которых записаны правильные ответы, закрашиваем в голубой цвет, если же ответ неправильный, то в розовый.

На обратной стороне доски слова:

“Да, вы сдержали ваше слово…”
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом.

Ф.И. Тютчев

Физические законы могут быть применимы не только буквально, но и метафорически. Попробуйте с этой точки зрения объяснить слова Ф.И. Тютчева. Что поэт подразумевал под “точкой Архимеда”?

Над этим я предлагаю вам подумать дома.

Рефлексия.

Вы славно поработали на уроке, а теперь, если вам понравился урок, закрасьте фон вашего рисунка синим, зеленым, красным или желтым цветом; если не понравился – коричневым или черным.

Спасибо за урок.

Приложение 5

Дополнительный материал.

Приложение 6

Приложение 7