Учет индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения игре на фортепиано

Разделы: Музыка, Школьная психологическая служба


Введение

Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс. Каждый учащийся, который входит в класс, - это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента. Считается, что обучение может быть успешным только тогда, когда педагог ищет и находит в ученике то особенное, уникальное, что отличает его от другого. Особенно это необходимо в условиях индивидуального обучения, которое характерно для обучения игре на музыкальных инструментах. Специфической особенностью образовательного процесса на музыкальном отделении Гимназии искусств является предъявление достаточно высоких требований к обучающимся:

1) требование высоких достижений (победы на конкурсах, активное участие в концертной деятельности и др.)

2) требование быстроты усвоения учебного материала (ученик должен усвоить много и в короткий срок)

3) требование высокого уровня работоспособности.

В итоге отсеиваются дети, которые этим требованиям не соответствуют ввиду определенных индивидуально-психологических особенностей: низкий уровень работоспособности, медленный темп усвоения материала, эмоциональная неустойчивость. Зная же особенности ученика (его свойства нервной системы, темперамент), педагог может правильно дозировать нагрузки, подбирать разные формы педагогического воздействия, проводить индивидуальную коррекцию, которая позволит ребенку обучаться легче и быстрее, следовательно, с радостью и желанием.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей учащихся хорового и фортепианного отделений было проведено исследование. В нем приняли участие учащиеся 5-9-х классов фортепианного отделения в количестве 36 человек, в исследовании по определению типа мышления участвовали учащиеся 7-9-х классов (23 человека).

Использовались следующие методики:

  • опросник Айзенка (подростковый вариант); цель – выявление характерологических особенностей личности, в частности эмоциональной устойчивости;
  • теппинг-тест Ильина; цель – определение темпа и работоспособности;
  • опросник Г.В.Резапкиной; цель – определение типа мышления и уровня креативности.

Анализ результатов исследования индивидуально-психологических особенностей учащихся отделения фортепиано

Весь склад, весь психический облик личности формируется в ходе жизни. Его развитие обусловлено врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, прежде всего нервной системой, ее типом. Но эти особенности – задатки – очень многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, но не предопределяют психических свойств человека. На основе одних и тех же задатков у человека в зависимости от хода его жизни могут выработаться различные черты характера.

Характер – это стержневая особенность личности (главная, постоянная), которая отражает весь образ мыслей, побуждений, весь склад психической жизни человека. В итоге в характере человека отражается все, что для него значимо, и потому является смыслом жизни. Характер объединяет в себе направленность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности.

Научное определение характера впервые было дано И.П.Павловым. Великий физиолог указал, что физиологической основой характера является “сплав” устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа “высшей нервной” деятельности человека. Этот “сплав” образуется в конкретных жизненных условиях, в процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменением условий жизни и деятельности. Изменение внешних условий вызывает изменения и в образовавшейся системе нервных связей. В ответ на изменившиеся условия деятельности человек реагирует адекватными новым условиям поступками, действиями, которые, повторяясь, закрепляются. Отсюда понятно, что от круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками, изолирована от основного направления общественного движения, там, естественно формируется ограниченный, косный характер. Наоборот, там, где люди получают богатые впечатления, активно участвуют в решении общественных задач, живут полнокровной жизнью, формируется сильный и цельный характер.

Характер имеет своей предпосылкой темперамент личности. Конечно, темперамент и характер отличны, но вместе в тем тесно связаны друг с другом. В отличие от характера, как стержневой особенности личности, темперамент характеризует ее динамическую сторону, ее импульсивность, эмоциональную возбудимость, стремительность, степень напряженности и скорости, темп, ритм протекания психических процессов. Исторически определились четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Знание преподавателем темперамента, особенностей “высшей нервной” деятельности своих учащихся во многом обеспечивает успех учебно-воспитательной работы с детьми, помогает осуществить индивидуальный подход к школьникам. На основе этого знания педагог опирается на положительные стороны темперамента ученика и борется с отрицательными его качествами.

Например, положительными качествами у сангвиника являются живость, подвижность, общительность, у холерика – быстрота реакции, активность, у меланхолика – чуткость и отзывчивость, у флегматика – выдержка, спокойствие, большая выносливость и трудоспособность, ровность в обращении. При отрицательных условиях воспитания могут развиться особенно быстро: у флегматика – вялость, малая подвижность как во внешних проявлениях, так и в скорости протекания нервных процессов; у сангвиника – отсутствие устойчивости, у холерика – резкость, несдержанность, агрессивность, эмоционально легкая возбудимость, неумение хорошо владеть своими чувствами, что нередко приводит холериков к осложнению отношений с окружающими; у меланхолика – замкнутость, застенчивость, мнительность, нерешительность.

Классические типы темперамента разделяют всех людей на четыре большие группы, но в чистом виде эти типы встречаются довольно редко и существует большое количество взаимопереходов и взаимовлияний одних типов на другие.

Результаты диагностики типа темперамента и уровня нейротизма представлены на рис. 1 и рис. 2 (Приложение 1)

Большинство учащихся (26 человек) по типу темперамента являются холериками. Человек с этим типом темперамента энергичен, общителен, любит быть на виду. Хладнокровен, расчетлив, упорен, стремится к лидерству во всем, любит риск. Честолюбив, тщеславен, преклоняется перед престижностью, всеми силами стремится достичь успеха, удачи, выгоды, непреклонен в достижениях. Неудачи скрывает. Не лишен артистизма, хотя и суховат. Настроение чаще боевитое.

7 человек обследованных продемонстрировали черты характера сангвиника. Их отличает сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы. Это люди веселые и общительные, никогда не унывающие и умеющие видеть в жизни преимущественно светлые ее стороны. Считается, что сангвинический тип наиболее гармоничен в своих взаимоотношениях с окружающим его миром.

В группе обследованных выявились 2 ученика с проявлениями меланхолического типа темперамента. Они отличаются высокой чувствительностью нервной системы. Застенчивость, мнительность, нерешительность, страсть к размышлениям отличает людей этого типа. Нередко они отличаются мрачным, подавленным настроением и пессимизмом.

Среди обследованных 1 ученик продемонстрировал черты флегматика. Флегматики по своей природе малоподвижны как во внешних проявлениях, так и в скорости протекания нервных процессов. В силу этого уравновешенны, спокойны, ровны в обращении и их трудно вывести из себя внешними обстоятельствами. Они обладают большой выносливостью и трудоспособностью. Медленно входя в работу, они всегда стараются довести ее до конца. В тех же случаях, когда надо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем, если уж он запоминает, то надолго и основательно.

На диаграмме 2 видно, что большинству исследованных учащихся (17 человек) присущ умеренный уровень эмоциональной неустойчивости. Он является средним между нормостениками и “невротиками”. Человек характеризуется живым, подвижным поведением, веселостью, оптимистичностью. Но ему может быть свойственна и спокойная задумчивость.

19% учащихся продемонстрировали высокий уровень эмоциональной неустойчивости: из них 5 учеников с холерическим и 2 – с меланхолическим типом темперамента. Они характеризуются излишней чувствительностью, постоянной неуверенностью в себе, перепадами настроения, низкой самооценкой, обидчивостью, раздражительностью, высокой тревожностью. Именно эти дети требуют очень чуткого, бережливого подхода, хотя в коллективе их считают тяжелыми людьми.

В учебной деятельности резко проявляются индивидуальные различия в представленности силы нервной системы, т.е. выносливости, работоспособности. Сила нервной системы – это природная индивидуальная особенность. Градации индивидуальной представленности силы нервной системы – от слабости до большой силы – обнаруживаются в возможности выдерживать кратковременные, но интенсивные воздействия – как физические, так и психологические. Чем слабее нервная система, тем менее она способна выдерживать интенсивные воздействия и адекватно на них реагировать. Однако большая сила нервной системы соответствует относительно малой чувствительности.

Учеников со слабой нервной системой в школьной обстановке можно выделить по их повышенной утомляемости. Под влиянием утомления дети бледнеют, становятся вялыми, они плохо воспринимают учебный материал, их ответы становятся сбивчивыми, нелогичными. На этих школьниках крайне отрицательно сказывается грубость, неуважительность. Вместе с тем “слабые” быстро замечают изменения настроения окружающих, ищут причины таких изменений, они чутко улавливают, когда кому-то нанесена обида, они сочувствуют тем, кто стал жертвой несправедливости, кого постигло горе. Нередко именно “слабые” представляют совесть класса и за это их уважают и любят товарищи.

Между большой силой нервной системы и ее слабостью расположен целый диапазон разнообразной представленности этого свойства. Лишь небольшие группки учеников приближаются к полюсам, большая же часть находится между ними.

Сила нервной системы весьма отчетливо проявляется в индивидуальной работоспособности. Результаты диагностики типа работоспособности представлены на рис. 3 (Приложение 1).

По результатам диагностики большинством учащихся (14 человек) представлен сильный тип работоспособности: от начала деятельности темп работы ученика нарастает и затем постепенно снижается (см. рис. 4 в Приложении 1).

8 человек обследованных проявили средний тип работоспособности, когда максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, а затем постепенно снижается (см. рис. 4). Четвертая часть учащихся обладает слабым типом работоспособности: максимальный темп снижается практически сразу с момента деятельности и остается сниженным до конца работы; разница между лучшим и худшим результатом будет существенной (см. рис. 4). Средне-слабому типу также характерно снижение темпа работы практически в начале деятельности и сохранение его низким или периодическое возрастание и убывание в течение всей работы, но разница между лучшим и худшим результатом здесь будет несущественной (см. рис. 4). Такой тип характерен для 5 человек.

Необходимо рассмотреть и особенности, в которых проявляются основные свойства нервной системы в их индивидуальных градациях. Это скоростные особенности индивидуальной психики. Обычно педагоги обращают внимание на то, что школьники работают в различном темпе: относительно быстрый или медленный темп движений, различная скорость реакции на внешние воздействия, склонность к общению, частота отвлечений при монотонной работе. Эти показатели свидетельствуют о лабильности нервной системы, которая представлена у школьников далеко не в одинаковой мере. У низко-лабильных ребят построение ответов носит стереотипный характер, они склонны переносить старые способы выполнения заданий в новые условия, тяготеют к книжным формулировкам и не делают попыток исправить свой неправильный ответ. В ситуациях, когда учитель быстро задает вопросы и на них нужно отвечать немедленно, эти ученики пытаются “сбить темп” и выкроить время на то, чтобы собраться с мыслями. Так, они произносят вводную часть ответа (повторяют часть вопроса), а затем на некоторое время замолкают и лишь после паузы произносят основную часть ответа. Совсем по-другому проявляют себя высоко-лабильные. При быстро задаваемых вопросах они не тратят времени на воспроизведение вопроса, а сразу сообщают содержательную часть ответа. Они заняты решением лишь тех заданий, которые им предъявлены в данный момент. Обычно они не готовят ответ заранее, а формулируют его, когда встают для ответа.

Наблюдения показывают, что при выполнении домашних заданий низко-лабильные и инертные школьники испытывают затруднения, если разные задания по одному предмету требуют разных способов выполнения, а также при переходе от заданий по одному предмету к заданиям по другому предмету. У высоко-лабильных и подвижных нередко отмечается склонность не выполнив одних заданий, без видимых причин переходить к другим, а затем возвращаться к невыполненным. Они работают быстро, без оглядки, что может неблагоприятно сказаться на качестве их работы.

Наряду с представителями крайних групп многочисленную группу составляют школьники со средней представленностью лабильности.

Результаты диагностики темпа работы представлены на рис. 5 (Приложение 1).

Почти половина учащихся из группы обследованных (19 человек) продемонстрировали низкую лабильность, т.е. медленный темп работы. Это значит, что данные дети склонны все задания выполнять в медленном темпе. Та скорость, с которой они работают, является для них нормальной. Заставлять их работать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию. 15 человек имеют нормальный средний темп работы и только 2 ученика высоко-лабильны: умеют и могут работать в очень быстром темпе.

Не менее важно для повышения эффективности обучения учеников учитывать ведущий тип мышления ребенка. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Результаты диагностики типа мышления см. в таблице 1 (Приложение 1)

Предметно-действенное мышление свойственно 3 ученикам. Люди с таким типом мышления лучше усваивают информацию через движения: исполнитель будет осмысливать звуки музыки в процессе собственных практических действий, находя наилучшие способы исполнения предлагаемого ему нотного текста. Этих детей отличает практичный, прагматичный подход к решению любых задач, будь то учебная, общественная или иная деятельность.

Люди с наглядно-образным типом мышления, художественным складом ума, могут легко оперировать представлениями о звуках, интонациях и гармониях, игра пробуждает в них различные чувства, воспоминания, образы. “Чистым” наглядно-образным типом мышления обладает 12 человек из обследованной группы. Кроме них было выявлено 8 учащихся, обладающих смешанным типом мышления. Примечательно, что в смешанных типах наравне с другим обязательно присутствует наглядно-образный тип мышления. Это говорит о том, что большинство учащихся отделения фортепиано (87%) обладают развитым художественным складом ума, как правило, способны к переживаниям и сочувствию не только в области музыкального искусства, но и в обычной жизни.

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат.verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению они могут сформулировать свои мысли и донести их до других. Такой тип мышления свойственен 6 обследованным ученикам, но в смешанном типе с наглядно-образным. Детей с таким типом мышления отличают развитые коммуникативные способности.

Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Учеников, обладающих абстрактно-символическим типом мышления, в нашем исследовании не выявлено.

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности – способностью мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем незаменимое качество отличает талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Результаты диагностики уровня креативности представлены на рис. 6 (Приложение 1).

Большинство учащихся определило свой уровень креативности как высокий, треть – среднего уровня и 2 человека – низкого. Но необходимо учитывать, что данный опросник предполагает выявление данных показателей на основе самооценки и не содержит шкалы искренности, поэтому к полученным показателям креативности можно относиться с некоторой долей скептицизма.

Таким образом, на основе анализа результатов проведенного исследования был выявлен образ среднестатистического ученика, обучающегося на фортепианном отделении: он обладает сильным типом работоспособности, но медленным или нормальным средним темпом работы. Для учащегося этого отделения характерен наглядно-образный тип мышления, высокий или средний уровень креативности. Его отличает умеренная эмоциональная неустойчивость, объясняемая холерическим типом темперамента.

Рекомендации педагогам по учету индивидуально-психологических особенностей личности учащегося в процессе обучения фортепиано

Итак, проявление музыкального дарования зависит не только от учителей, которые его воспитывают, и не только от природных задатков чисто музыкальных способностей. Многое оказывается связанным и с психодинамическими характеристиками личности, фундамент которых составляют врожденные свойства нервной системы. Чувствуя особенности ученика, его характер и привычки, свойства нервной системы, темперамент, склад психики, педагог может подобрать разные формы педагогического воздействия для обеспечения наиболее полного развития и актуализации всех творческих сил и возможностей учащегося.

От школьников-холериков педагог должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных спокойных ответов, добросовестного отношения к работе; воспитывать в них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания, изучения музыкального произведения у холериков следует формировать умение вести работу последовательно, по определенному плану. Взаимоотношения с учеником-холериком необходимо строить на основе уважения и высокой требовательности. Можно посмеиваться над его недостатками, если подросток заносчив. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект, не допуская командного стиля отношений. Воздействовать через честолюбие, поощрять волю и упорство. Поддерживать в позитивных усилиях, помогать в лидерстве.

Поскольку меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, преподаватель должен учитывать это в учебной работе, правильно дозировать нагрузки. У таких учащихся следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества.

Школьнику-флегматику в процессе учебной работы нередко мешает его медлительность. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность учеников-флегматиков, бороться с их равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому и самому процессу учебной деятельности.

Школьнику с низко-лабильной нервной системой необходимо предоставлять время для тщательной и полной подготовки к ответу, чтобы ребенок не попал впросак, когда возникнет необходимость срочного воспроизведения изучаемого материала. Педагогу не следует слишком торопить его, чтобы ребенок не оказался в состоянии растерянности; лучше позволить ответить на несколько секунд позже, но зато получить правильный ответ.

У школьника с высоким уровнем лабильности нервной системы нужно настойчиво вырабатывать навыки самоконтроля, не позволять довольствоваться тем, что задание выполнено быстро, а обращать особое внимание на качество исполнения. Нужно учить такого ученика находить новое в каждом повторении одного и того же задания, действия, чтобы таким способом преодолевать чувство монотонности.

Педагогам следует обратить внимание на развитие творческого мышления. Педагогам необходимо создавать определенные условия, которые связаны:

  • с незавершенностью, неопределенностью проблемы,
  • с возможной многовариантностью полученных результатов,
  • со стимулированием ответственности, любознательности и независимости в суждениях,
  • с самостоятельностью, поддержанной дополнительным вниманием окружающих,
  • с наблюдением своих собственных чувств, отношений,
  • со способностью к широким обобщениям,
  • с поощрением поиска нетрадиционных решений.

Соответственно, развитию креативности мешает неукоснительное следование за учителем, избегание риска, жесткие методы решения проблемы, жесткие критерии успешности, стремление к успеху во чтобы то ни стало, стереотипность мышления и поведения, преклонение перед авторитетом, воображение всяческих неудач.

Приложение 2

Заключение

Процесс работы музыканта-исполнителя – если этот процесс рационально организован – представляет собой не механичное повторение разучиваемого материала (какого-либо эпизода, пассажа и т.д.), а упорную, методичную шлифовку его, постепенное и неукоснительное улучшение качества игры, преодоление многочисленных трудностей (художественных, технических), возникающих по ходу работы. Внутренняя собранность, концентрация внимания, полная мобилизация психофизических ресурсов, хорошо отлаженная саморегуляция – все это необходимые психологические условия успешности музыкально-исполнительской деятельности в различных ее ипостасях. Требуется и всесторонняя, тщательная подготовка, и отлаженная система профессиональных умений и навыков, и определенный опыт соответствующей деятельности и пр.

Универсальных “рецептов” воспитания ученика-музыканта существует в практике немного, но они все же есть. Вредит развитию учащегося авторитарный, жестко “директивный” стиль работы преподавателя, основанный на примитивной формуле “делай как я” (“думай как я”, “чувствуй как я” и т.д.). При постоянном употреблении, да еще в “избыточных дозах”, такой стиль педагогической деятельности ведет к затормаживанию индивидуально-личностных качеств учащегося, к подавлению активного, волевого начала в его действиях. Поэтому опытные преподаватели-музыканты поощряют самостоятельные, творчески независимые поиски учащихся в ходе учебной работы; только такие поиски сопряжены с активизацией творческого, мотивационного и волевого начал, с формированием у учащегося целеустремленности, настойчивости, вкуса к преодолению трудностей.

Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохого, если знание предмета и методики его преподавания у них примерно одинаково, отвечал: для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все ученики одинаковы. Надеемся, что результаты нашего исследования помогут педагогам увидеть в обобщенных данных индивидуальные особенности своих учеников, а пристальней приглядевшись заметить, чем каждый из них отличается от всех остальных.

Список использованной литературы

  1. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагог. образования./ Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 448с.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384с.
  3. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. центр “Академия”, 2003. – 368с.
  4. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей./Под ред. А.А. Реана. – СПб.: “Прийм-ЕВРОЗНАК”, 2003. – 128с.
  5. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124с.