Работа с рисунками. Типовые действия в векторной и растровой графике

Разделы: Информатика


 

Цель урока:

обобщить знания учащихся о компьютерной графике; повторить и закрепить на практике технологические приемы создания и редактирования растрового и векторного рисунков; познакомить с обычаями применения рисунков в творчестве коренного народа.
Технические и наглядные средства:

проектор, альбом иллюстраций с образцами различных видов графики, презентация, карточки с инструкцией по выполнению работы, файл-заготовка «Варежка».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала (беседа):

  • Какие виды графики вам известны? (Растровая, векторная, фрактальная)
  • Чем они отличаются? (Наименьшим элементом)
  • Как можно классифицировать рисунки еще? (По назначению – художественная, деловая (оформительская), инженерная. По используемым инструментам – созданная в графических пакетах, описанная программой на одной из языков программирования, созданная в специализированных пакетах для разработчиков. По количеству и качеству используемых цветов – черно-белая, малоцветная, высокохудожественная и т.д.)
  • Рассмотреть различные рисунки и охарактеризовать их по различным классификациям. (Учащимся на дом было задано подобрать, классифицировать и принести на урок соответствующие иллюстрации).
  • Какой тип графического изображения (растровый или векторный) вы будете использовать при редактировании цифровой фотографии? Почему?
  • В каких случаях эффективнее использовать векторный редактор? (Например, при создании эмблемы организации, если учесть, что она должна будет отображаться на различных документах, рекламных плакатах, визитных карточках и т.д.)
  • Схожи ли операции редактирования рисунков различных редакторах?

3. Объявление темы и цели урока:

  • повторить приемы создания и редактирования растрового и векторного рисунков;
  • познакомить с обычаями применения рисунков в творчестве коренного (саамского) народа

4. Сообщение о костюмах саамов, сопровождающееся демонстрацией презентации (Приложение 1).

Костюм древнего саама состоял из верхней одежды глухого покроя длиной ниже колен, которая называлась печок. Для изготовления печка использовался мех годовалых оленят, сшитых шерстью наружу. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна.
Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Зимние высокие сапоги, пришитые к штанам - яры, шились из узких чередующихся полосок светлой и темной кожи. Между ними располагались полоски цветного сукна. Их надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Головной убор саама - зимняя шапка, покрытая зеленым и красным сукном, спереди расшитая бисером, а сзади украшенная лисьим хвостом.
Зимние шапки женщин были аналогичны мужским. А в летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Головной убор девушки назывался перевязка, замужней женщины – шамшура.
Шамшуры изготавливались из красного сукна. Ткань частично натягивалась на берестяной каркас. Основание шамшуры составляла лёгкая мягкая шапочка с присоединённым спереди гребнем и тыльной частью, которая закрывала шею. Шамшура красочно расшивалась бисерными узорами.
Перевязка представляет собой берестяной обод шириной от десяти до пятнадцати сантиметров, обшитый красным сукном. Перевязка была орнаментирована бисерной вышивкой геометрического стиля, при этом алое сукно почти полностью покрывалось узором.
Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником шёлковый или атласный платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.
Одежда (головные уборы, варежки, пояса) и многие изделия быта (кисеты, игольницы и т.д.) украшались вышивкой.
Каждый мастер создавал свою композицию. Очень часто саамы в произведениях декоративно-прикладного искусства для украшения использовали символические изображения солнца, звёзд, луны, жилищ, животных.
Разнообразие орнаментов саамов передается через вышивку. Она геометрическая. Обычно начинали с центра, куда помещались четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно берется только красного цвета, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого. Можно выделить и три типа орнамента (узора). Первая группа - ромбы и квадраты. Вторая - треугольники, зигзаги, ломаные прямые линии. А третья группа - круги, розетки, звёзды, кресты.

Выступление ученика (Приложение 2)

5. Выполнение практического задания.

Задание 1. (обязательное) Украсьте варежку (Приложение 3), используя саамские узоры.
Работа выполняется в растровом редакторе Paint. Желающим предлагается Инструкция по выполнению работы (Приложение 4)
Задание 2. (дополнительное) Придумайте свои саамские узоры и украсьте или шамшуру, или игольницу.

По усмотрению учащихся либо в растровом редакторе Paint, либо в графическом редакторе текстового процессора Word (необходимо самостоятельно создать заготовки, в первом случае – можно воспользоваться готовыми из Задания 1.)

6. Подведение итогов урока.

Оценивается только обязательное задание, дополнительное – на усмотрение учителя.

7. Д/з: заполнить в тетради таблицу (Приложение 5)

Источники:

  1. CD–диск «Региональный компонент в школьном курсе информатики». Автор – составитель - Пустоваченко Н.Н. Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2005
  2. Полярная энциклопедия школьника. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов севера. – М.: Северные просторы, 1999
  3. Утков П.Ю., Федоров П.В. Кольский Север: история и культура. – Мурманска: НИЦ «Пазори», 2002
  4. http://www.hrono.ru/etnosy/saamy.html
  5. http://rusaami.narod.ru