Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка

Разделы: Русский язык


Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К седьмым – восьмым классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач является развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Выбор этой темы – результат долгих раздумий о том, как сделать уроки для ребят интересными. Чтобы они приходили за знаниями без страха и без боязни, а с ожиданием нового. Чтобы уроки проходили на одном дыхании. Чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену. Что может быть большей наградой для учителя, чем радостная улыбка ребенка и пытливый огонек жажды знаний в глазах.

Не парадокс ли: родную речь ребенок воспринимает с первых дней жизни, а в итоге приобретает стойкую нелюбовь. Почему же ребята не любят русский язык? Как мне казалось, я делаю на уроке очень много для того, чтобы ученики любили русский язык, гордились им, умели красиво и правильно выразить свои мысли.

“На свете есть только один способ побудить людей что-либо сделать – заставить человека ЗАХОТЕТЬ это сделать”. Я начала поиски по журналам, газетам, книгам того, что могло бы помочь детям “захотетьМногое из того, что я использую в практике, взято из опыта других учителей, проверено на собственном опыте, что-то уже дополняла сама.

Интерес – это “такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке”. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать “открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке”. Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств, предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.

Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивный, фактологический, описательно-поисковый или творческий. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, мы развиваем познавательный интерес школьника.

Можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе такой деятельности:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников;
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
  • развитие совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно этой работы. Это принцип добровольного участия школьников, принцип самодеятельности, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.

Методы, которые используются в работе, отличаются не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, самостоятельная работа ученика. Все эти методы используются в непринужденной обстановке.

Постоянная проблема учителя: как облегчить усвоение все возрастающего объема информации. Усвоение знаний – не просто их механическое запоминание. Бывает, ребенок верно рассказывает правило, а начинает писать – тут же делает ошибки. У Е.Н.Дзятковской о способах усвоения учебной информации с опорой на образы есть очень удачное сравнение усвоения нового материала с детской мозаикой (сегодня мы ее называем “пазл”) Бывает, что мозаика уже собрана, остается еще незанятое место, однако нужный элемент никак не подходит, не ложится в нужное место. Если его наложить как попало, то он не удержится, отпадет. Так и мозг может удержать только информацию необходимой конфигурации. Очень часто ребенок сам находит способ усвоения, но, к сожалению, так происходит не всегда. И тогда ребенку необходимо помочь.

К сожалению, для современной школьной методики преподавания характерна недостаточность чувственно-образного представления учебной информации при избытке словесно-логического. Это значительно усложняет усвоение информации.

Необходимо использовать и различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. Недооценивание ФАКТОРА ПАМЯТИ приводит к увлечению активными методами развития мышления. Между тем, хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Еще из своего школьного образования помнится несколько рифмовок, помогающих усвоить грамматические правила. В то время большой популярностью пользовались “Веселые уроки “Радионяни”. Придумал ее Эдуард Успенский, времени с тех пор прошло немало, но и сегодня обучающие песенки Александра Лившица и Александра Ливенбука служат детям на уроках. До сих пор применяю их в моей практике. Конечно, очень здорово, что кассеты и диски с записями этих передач можно приобрести вновь.

Очень хорошо запоминаются правила подкрепленные символами.

По этому принципу попробовала сама наглядно оформить некоторые из орфограмм. Самое простое – это определение совершенного вида глаголов. На первый взгляд просто. Термин совершенный вид и вопрос к глаголу начинаются с одной и той же буквы, но эта небольшая подсказка сразу ставит все по своим местам.

Приложение 1.

Еще один из примеров. При изучении фонетики ребята с трудом запоминают непарные мягкие и твердые согласные звуки. Образ цапли, напоминающий твердый знак, и подпись под ним легко запоминаются. “Жила цапля в шалаше”

Приложение 2.

Подобно этому действует и образ листа растения с улыбающимся червячком. Дети легко видят в этом рисунке мягкий знак и запоминают звуки, которые бывают только мягкими. “Червь ест щавель”. В одном из методических журналов Л.В.Глотова предлагает на эту же тему другой вариант “Шел жук к цыпленку”. К сожалению, эта фраза не подкреплена рисунком.

Приложение 3.

И еще одна попытка. “Падежные окончания существительных”. Легко скатиться с горки, где нет острых углов, но угловатые ели в форме буквы и уходят в правый угол схемы.

Приложение 4.

Конечно, без знания правил эти символы работать не будут, и пользы никому не принесут. Почти неизвестное, неосвоенное вряд ли удастся воспроизвести. Символы активизируют память, но и тут необходимо чувство меры.

Эти рисунки не всегда выполнены профессионально, но дети относятся к этому просто.

Еще один способ помочь в усвоении правил – это стихотворные тексты, которые наряду с научными формулировками хорошо использовать на уроке.

Например, всем известные глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению. Возможно, они вам хорошо известны, так как только в моей педагогической копилке их четыре варианта. Вот одна из них:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.

Каждому сразу становится ясно, о каком правиле идет речь.

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.

Всегда с трудом дается тема “Родительный падеж множественного числа существительного”. Попробуем и ее дать детям в стихах, хотя бы частично.

В русской сказке Колобок
По траве кататься мог
Без ботинок, без сапог,
Без носок и без чулок.

Пять гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов грядок пять,
Помидоров не собрать.

Что-то подобное попробовала составить сама. Вот некоторые из них. Это чередующиеся гласные в корнях. Попробовав эти ритмические стихи повторять единовременно с несложными физическими упражнениями эффект получился очень удачный. Дети легко запомнили правило и повторяли его по прошествии времени легко и просто.

Вот ладошка, не кулак.
Пишем ЛОЖ и пишем ЛАГ
Кто умен и кто хорош
Пишет ЛАГ и пишет ЛОЖ.

РАСТ и РАЩ навсегда
Подружились с буквой А
Только ОТРАСЛЬ и РОСТОК
Делают все поперек.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку. Орфографически насыщенные рифмованные упражнения могут служить фоном для более сложной работы (выписать в два столбика существительные и глаголы, поставить глагол в третьем лице ед. ч., подобрать пословицы с этими словами, написать по памяти и т.д.)

Руководствуясь общим положением методики с том, что для прочности навыков правописания трудные в орфографическом смысле слова должны включаться в практику учащихся на уроках не менее 8 раз, можно по мере совершенствования навыка неоднократно возвращаться к упражнениям, меняя задачи.

Не секрет, что дети смотрят телевизионные программы без всякого разбора. Иногда на выходные прошу записать названия фильмов, передач, которые они просмотрели. После этого определить, какой частью речи являются слова, встретившиеся в их списке. На уроке мы займем немного времени на проверку, но зато лучше узнаем интересы детей, повторим пройденное, а еще пару слов о том, что интересного они посмотрели или пропустили. Кстати, читая программу в следующий раз, они начинают замечать опечатки, значит вырабатывается орфографическая зоркость. Ребята всегда с большим интересом работают с заданиями, которые получают не на карточках, а на газете. Грамматические разборы из какой-нибудь интересной статьи – двойной результат. Разбор сделан, и статья прочитана (хотя и не всегда…)

Если знания ребенок будет усваивать без интереса, то и запомнит он их не далее, чем до конца урока. Стоит ли здесь говорить о прочных знаниях. Очень много сил и времени тратится учителем при изучении словарных слов, Очень результативна при этом работа по созданию слов-иллюстраций. Когда ребята поймут сам принцип работы, то они с удовольствием включаются в творческий процесс. Но принцип добровольности должен быть обязателен. Если у кого-то не выходит эта работа, то не стоит его наказывать. Даже пользуясь результатами работы своих одноклассников, он прочно усваивает написание слов. Объем работы и время его исполнения стараюсь не ограничивать. Чаще всего задание дается в начале учебного года, а материалом для работы является весь словарный минимум, помещенный в конце учебника. Просматривая слова, выбирая интересный вариант, дети уже автоматически запоминают их написание. И вот слово выбрано, придуман символ, но не все дети умеют хорошо рисовать. Если им помогут родители, это очень хорошо. Мамы и папы иногда радуются полученной “пятерке” не меньше ребенка. Просто нужно не забывать сказать им спасибо за помощь. Выставка из самых интересных работ оформляется в классе, рисунки очень хорошо смотрятся и ценность этой работы большая. Когда эта работа входит в систему, ребята сами приносят рисунки, если придумали что-то интересное, уже без напоминаний. Дети любят, когда об их достижениях становится известно другим. Поэтому результаты всех конкурсов обязательно должны быть гласными.

Приложение 5.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.

Нужно только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут; и не упрощать, облегчая учение – дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать.

Библиография.

  1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн для учащихся.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во “Арго”, 1996.
  3. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Кн. Для учащихся. – М.:Просвещение, 1991.
  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М., “Просвещение”,1976.
  5. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у рубенка (методическое пособие для учителей и родителей).- Иркутск:ИПКРО, 2001.
  6. Дзятковская Е.Н., Дзятковский Д.К., Дзятковский Д.Д. Русский язык для правополушарных: Учебное пособие для начальной школы.- Иркутск: ИПКРО, 2001.
  7. Игровые задачи на уроках русского языка : 3-9 классы ( П. Аркадьев, А Кадыкова, Л.Кандинский и др). – М.: ООО “Чистые пруды”, 2005.
  8. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя, -Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  9. Родное слово: Сборник. – Томск, Книжное издательство, 1962.