Урок литературного чтения "И.А. Бунин "Розы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: формирование умения осмысленного и выразительного чтения; формирование первичных исследовательских навыков; воспитание чувства красоты и понимания природы.

Оборудование: портрет Бунина Ивана Алексеевича.

Оформление доски: Бунин Иван Алексеевич (1870–1953)

  1. поэт
  2. прозаик
  3. переводчико

I. Проверка домашнего задания. 1. Чтение отрывков из стихотворной прозы И.Тургенева “Голуби”, передавая ритм, повествование, настроение.

II. Сообщение темы урока. Сегодня познакомимся с произведением Бунина Ивана Алексеевича “Розы”.

III.

1. Знакомство с биографией Бунина И.А. (рассказывает подготовленный ученик).

Бунин Иван Алексеевич (1870–1953). Прозаик, поэт, переводчик “ ...замечательный облик России во всём её очаровательном и горьком многообразии”. Бунин И.А. принадлежал к древнему дворянскому роду. Вырос на хуторе (в деревне) Бутырки Елецкого уезда (области).

Его детство прошло среди природы поэтической и своеобразной. Его обучал домашний учитель. Он владел тремя языками. Закончил гимназию и работал в газете, в библиотеке, работал критиком. Познакомился с ведущими русскими писателями: Чеховым А.П., Бальмонтом, Брюсовым, Толстым Л.Н. В 1887 г. вышла его книга “Стихотворения” 1891 год – расцвет его творчества. В 1920 г. Бунин И.А. поселился во Франции. Объездил всю Европу. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Работал в области детской литературы, писал о русской природе Лес, точно терем расписной”.

Вопрос: Что узнали из биографии писателя? (Ответы учащихся).

2. Чтение стихотворения “Розы” про себя.

Учитель. Наша главная задача научиться читать это стихотворение выразительно. Надо представить то, о чем хотел сказать автор. 1. Сформулируйте авторскую точку зрения. (Автор показал контраст розы на фоне дня и сумрак дома, гул грома, но розы улыбаются сквозь слёзы. Это призывает к раздумью).

3. Словарная работа. Как вы понимаете значение слов:

Лазурь (голубое солнечное небо пламенного дня), две чаши (Бунин говорит, что в бутонах огонь жизни).

– О чем это стихотворение? (Не только о розах, но и о природе).
– Можно ли догадаться какого цвета розы? (...)
– Что поэт говорит об облаках? (...)
– Что значит “Пламенный день?” (...)
– Как вы думаете, только ли цвет имел в виду Бунин И.А.? (Розы только что раскрылись, в их бутонах огонь жизни, огонь любви ко всему живому.

2-й куплет.

– Как вы понимаете значение слова сумрак? (В нём прохладно, там можно укрыться от жары, в его окна глядится сад, о саде говорится, как о живом существе.)
– Что значит “знойный сад”? (Он залит солнечным светом.)
– Что значит слово истома? (Усталость, нега.)

“Струила сладкий аромат”. Почему он сладкий? (Запах цветов издаёт сладкий аромат.)

– Как доносится до нас аромат? (Струйками воздуха.)

3-й куплет.

– Какие звуки летнего дня вы услышали? (Звуки грома, шум ливня.)
– Какую картинку рисует И.А. Бунин в этих строчках? (Иван Бунин в этих строчках рисует летнюю грозу.)

4-й куплет.

– Какую особенность в 3 и 4 четверостишии вы заметили? (Они разделены многоточием.)
– Они разделены на 2 смысловые части: ненастье и солнце.

5-й куплет.

– О чём говорится в 5-й строфе? (О прекрасных розах).
– Какие они теперь? (Недолгая жизнь у цветов).
– Почему поэт употребляет слово очи? (Это высокий поэтический слог.)
– Как относится поэт к розам? (С восторгом в начале и печалью в конце.)
– Какую интонацию выбираете для чтения последнего четверостишья? (Печаль, грусть.)

4. Выбор интонации чтения стихотворения.

– С какой интонацией надо читать стихотворение? (Вначале восторг, затем грусть.)

Чтение 1-го куплета.

– Передать задумчивый восторг автора. Две розы, полные стремления к жизни.
– Какой интонацией прочитали? (Восторг, вера в счастье, в жизнь.)

2-й куплет.

– Передать чувства погружения в природу.

3-й куплет.

– Акцентировать голосом грохотал, громовый гром, чтобы передать раскаты грома.

4 и 5 куплеты.

– Какую интонацию выбирает поэт для чтения 4 и 5 куплета? (Интонацию грусти. Розы прекрасны, но у них короткая жизнь.)

5. Чтение стихотворения выразительно.

Конкурс чтецов Чтение по цепочке по 1 куплету.

6. Работа со стихотворением после чтения.

– Какие чувства и настроения передал автор? (Восторг, очарование, погружение в природу, любование розами, грусть, разочарование.)
– Является ли стихотворение лирическим? (Да.)
– Определите вид лирики. (О летней природе.)
– Это стихотворение не только о розах, но и о природе летом. Чтобы усилить впечатление Иван Бунин употребляет нейтральный образ “день сиял”.
– Каким вы представляете сияющий день? (...)
– Почему автор говорит о двух розах, а не одной или трёх? (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Две – две близкие души, способные понять друг друга.)
– Скажите, о чем думал поэт, когда писал эти стихи? Что он чувствовал? (Он радовался жижи, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою.)
– Каков язык стихотворения? (Богат и живописен. Он настоящий художник слова.)

7. Слово учителя об И.Бунине – писателе.

“Певцом русской природы” называли Бунина его современники. Имя этого классика русской литературы (он был и поэт, и прозаик, и переводчик), почетного академика изящной словесности. Лауреата Нобелевской премии – известно во всём мире. Вот как высказывались о его таланте писателя другие признанные художники слова.

“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко...” (А.Блок).

“Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего”. (Л.Толстой.)

8. Выразительное чтение стихотворения “Розы”. (Читают 2–3 ученика, затем читает учитель.)

Розы

По июльским покосам рассыпаны спелые розы,
Соловьи в ожиданье июльских рассветов поют,
Розы светят, как зори, как свежие розы,
В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.
Розы – сестры зари. Цвет их цвету зари равнозначен...
Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,
А раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут,
Грусть и радость скрывая в глубоких атласных цветах
Подойди, посмотри на цветы в озарении пылком,
Нa цветы, наводящие тихую светлую грусть...
Розы ранние схожи с открытой детской улыбкой,
На седую старушку похож увядающий куст.
Проливается в розы холодная звездная россыпь...
Замолкают в дали заливных соловьев голоса...
Отыщи свою розу...
Не спеши, не пройди мимо розы...
Помни, розу одну дважды видеть цветущей нельзя.

9. Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Прочитать рассказ В.Бианки “Неслышимка”.
  3. Записать вопросы, которые возникнут по ходу чтения.