Цели урока: формирование умения осмысленного и выразительного чтения; формирование первичных исследовательских навыков; воспитание чувства красоты и понимания природы.
Оборудование: портрет Бунина Ивана Алексеевича.
Оформление доски: Бунин Иван Алексеевич (1870–1953)
- поэт
- прозаик
- переводчико
I. Проверка домашнего задания. 1. Чтение отрывков из стихотворной прозы И.Тургенева “Голуби”, передавая ритм, повествование, настроение.
II. Сообщение темы урока. Сегодня познакомимся с произведением Бунина Ивана Алексеевича “Розы”.
III.
1. Знакомство с биографией Бунина И.А. (рассказывает подготовленный ученик).
Бунин Иван Алексеевич (1870–1953). Прозаик, поэт, переводчик “ ...замечательный облик России во всём её очаровательном и горьком многообразии”. Бунин И.А. принадлежал к древнему дворянскому роду. Вырос на хуторе (в деревне) Бутырки Елецкого уезда (области).
Его детство прошло среди природы поэтической и своеобразной. Его обучал домашний учитель. Он владел тремя языками. Закончил гимназию и работал в газете, в библиотеке, работал критиком. Познакомился с ведущими русскими писателями: Чеховым А.П., Бальмонтом, Брюсовым, Толстым Л.Н. В 1887 г. вышла его книга “Стихотворения” 1891 год – расцвет его творчества. В 1920 г. Бунин И.А. поселился во Франции. Объездил всю Европу. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Работал в области детской литературы, писал о русской природе Лес, точно терем расписной”.
Вопрос: Что узнали из биографии писателя? (Ответы учащихся).
2. Чтение стихотворения “Розы” про себя.
Учитель. Наша главная задача научиться читать это стихотворение выразительно. Надо представить то, о чем хотел сказать автор. 1. Сформулируйте авторскую точку зрения. (Автор показал контраст розы на фоне дня и сумрак дома, гул грома, но розы улыбаются сквозь слёзы. Это призывает к раздумью).
3. Словарная работа. Как вы понимаете значение слов:
Лазурь (голубое солнечное небо пламенного дня), две чаши (Бунин говорит, что в бутонах огонь жизни).
– О чем это стихотворение? (Не только о розах,
но и о природе).
– Можно ли догадаться какого цвета розы? (...)
– Что поэт говорит об облаках? (...)
– Что значит “Пламенный день?” (...)
– Как вы думаете, только ли цвет имел в виду
Бунин И.А.? (Розы только что раскрылись, в их
бутонах огонь жизни, огонь любви ко всему живому.
2-й куплет.
– Как вы понимаете значение слова сумрак? (В
нём прохладно, там можно укрыться от жары, в его
окна глядится сад, о саде говорится, как о живом
существе.)
– Что значит “знойный сад”? (Он залит солнечным
светом.)
– Что значит слово истома? (Усталость, нега.)
“Струила сладкий аромат”. Почему он сладкий? (Запах цветов издаёт сладкий аромат.)
– Как доносится до нас аромат? (Струйками воздуха.)
3-й куплет.
– Какие звуки летнего дня вы услышали? (Звуки
грома, шум ливня.)
– Какую картинку рисует И.А. Бунин в этих
строчках? (Иван Бунин в этих строчках рисует
летнюю грозу.)
4-й куплет.
– Какую особенность в 3 и 4 четверостишии вы
заметили? (Они разделены многоточием.)
– Они разделены на 2 смысловые части: ненастье и
солнце.
5-й куплет.
– О чём говорится в 5-й строфе? (О прекрасных
розах).
– Какие они теперь? (Недолгая жизнь у цветов).
– Почему поэт употребляет слово очи? (Это
высокий поэтический слог.)
– Как относится поэт к розам? (С восторгом в
начале и печалью в конце.)
– Какую интонацию выбираете для чтения
последнего четверостишья? (Печаль, грусть.)
4. Выбор интонации чтения стихотворения.
– С какой интонацией надо читать стихотворение? (Вначале восторг, затем грусть.)
Чтение 1-го куплета.
– Передать задумчивый восторг автора. Две
розы, полные стремления к жизни.
– Какой интонацией прочитали? (Восторг, вера в
счастье, в жизнь.)
2-й куплет.
– Передать чувства погружения в природу.
3-й куплет.
– Акцентировать голосом грохотал, громовый гром, чтобы передать раскаты грома.
4 и 5 куплеты.
– Какую интонацию выбирает поэт для чтения 4 и 5 куплета? (Интонацию грусти. Розы прекрасны, но у них короткая жизнь.)
5. Чтение стихотворения выразительно.
Конкурс чтецов Чтение по цепочке по 1 куплету.
6. Работа со стихотворением после чтения.
– Какие чувства и настроения передал автор?
(Восторг, очарование, погружение в природу,
любование розами, грусть, разочарование.)
– Является ли стихотворение лирическим? (Да.)
– Определите вид лирики. (О летней природе.)
– Это стихотворение не только о розах, но и о
природе летом. Чтобы усилить впечатление Иван
Бунин употребляет нейтральный образ “день
сиял”.
– Каким вы представляете сияющий день? (...)
– Почему автор говорит о двух розах, а не одной
или трёх? (Одна роза – это одиночество, слишком
тоскливо. Две – две близкие души, способные
понять друг друга.)
– Скажите, о чем думал поэт, когда писал эти
стихи? Что он чувствовал? (Он радовался жижи,
радовался красоте лета, восхищался розами – их
красотою.)
– Каков язык стихотворения? (Богат и
живописен. Он настоящий художник слова.)
7. Слово учителя об И.Бунине – писателе.
“Певцом русской природы” называли Бунина его современники. Имя этого классика русской литературы (он был и поэт, и прозаик, и переводчик), почетного академика изящной словесности. Лауреата Нобелевской премии – известно во всём мире. Вот как высказывались о его таланте писателя другие признанные художники слова.
“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко...” (А.Блок).
“Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего”. (Л.Толстой.)
8. Выразительное чтение стихотворения “Розы”. (Читают 2–3 ученика, затем читает учитель.)
Розы
По июльским покосам рассыпаны спелые розы,
Соловьи в ожиданье июльских рассветов поют,
Розы светят, как зори, как свежие розы,
В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.
Розы – сестры зари. Цвет их цвету зари равнозначен...
Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,
А раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут,
Грусть и радость скрывая в глубоких атласных цветах
Подойди, посмотри на цветы в озарении пылком,
Нa цветы, наводящие тихую светлую грусть...
Розы ранние схожи с открытой детской улыбкой,
На седую старушку похож увядающий куст.
Проливается в розы холодная звездная россыпь...
Замолкают в дали заливных соловьев голоса...
Отыщи свою розу...
Не спеши, не пройди мимо розы...
Помни, розу одну дважды видеть цветущей нельзя.
9. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Прочитать рассказ В.Бианки “Неслышимка”.
- Записать вопросы, которые возникнут по ходу чтения.