Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках литературы

Разделы: Литература


Говоря в широком смысле об исследовательской деятельности, мы имеем в виду участие в работах научных обществ, студий наиболее одарённых ребят, деятельность чаще всего внеурочную, внешкольную. Однако следует помнить, что главная составляющая учебного процесса – урок. Важно использовать возможности урока для привлечения к исследовательской деятельностити и развития потенциала каждого ученика, необходим исследовательский подход к обучению. Необходимо всеми средствами стимулировать исследовательскую деятельность учащихся на уроке, используя различные виды учебной деятельности: опору на воображение, использование аналогий, метафор, работу с концептуальными моделями, сравнительно-сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент. Более того, учителю приходится заведомо мириться, что результаты самостоятельных “открытий” учащихся могут оказаться явно неполными, концептуально “недостроенными”.

В структуру урока, следует вводить исследовательские задания. С психологической точки зрения этот возрастной период характеризуется новой стадией развития интеллекта: исследователи отмечают склонность юношеского стиля мышления к отвлечённому, теоретизированному, созданию абстрактных теорий, увлечённость философскими построениями, интеллектуальному экспериментированию, соотношению возможности и действительности в пользу сферы возможного. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а создание чего-то нового. Для ранней юности характерно также активное формирование индивидуального стиля умственной деятельности, что обуславливает необходимость индивидуального подхода в обучении, стимулировании самостоятельности и творчества учащихся. Этому возрасту присуще желание самовыражения, стремление реализовать свою индивидуальность. Целенаправленное использование перечисленных возрастных особенностей позволяет учителю максимально раскрывать творческий потенциал ребёнка в процессе исследовательской деятельности на уроке, а не только на научно-практических конференциях.

Встаёт острое противоречие. Все “за” рушатся, когда сталкиваемся с нежеланием ребят выполнять подобные задания, тем более рефераты, проекты. Причин, на мой взгляд, несколько: боязнь не справиться, катастрофически растущая лень “компьютерного” поколения (огромный поток готовой информации, снижение читательских способностей), незнание этапов исследовательской деятельности, сиюминутность интересов и как следствие неспособность сконцентрироваться на одной теме, расхождение исследовательской работы с текущими темами программы.

Задания исследовательского характера должны быть выполнимы, продумана мотивация участников (оценка на уроке, выбор экзаменационного вопроса, автоматический зачёт по теме и т.д.). Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у школьников ограниченно. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведённая сразу до конца работа (схема, рисунок, проект) так и остаётся незаконченной. Выполнить исследование “на одном дыхании” практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Большинство старшеклассников, за исключением немногих, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Это как раз осуществимо в урочной деятельности. С функциональной точки зрения главная цель заданий исследовательского типа в том, чтобы ученики приобретали навык исследования как универсального способа освоения действительности путём повышения мотивации к учёбе и активизации личностной позиции в образовательном процессе, путём развития критического мышления.

В собственной практике я использую такой подход к обучению. Рассмотрим ряд исследовательских заданий по литературе в рамках освоения литературоведческих понятий (программа углублённого изучения литературы В.Г. Маранцмана). 8-9 класс – этап формирования у старших подростков эстетического подхода к литературному произведению. Учащиеся в это время, по мнению психологов и методологов, готовы к восприятию художественного текста как особой эстетической деятельности человека, поэтому в методике разработан такой подход к анализу литературного произведения в школе, который бы, учитывая своеобразие восприятия школьниками литературной классики, на практике осуществлял принцип единства содержания и формы. Здесь очень важно, чтобы литературоведческие понятия не превратились в схоластические определения, живущие сами по себе. Исследовательский подход помогает “наполнить жизнью” трудные термины, сблизить их с эстетическим восприятием ученика. Развить литературоведческий навык – ведения литературы. Понятие жанра – одно из основных. Так, например, чтобы наметить принципы и приёмы работы над лирикой, необходимо осознать своеобразие художественной природы лирического жанра, особенности лирического образа, основных жанрообразующих компонентов лирического стихотворения – композиции, языка стиха. Наблюдение над художественной формой в сочетании с исследовательской работой (аналогии, лингвистический эксперимент, самостоятельный анализ, систематизация, творческие проекты, развитие критического мышления, лабораторные) помогут ввести учеников во внутреннее содержание произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта, освоить теоретико-литературные понятия.

Пример лингвистического эксперимента. Следует учитывать основные этапы этого вида деятельности (гипотеза – наблюдения – выводы)

  • Оды М.Ломоносова. В ходе работы решается вопрос, какова роль старославянизмов в тексте. Гипотеза: старославянизмы не являются знаковым элементом одического жанра, лишь отражают лингвистический характер эпохи. Наблюдения: замена старославянизмов в тесте Ломоносова на нейтральную лексику, включение старославянизмов в текст современной трактовки (описание природы, письмо другу и т.д.), сравнение значении синонимов. Вывод: Старославянизмы создают особую торжественность, пафосность, являясь важнейшим компонентом одического стиля.
  • Сказы Лескова. Предлагается “преображенный” текст, включающий слова, не принадлежащие автору. Задание: Прочитайте текст, вычеркните “нелесковские” обороты. В ходе работы делается вывод о своеобразии писательской манеры, что формирует особый стиль писателя. Такие задания, легко включаются в систему уроков любого произведения, позволяют лучше усвоить понятие “поэтика” автора или направления (футуризм, акмеизм).

Творческие работы с элементами исследования.

  • Творческий портрет поэта (рассказ через знаковые образы, цитаты)
  • Каталог (или классификация) частотных образов, деталей поэта, писателя.
  • Цитатные страницы для словаря (эпитеты М.Лермонтова, приём градации в повести А.Грина “Алые паруса”, метафоры Ф.Тютчева).
  • Инверсионные тексты (подбор примеров из текстов, создание собственных текстов с использованием инверсии).

Пример: Тонкие (хрустальные) ветки (ветви) белых (изящных) берёз ярко (тихи) сияют (мерцают) в жёлтом (лунном) свете (блеске). Перед нами несколько вариантов предложения с прямым порядком слов, но стоит ребятам предложить поменять местами признак и предмет, обстоятельство и действие, как возникает иное звучание – поэтическое: Ветви тонкие берёз белых мерцают тихо в свете лунном. Возможно, после таких трансформаций ребятам будет более понятно, почему проза может быть лирической.

Аналитические задания. В основе сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами. Сюжетами, аналитическое истолкование художественных реминисценций, литературных, биографических совпадений, интерпретация художественных произведений и киноверсий (в последнее время богатый материал фильмов).

  • Ода М.Цветаевой “Ода пешему ходу” через призму жанра.
  • Эпиграммы В.Гафта и А.С.Пушкина.
  • Сопоставление рассказов “Неизвестный цветок” А.Платонова и “Стланик” В.Шаламова.
  • Создание антологии жанра (например, эпиграммы А.Пушкина)
  • Поэтический сборник “Звезда” (стихотворения с образом звезды, использованием этого слова), или “Луна”, “Холод”.
  • Задания-тезисы для критического осмысления по типу “Верно ли?” способствует развитию критического мышления.
  • Сквозные темы в творчестве одного автора или в различных произведениях: мотив дороги в литературе 19 века; мотив сна в русской литературе. Подобные темы актуальна сегодня, т.к. в экзаменационных билета по литературе в классах с углублённым изучением предмета такого характера вопрос №3).

Основные правила выбора темы исследования распространяются и на подбор, формулировку задания. Задание должно быть интересно ребёнку, должно увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, “навязанная” ребёнку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребёнка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая задача. В этом плане предлагать задания исследовательского характера можно в комплексе с другими, осуществляя дифференцированный подход, предоставляя право ученику выбрать один из вариантов домашнего задания. Например, после обобщения по теме 9 или 10 класса “Поэтика М.Лермонтова” предлагаем для домашнего задания варианты: 1. Анализ стихотворения “Выхожу один я на дорогу” (традиционное) или 2. Составить страницу “Градация”, “Синтаксический параллелизм” для поэтического словаря Лермонтова М.Ю. (задание исследовательского характера).

Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребёнка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Ведь эти задания должны быть рассчитаны на разноуровневых детей, а не только на одарённых. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребёнка в данный момент его развития тема соответствует чему-то среднему между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении такой работы состоит в том, чтобы помочь ребёнку сделать такой выбор, который он бы считал своим.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Тема (формулировка задания) должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Это оптимально для вовлечения в исследовательскую деятельность широкого круга учащихся. Долго целенаправленно работать в одном направлении ребёнку очень трудно, следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.

Задача учителя понимается в создании проективной модели урока по формированию развивающей среды для учащихся (контекста развития). Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым формируется внутренняя мотивация подходить к любой проблеме с исследовательской, творческой позиции. Внутренняя мотивация, интерес к проблеме исследования и методические знания самого педагога – основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся.

Проведение исследовательской работы в области филологии, особенно в классах среднего звена обучения, в классах невысокого потенциала, - непростая задача. Учащиеся склонны видеть проблемы естественнонаучного содержания, филология же, в особенности лингвистика, нередко кажется не подлежащим вмешательству. Успех и положительная динамика активности зависит от систематичности подобных заданий на уроках, создание интегрированных тем, побуждающих ученика увидеть “пользу двойную”. Целесообразно не переусердствовать, не ставить обязательным условием выполнение всегда нестандартного задания, предложить на практикуме или для домашнего задания на выбор несколько формулировок, возможно, и с различной разбалловкой (оценкой). На первых порах не все остановят свой выбор на творческих заданиях, пойдут лёгким путём, но со временем обязательно включатся в микро-исследования.

Конечно, это требует от педагога такта, внимания, временных затрат. Ведь ряд заданий выполняются в течение нескольких уроков, с опережающим планом. Порой важно элементарно не забыть проконтролировать ребёнка, выразив свою заинтересованность, поддержав первые опыты: удачные или не очень, создать ситуацию успеха. Помочь ребёнку “вырасти” в своих глазах, поверить в себя. Важно, чтобы результаты не “легли в стол”: пусть их увидят на выставке одноклассники, услышат младшие школьники, возможно, их использует классный руководитель в воспитательной работе.

Задания исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачётов (с хорошо продуманной системой оценивания). Выполнение заданий может остаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. При успешном выполнении локального, конкретного задания ученику можно показать перспективу темы, возможно, он и сам увидит её. Например, комментируя эпиграфы к повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, ученица отметила, что эпиграфы были и в “Повестях Белкина”. Шаг за шагом стала исследовать и другие произведения. Результаты воплотились на научно-практической конференции.

  • Примеры тем исследовательских заданий, работ (и используемых методов)
  • История русских имён – анкетирование, статистические параметры
  • Топонимика нашего края – работа с первоисточниками, архивами.
  • Загадка палиндрома – лингвистический эксперимент.
  • Открываем психолингвистику – анализ, эксперимент
  • Фольклорная основа романа Роулинг “Гари Поттер” - сопоставление
  • Англицизмы в речи современного подростка (9класс) – анкетирование, обработка статистической информации
  • Этимологические помощники (5 класс)
  • Связанные корни (7 класс)
  • Из истории числительных (6 класс)
  • Роль заимствований из французского языка в повести Л.Толстого “Детство”
  • Роль эпиграфа в прозе А.С.Пушкина (8 класс)
  • Наши читательские интересы (7 класс)
  • Человечное и бесчеловечное в повести Г.Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо”
  • Открываем психолингвистику (8 класс)

Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте уроков литературы позволит активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций, и развивая творческие способности так называемых обычных школьников, воспитывать силу воли, целеустремлённость. Исследовательская работа также несёт в себе и воспитательный эффект. Многие ребята становятся более коммуникабельные, преодолевая “страх” публичного выступления, чувствуют себя увереннее на уроках. Включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на классных часах, конференциях, шефских мероприятиях. Максимальный учёт выше перечисленных условий позволит сделать обучение более эффективным и приятным.