Педагогическая техника в аспекте личностно-ориентированного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

Е.Евтушенко

Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Так должно быть. И другое дело, что люди приучаются с детства не верить себе, а в результате – развитие тормозится и дети не ощущают в себе присутствия этой гениальности.

Наша задача – развить, оказывается, не односторонняя, в ней еще и предостережение: не убить, а освободить творческие силы в человеке. По словам Г.Д. Гачева, в творчестве происходит слияние индивидуальности человека с его делом, а в механической работе – их разъединение. В высший миг творчества человек испытывает поглощение всего себя предметом труда:

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем.
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец свободным проявленьем...
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге...

(А.С.Пушкин)

Как важно учителю хоть однажды разбудить в ученике именно такое состояние! Не забудет его ребенок и будет сам потом к нему стремиться, потому что в ходе творчества устанавливается гармония всех способностей человеческого существа. И чтобы пробудить такое состояние в ученике, помочь ему почувствовать себя как личность, как нечто значимое, мы и проводим различные по методам и формам уроки. Это и уроки – праздники, уроки – игры, уроки – путешествия. Но даже если это и традиционный урок, стараемся использовать такие приемы, которые помогут ученику раскрыть себя, проявить себя в творческом труде.

Каким бы по типу и виду не был урок, в личностно-ориентированной модели обучения, по нашему мнению, кроме всех остальных требований к уроку, он должен отвечать еще и следующим:

  • урок должен сыграть определенную роль в осмыслении ребенком окружающей действительности
  • должен сыграть роль в обеспечении становления личности (формирование способов мышления, воли, чувств, таланта);
  • должен обеспечить создание результатов интеллектуальной деятельности учащихся;
  • должен обеспечить уважение к личности учащихся;
  • позволяет учитывать особенности личностей учителя и ученика, обеспечивает их взаимодействие;
  • система урока должна позволять учащимся формироваться как субъектам духовной жизни.

Всего этого невозможно добиться без знания и умелого использования педагогической техники.

Мы попытались собрать и в обобщённом виде представить те приемы работы, которые освоил и опробовал автор за годы педагогической деятельности. Некоторые из них почерпнуты из работ А.А. Гина, В.В. Гузеева, В.М. Лизинского. Эти приемы можно считать универсальными для методики преподавания любого предмета. Именно они и помогают автору выстраивать свои уроки в аспекте личностно-ориентированного обучения.

Посмотрим, какие же приемы может использовать учитель при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся.

Приемы опроса учащихся

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.

Прием 1. Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Почти тот же самый вариант, но немного измененный: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.

Мы видим, что из обезличенного и авторитарно-отчужденного такой вид опроса становится личностно-ориентированным, солидарным и порождающим успешность.

Прием 2. Взаимоопрос.

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на “5”, на “4” и на “3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил “3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Прием 3. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Прием 4. Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.

В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в “кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Прием 5; Идеальный опрос (почти шутка).

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Приемы подачи домашнего задания

Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.

Прием 1. Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:

  • частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам
    и т.п.;
  • чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
  • учебные комиксы;
  • плакаты – опорные сигналы;
  • мнемонические формулы, стихи и др.

Например, при изучении сложноподчиненных предложений задание первого уровня сводится к усвоению основных признаков каждого вида придаточных, умению их определить и кратко охарактеризовать. Задание второго уровня потребует умения дать развернутую характеристику предложений каждого вида, составить их по заданным схемам, осложняя каждую из частей однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. В задание третьего уровня, помимо названного, может быть включено составление кроссворда по изучаемой теме; запись текста, состоящего только из предложений данного типа; составление для всего класса задания, содержащего заведомые ошибки по теме. Другими словами, учащиеся, выбирающие домашнее задание третьего уровня, становятся возможными соорганизаторами процесса обучения, так как подготовленный ими материал может послужить основой для “разминки” на будущих уроках.

Прием 2. Задание массивом.

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

Прием 3. Сам себе учитель.

В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.

Прием 4. Идеальное задание.

Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Приемы оценивания

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.

Прием 1. Оценка – не отметка.

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...

Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: “Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”

Прием 2. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.

Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Прием 3. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставим отметку в “кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: “По отметкам ты на “4” (“5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.

Прием 4. Система стимулов.

Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.

Вариант 2. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Вариант 3.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

  • маленькая грамота;
  • благодарственное письмо или диплом “За победу на уроке”, “За маленькое открытие”, “За помощь другу”;
  • благодарственная запись в дневнике;
  • книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают “радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватиться за все сразу.

Иногда бездумный перенос приемов, созданных в определенных условиях, в наши, совсем иные (в зависимости от класса, личности ученика), может привести к тому, что для этих прекрасных приемов “дети окажутся неподходящими”. Будем помнить, что в нашей профессиональной деятельности учителя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать.

Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:

Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство – наименьшее,
Тягчайшее же – воспитанье.

И будем помнить, что “приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется”. (А.Гин).

Звонок... В который уже раз вхожу в класс. Вот они передо мной – 30 пар глаз: пытливых и вопрошающих, ленивых и скучающих, веселых и грустных...

Начинаю урок..., а перед глазами – Кодекс чести учителя (так называю принципы отношения к ребенку, сформулированные Г.Л. Лэндгрет:

  1. “Я хочу, чтобы меня любили, поэтому открыта детям.
  2. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволяю детям учить меня.
  3. Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.
  4. Я люблю, чтобы меня принимали такой, какая я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  5. Я склонна ошибаться, поэтому буду терпелива к человеческой сущности ребенка.
  6. Я единственная, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.
  7. Я научилась почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобретать свои.
  8. Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
  9. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стараться смягчить удар.
  10. Я чувствую страх, когда беззащитна, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью”.

Список литературы

  1. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., “Вита-Пресс”, 1999.
  2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.
  3. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М., “Педагогический поиск”, 2002.
  4. Лэндгрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. –М., 1994.