Организация и проведение педсовета по технологии проблемно-деятельностного метода

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Изменение социальных условий в процессе системных модернизаций предполагает реформирование образования, как с содержательной, так и с формальной сторон. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, формы обучения и воспитания. Работая с 2001 года в условиях эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, школа перешла на профильное обучение на старшей ступени образования. Поставленные перед коллективом задачи обновления содержания и структуры образования решались через совершенствование методики проведения урока, ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителей и психологов, повышение мотивации к обучению детей, развитие способностей одаренных детей, активные, нестандартные формы проведения педагогических советов, семинаров. Педагогический эксперимент требует (предполагает) освоение педколлективом, по сути, нового типа деятельности. Этот тип деятельности обеспечивается по всем каналам ресурсного обеспечения: экономическому, информационному, кадровому, научно-методическому. Особое значение в данном случае имеет работа с кадрами. Статистика говорит, что только 2-5 % учителей способны к самостоятельной инновационной деятельности, так как они целенаправленно активны. Можно ли воспитать активность? С одной стороны, активность, как и речь, социально приобретенная способность человека, а с другой, необходимы определенные условия для ее проявления и развития. Если меняются технологии учебного процесса в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, то необходимо изменить и формы методической работы, одним из направлений которой является подготовка и проведение педсоветов.

Научно-методическая работа видоизменилась по нескольким направлениям: 1.Содержательное направление: ознакомление с тем, что мы пытаемся внедрить в целом; информирование учителей о научно-методическом комплекте; освещение педагогического опыта других ОУ; включение в содержание методической службы различных видов, форм занятий для ознакомления. 2. Организационное направление. Формы организации педагогов: творческие группы; педагогическая мастерская; творческая мастерская; кафедра; объединение по (признаку).3. Мотивационное направление. Использование факторов внутренней и внешней мотивации на активное участие учителей в образовательной деятельности. 3. Деятельностное направление: индивидуальная работа с педагогами (консультации, анализ уроков, стажировка); групповая работа (организация заседаний творческих мастерских, групповые консультации); массовая работа (рабочий семинар, обучающий семинар, семинар-практикум, педсовет, методический день, фестивали, мастер-класс). Многие из нас, участвуя в работе педагогических советов, были свидетелями того, как педагоги равнодушно реагировали на интересные и полезные предложения своих коллег. Руководители школы в лице директора и его заместителей поставили перед собой задачу: привнести новые технологии проведения уроков РО в методическую работу, вовлечь учителей в активный процесс, использовать деятельностный метод. Творческая группа обратилась к работам видных ученых С.Г. Воровщикова, В.М. Лизинского и других, работающих над управленческими технологиями практического проведения проблемно - деятельностных игр в работающей школе. Технология проблемно – деятельностной игры состоит из трех этапов: первый этап – подготовительный (доигровой), второй этап – игровой, третий этап – послеигровой. Послеигровой этап призван реализовать коллективно принятые решения и тем самым нивелировать недостатки игрового метода. В качестве результата игры выступают не только разработанные и осознанные педагогами управленческо – методические документы, но и созданные в границах метода творческие группы педагогов, берущие на себя часть ответственности за реализацию совместно выработанных и утвержденных решений.

Эффективное решение проблем школы, в частности апробация профильного обучения, зависит от реального, а не номинального соучастия педагогического коллектива в управлении. Потребность в новых управленческих методах, направленных на выявление актуальных проблем образовательного процесса и коллективный поиск эффективных мер их разрешения, определена следующими причинами: выяснение точки зрения большинства педагогов; объединение педагогического таланта и усилий всех педагогов на решение общих проблем; “выращивание” и развитие педагогических инноваций в самом школьном коллективе. Основанием разработки новых методов управления школой является развитие творчества педагогов, направленное на поиск решения реальных проблем. Ряд семинаров, педсоветов проведены с элементами коллективной мыследеятельности. Особенность проблемно-деятельностной игры заключается в том, что она является сложным методом управления школой, так как в границах игры помимо приемов коллективной мыслительной деятельности используются социологические методы сбора информации, теоретические инструктажи, распоряжения и т.д. Традиционные формы работы проводимых в течение года педсоветов, семинаров трансформировались в активные формы: “Деловая игра”, “Мозговой штурм” (групповая форма). Например, тематический педсовет о профильном обучении прошел в форме гражданского суда, на котором мы попытались разрешить противоречия профильного обучения, ответить на поставленные вопросы: что такое профильное обучение и каким оно должно быть в старшей школе? Остается много противников профильного обучения, впрочем, как и сторонников; существуют противоречия, которые обостряются при переходе на единый государственный экзамен как форму итоговой государственной аттестации. Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения. Общая цель проблемно-деятельностной игры как метода внутришкольного управления заключается в поиске эффективного решения актуальных проблем образовательного процесса посредством привлечения к этому поиску педагогов школы в игровым образом организованном пространстве и времени. Предметом данного метода управления являются жизненно важные проблемы образовательного процесса, требующие для своего решения объединения творческого потенциала и усилий всего педагогического коллектива. Когда надо взвесить все “за” и “против” какой-либо проблемной ситуации, ядром которой выступает противоречие между потребностями общества, человека и имеющимися средствами ее удовлетворения, можно выбрать игровую форму проведения педсовета – гражданский суд. Педсовет, как орган коллективно-коллегиального управления, призван теперь менять старые педагогические представления и ориентиры. На мой взгляд, именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педагогических советов. И это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было вчера. Освоение новых подходов, безусловно, предполагает и преемственность, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержат в себе традиционные подходы.

Педсовет “О профильном обучении”

Цель: изучение концепции профильного обучения.

Задачи: Выявить актуальные проблемы в профильном обучении, способствовать развитию педагогов в совершенствовании их квалификации. Ответить на вопросы - что такое профильное обучение и каким оно должно быть в старшей школе?

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗА И ПРОТИВ

Форма проведения - гражданский суд (соответствующая форма одежды, атрибутика).

Для ведения заседания необходимы:

Председатель суда

Секретарь суда

Обвинитель (прокурор)

Защита (адвокат)

Присяжные заседатели:

Секретарь. Дело к рассмотрению принято.

Заседание начинается.

Председатель. Слушается дело о профильном обучении.

Слово предоставляется Н.Н.В. “Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования”. (Выступление прилагается)

Председатель. Благодарю Вас. Есть ли вопросы у обвинения?

Прокурор. Концепция предлагает громоздкую и чрезвычайно трудоемкую систему, которая не решает поставленных задач.

Исходя из определения, следует, что организация обучения в профильных классах во многом связана с организацией индивидуализированного школьного образования. Учитывая реалии современной школы, сразу возникает вопрос: 1) все ли интересы, склонности и способности школьников могут учитывать предлагаемые профили?

Председатель: Какие вопросы у защиты?

Адвокат. У меня есть вопрос к суду. Будет ли приниматься во внимание тот факт, что происходящие в нашем обществе политические, экономические и социально-идеологические преобразования оказывают влияние на общее состояние образовательной системы. Приоритетным становится развитие личности нового типа – экономически грамотной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики. При этом важно удовлетворить потребности и интересы конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, предвидеть возможную сферу будущей деятельности. Для современного рынка труда глобальную значимость имеет индивидуализация.

Прошу пригласить свидетеля.

Председатель. Суд рассмотрит и учтет все факты. Переходим к заслушиванию свидетелей.

Секретарь. Приглашается свидетель по вопросу “Об индивидуализации профильного обучения” (выступление прилагается).

Председатель. Какие вопросы у сторон?

Обвинитель. Ваша честь! Уважаемый суд!

В традиционной системе преподавания тоже используется индивидуальный подход, дифференциация. С 1996 года были введены две формы дифференциации: факультативные занятия в 8-10 классах и школы с углубленным изучением предметов.

Защита. Ваша честь! Я хотела бы возразить.

Сеть ОУ с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они мало доступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

Прошу пригласить свидетеля защиты.

Секретарь. Приглашается свидетель по вопросу “Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения” (выступление прилагается).

Председатель. Благодарю Вас. Есть ли вопросы у обвинения?

Обвинитель. Да, Ваша честь!

Не кажется ли Вам, что профильное обучение доступно пока только одаренным? Давайте не будем искать профильность там, где ее нет. Большинство учащихся к 10 классу никак не “профориентируется” и “профориентироваться” не будет, а просто учится успешно или не очень успешно. Что по этому поводу думает противоположная сторона?

Председатель. Что скажет защита?

Защита. “Профориентируются” те самые 5-10 процентов учащихся, которые, по неоднократным оценкам психологов, обладают повышенными творческими способностями. Они и участвуют в соревнованиях, в олимпиадах, выставках, конкурсах и конференциях исследовательских работ. По-настоящему, “профильность” назрела только для этой категории учащихся. Давайте же именно им ее и дадим. Таким образом, в школе старшей ступени появятся три потока: базовый (не профильный), охватывающий 80 – 90 процентов учащихся; естественно-научный и технологический (физико-математический); гуманитарный и социально-экономический. Для уточнения ситуации прошу пригласить свидетеля которая проводила анкетирование учащихся школы.

Секретарь. Вызывается свидетель по делу о профильном обучении со стороны защиты по вопросу “Модель самоопределения выпускников основной средней общеобразовательной школы (выступление прилагается).

Председатель. Благодарю Вас. Есть ли еще вопросы?

Секретарь. Прошу войти представителя группы классных руководителей и воспитателей “Воспитательный потенциал образовательного процесса” (выступление прилагается).

Председатель. Имеются ли еще желающие выступить? У кого какие есть мнения по данному вопросу? (Если есть желающие, то предоставляем им слово.)

Секретарь. Заслушаны все свидетели. Суд присяжных удаляется на совещание.

Пока суд присяжных готовит свой вердикт, заполните анкеты.

Анкета для учителей.

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Стаж педагогической работы________________________________________

3. Вы за профильное обучение или против? А) да Б) нет

4. Ваше отношение к отбору в профильные классы:

А) тесты
Б) экзамены
В) собеседование
Г) средний балл аттестата
Д) по желанию учащихся

4. Ваш выбор профиля в соответствии с контингентом учащихся

А) естественно-математический
Б) социально-экономический
В) гуманитарный
Г) технологический (специализация: информационные технологии, сфера обслуживания и т.д.)
Д) социально-гуманитарный
Е) физико-математический
Ж) естественно-научный
З) технический (6 часов-технология).

5. Хотели бы Вы работать в профильных классах?

А) да
В) нет

Председатель. Суд присяжных в составе …, ознакомившись с делом о профильном обучении, заслушав защиту и обвинение, свидетелей, пришел к следующему решению: учитывая некоторые отрицательные стороны профильного обучения, суд, тем не менее, полагаясь на речь уважаемой защиты и показания свидетелей считает, что профильному обучению быть, а посему постановляет: с учетом полезности положительных сторон профильного обучения (зачитывается решение).

Решение:

Продолжить изучение концепции профильного образования по кафедрам. Отв. Руководители МО

Обсудить возможность введения предпрофильной подготовки учащихся среднего звена. Отв. зам. директора по НМР

Изучать периодически общественный запрос (родители, учащиеся, учителя) на профилизацию школы. Отв. психолог

Организовать работу по сотрудничеству с конкретными вузами.

Отв. зам. директора по НМР

Выйти с предложением в УО о создании в городе единой профильной системы с учетом профилизации. Отв. зам. директора по НМР

На методическом совете обсудить тематику элективных курсов с учетом общественного запроса (анкетирование).

Отв. зам. директора по НМР

На этом заседание считается законченным.

Секретарь. Встать, суд идет.

Подведение итогов (рефлексия)

Сегодня я узнал(а) новое о ___________________________________________

Что оказалось для меня самым важным? Какие из обсуждаемых проблем наиболее значимы?
_________________________________________________________

С кем и с чем я не согласен и почему? _________________________________
__________________________________________________________________

Предлагаю внести изменения или дополнения __________________________

Благодарим за сотрудничество!

Результативность

Данная технология проведения педагогических советов позволила активизировать педагогический состав, выявить отношение учителей к изучаемому вопросу – профильное обучение. Результаты проведенного анкетирования в конце педсовета позволили высказаться практически каждому участнику образовательного процесса школы по данной проблеме. Итоги педсовета можно представить в виде диаграмм, анкет обратной связи. Данный педсовет позволил выявить проблемы профильного обучения, с которыми столкнулась наша школа в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, ряд выявленных проблем удалось решить. На данный момент школа продолжает свое развитие в этом направлении, работая над проблемой многопрофильного обучения. Планируется обсуждение вопроса о создании на уровне образовательного пространства города единой профильной системы.