Развитие учащихся начальной школы на основе формирования эвристических навыков учебной деятельности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Современный этап развития общества характеризуется быстрым ростом количества разнообразной политической, социально-экономической и научно-технической информации. Однако этот рост не сопровождается появлением соответствующих высокоинтеллектуальных технологий, которые позволили бы школьнику полностью усвоить различные виды учебной информации. В этих условиях необходимо, чтобы в процессе обучения у учащихся были развиты способности к активному творческому овладению знаниями, которые помогли бы ему ориентироваться во все возрастающих объемах информации.

В современных условиях для решения проблемы воспитания и развития личности недостаточно передать ученику некоторую готовую сумму знаний. Необходима самостоятельность в обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует сформировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности учащихся в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности. Развитие способности к открытиям нового в разных видах деятельности возможно на основе формирования эвристической направленности мышления учащихся. Под эвристической направленностью мышления понимается целенаправленная, устойчивая способность к освоению умений находить субъективно новые, нестандартные варианты разрешения учебных проблемных ситуаций.

Начальная школа, пожалуй, одна из важнейших и значимых ступеней в системе школьного образования, ибо впервые ведущей деятельностью ребенка становится целенаправленная учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но мотивация к самообразованию. Кроме того, младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения.

Психолого-педагогическая специфика учащихся начальной школы определяет методологические подходы к научению их эвристической деятельности и способности последующего успешного обучения в проблемно-эвристической образовательной среде. Последняя представляет собой наиболее оптимальную образовательную среду, в которой более интенсивно формируется опыт продуктивной деятельности, самообразования и саморазвития в противоположность экстенсивным подходам к обучению, например, основанным на оптимальном количественно-качественном переходе.

Цель данной статьи – структурировать проблему научения учащихся начальной школы эвристической деятельности с учетом их психолого-педагогических особенностей.

Согласно исследованиям В.Н. Соколова [4; 5], эвристическая деятельность, ранее традиционно связанная только с вопросно-ответной эвристикой Сократа, представляет собой информационно-поисковую и экстраполяционную интеллектуальную деятельность. Ее специфика в том, что она реализует одну из важнейших форм активности при восприятии окружающего мира человеком любого возраста. Эвристическая деятельность – сущностная характеристика ребенка без врожденных патологических отклонений в развитии. В ее основе находится не только и не столько логико-алгоритмическая интеллектуальная деятельность, но и различные ее логико-эвристические и эвристические формы и технологии реализации. Они в совокупности направлены на целесообразное изменение и преобразование информационной системы проблемной задачной ситуации, достаточно структурированной, в состояние, достижение цели из которого становится очевидным. В проблемной задачной ситуации только логики и алгоритмов для этого недостаточно.

Особое значение в эвристической организации продуктивной деятельности по усвоению социального опыта имеют четыре стадии развития у учащихся способности осознавать собственные мыслительные процессы, выявленные Ж. Пиаже [3] и являющиеся наиболее важными в дидактическом аспекте интеллектуальными характеристиками их личности. Им установлены следующие стадии:

8-9 лет – отсутствие самонаблюдения, направленного на собственные мыслительные процессы;

9-10 лет – колебания в осознании умственных процессов;

11-12 лет – начальное проявление осознания собственных мыслительных процессов;

14-15 лет – осознание формальных операций своего мышления.

Эти стадии являются основой при конкретизации закономерностей эвристической деятельности в системе образования. Эвристическая деятельность во многом проходит как мыслительный эксперимент, на основе которого идет поиск и отбор путей достижения цели задачной ситуации, поэтому в соответствии с приведенной дифференциацией она в целостно-системном виде возможна только с 14-15 лет, когда сформировано и развито отчетливое осознание сложных формальных операций своего мышления. До этого можно говорить только о развитии отдельных операционных качеств интеллекта учащихся, хотя проблема, как отмечают многие авторы, во многом не исследована.

Так, М. Вертгеймер в работе “Продуктивное мышление” [1] утверждает, что продуктивно-познавательные характеристики ребенка по усвоению социального опыта проявляются у детей уже в ранних игровых ситуациях, поэтому уже в этот период возможна целенаправленная организация и управление их формированием. Здесь вновь подтверждается точка зрения, что усвоение социального опыта должно основываться и исходить из организации продуктивной деятельности.

В настоящее время обнаружен сдвиг приведенной возрастной градации в сторону уменьшения, что можно объяснить большей информативностью и динамичностью окружающей среды [6]. Это очень важный фактор ускорения в усвоении социального опыта, так как естественные и объективные эксперименты с детьми, которые попали в определенные жизненные обстоятельства, показали, что если нормальный ребенок (без патологических отклонений в психическом развитии) первые 5 – 6 лет жизни проведет вне человеческого общества, он уже никогда не сможет догнать сверстников в своем развитии. За это время у него упущено формирование таких психических образований, которые ни восстановиться, ни компенсироваться чем-то другим уже не могут. Экстраполируя этот факт, можно утверждать о значении своевременного формирования эвристических качеств интеллекта обучаемых в период получения начального образования.

С развитием интеллектуально-личностных качеств и возрастающих потенциальных возможностей учащихся осознавать собственные мыслительные процессы расширяется возможность более широкого привнесения и управления учебным процессом на основе эвристических закономерностей. Управление эвристической деятельностью  обучаемых - это не жестко детерминированное "наведение" обучаемых на нахождение и выбор действий по формированию стратегии, плана разрешения проблемной задачной ситуации и их информационному обеспечению. Понимание управления эвристической деятельностью обучаемых основывается на понимании управления как создание ситуации обоснованного выбора одной из множества реальных альтернатив, осуществление которой формирует и приближает к достижению цели. Познавательная деятельность поднимается до уровня осознаваемого поиска, где количество воспроизводящих умственных действий сокращается в пользу увеличения продуктивных. Тем самым закрепление полученных знаний и способов деятельности должно происходить во взаимосвязи их продуктивного “добывания” [2], а моделью и отправной точкой усвоения социального опыта является эвристически организованный продуктивный процесс преподавания и учения. Он происходит под влиянием и при участии эмоционально-личностного отношения к осуществляемому усвоению социального опыта. Монотонная репродуктивно-алгоритмическая деятельность формирует отрицательную мотивацию и эмоциональный фон учебного познания.

Педагогическая эвристика исходит из того, что знания, умения, навыки, опыт информационно-поисковой и экстраполяционной деятельности и эмоционально-ценностное отношение к ним как инструменту собственного саморазвития обучаемых трансформируется в творческий интеллект тогда, когда они приобретены в процессе целенаправленного поиска способов преодоления интеллектуальных затруднений в проблемной познавательной среде. Тогда они выступают как результат эвристической учебно-познавательной деятельности, что существенно влияет на последующую способность их дальнейшего творческого применения. При этом необходимо учитывать и негативные стороны опыта. Прошлый опыт, в объективно и субъективно значимом познании, следует тщательно накапливать, систематизировать и изучать, но сам по себе он не может быть универсальным ключом к решению всех новых проблем, т.к. проблемы изменяются по своей структуре и сущности, требуя трансформации имеющегося опыта. Однако созерцательный опыт, приобретенный в проблемных задачных ситуациях, так же не подготовит обучаемого к последующему творческому его применению, если обучаемый не сопереживает, не чувствует и не воспринимает динамику поискового процесса. В таком случае не произошло личностно-мотивированного включения в процесс его приобретения и эмоционально-ценностной оценки. Активное разнообразие действий и общая подвижность интеллектуального поведения - необходимое условие, в котором, при соответствующем управлении педагогом познавательной деятельностью обучаемых, можно развить навыки целенаправленного творческого подхода к разрешению проблемного затруднения.

Младший школьный возраст – это этап онтогенеза, границы которого (от 6-7 лет до 10-11 лет) соответствую периоду обучения в начальной школе. Особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте заключаются в следующем:

  • переход к систематическому школьному обучению и интенсивному формированию компонентов учебной деятельности, что позволяет формировать элементарные эвристические навыки под руководством учителя;
  • усвоение основ научных знаний мотивирует становление познавательных потребностей, что мотивирует поиск информации и ее целенаправленную систематизацию по закономерностям эвристической деятельности;
  • возникают и развиваются интеллектуальные новообразования по информационно-поисковым действиям логико-эвристического характера [1];
  • формируется способность к регуляции интеллектуального поведения, самоконтролю и самоорганизации, что должно осуществляться целенаправленно, так как востребовано в последующей полномасштабной эвристической деятельности.

Таким образом, несмотря на то, что дети младшего школьного возраста не способны к выполнению в полном объеме эвристической деятельности, пропедевтическая работа должна осуществляться. Ее цель – подготовить учащихся начальной школы к последующему восприятию эвристической деятельности.

Литература.

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.
  2. Лемени-Македон О.П. Эвристический метод и его место в учебном процессе // Сов. Педагогика. – 1959. - №8. – с. 87 – 95.
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  4. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности. – М.: Аспект Пресс, 1995.
  5. Соколов В.Н. Проблемно-эвристическая организация интеллектуальной деятельности в общем и профессиональном образовании: Монография. – Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2006.
  6. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. – М.: Педагогика, 1984.