Здоровьесберегающие приемы обучения на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Гуманизация образования, доминирующая сегодня в образовательном пространстве как новая образовательная парадигма, основывается на признании вариативности индивидуальных познавательных стратегий, возможность реализации которых позволяет человеку в максимальной степени воплотить свой личностный потенциал.

Одним из путей совершенствования учебной деятельности является ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями. Приближение технологий к человеку, к его индивидуальным особенностям является в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией. Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование индивидуальных стратегий познания со временем приводит к отрицательным последствиям в развитии ребенка, а в крайних случаях может привести к нарушению его здоровья.

В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы учитываем ведущий канал собеседника, то, используя предпочитаемые им “ключи” восприятия, оптимизируем процесс общения. Если же процесс общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята.

В учебном процессе основная задача учителя заключается в том, чтобы дети освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом учителю необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом ребенка. Ведь то, что учителю представляется оптимальным, для ребенка может быть недоступным. Различие модальностей – одна из причин, по которой дети оказываются в неравных условиях обучения. Поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ученика.

Дадим краткую характеристику поведения учащихся по доминирующим модальностям (с наиболее полной можно познакомиться в работах Е.Н.Дзятковской [3], А.Л.Сиротюк [8,9], Н.И.Хромова [10], Л.Брэдвэй [1]).

Таблица 1

Нейропсихофизиологическая характеристика учеников по типу модальностей

Признаки Визуалы Кинестетики Аудиалы
Используемые слова Смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный и т.д. Хватать, чувствовать, придерживаться, трогать и т.д. Слушать, ритм, звуки и т.д.
Движения На уровне глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови На уровне живота На уровне груди
Речь Голос высокий, много интонаций, при разговоре подбородок поднимается вверх Голос низкий, при разговоре подбородок опускается вниз Голос средний, речь монотонна
Общая характеристика Тихий, задумчивый.

С трудом завязывает контакты с детьми.

Послушен.

Учится легко (успешно).

Любит конструктор, телевизор, компьютер.

К животным равнодушен, хотя может полюбоваться.

Гулять не любит.

Очень разборчив в еде и одежде.

Зрелища производят сильное впечатление, но рассказывает о них мало.

При переживании стресса замыкается в себе.

Очень подвижен.

Главное – заниматься делом.

Очень самостоятелен и талантлив.

Все надо потрогать.

Хорошо воспринимает запахи.

Отлично развит вкус.

Очень любит животных.

Говорит без умолку.

Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми.

Любит слушать, когда читают или рассказывают.

С трудом запоминает написание букв.

Непослушен.

На замечания взрослых возражает.

К еде и одежде равнодушен.

Не любит красочных зрелищ.

При переживании стресса срывается на крик.

Не способен сосредоточиться.

Склонен ко всевозможным угадываниям.

Когда работаешь с целым классом, среди них всегда будут находиться обладатели разных модальностей. Как должен действовать учитель, если каждому типу восприятия необходима своя презентация новой информации, т.к. каждый ребенок воспринимает, кодирует, перерабатывает и воспроизводит ее по-своему, и вследствие этого для него требуются свои типы объяснений и упражнений?

Решение этой проблемы – обучая детей, учителю необходимо излагать материал с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие. Для этого, прежде всего надо научиться варьировать изложение материала во всех трех модальностях. Это активизирует развитую модальность ребенка и учит его использовать несформированные системы восприятия, открывает новые возможности усвоения материала.

Чтобы выделить эти группы детей в классах, мы использовали следующие методы: наблюдение за детьми на уроках и во время перемен, беседы с родителями, исследовали перцептивный профиль по методике А.И.Захарова (Приложение 1).

Результаты исследования показали, что только у 27% учащихся равномерно работали все сенсорные каналы. У 21% учащихся ведущим каналом восприятия является слуховой; у 38% учащихся – зрительный; у 22% учащихся – кинестетический. Полностью был закрыт один из каналов восприятия у 27% учащихся: зрительный – 5%; слуховой – 14%; кинестетический – 8%. Эти дети попали в группу риска, т.к., например, ребенок с закрытым слуховым каналом восприятия испытывает трудности в понимании словесных инструкций, при чтении, при необходимости воспринимать и усваивать информацию на слух, при проведении диктантов.

Диаграмма 1

Перцептивный профиль учащихся

Ежедневно на уроках с целью тренировки межанализаторных связей работали с супрематическими картинами (Приложение 2), музыкальными фрагментами, художественными произведениями, различными репродукциями, аудиокассетами со звуками природы, “тактильными” дощечками.

Так, например, слушая музыку или рассматривая репродукцию, дети выбирали ту дощечку, до которой им хотелось бы дотронуться в этот момент. Дети рассказывали свои представления, фантазии, отвечая на вопросы:

“Визуалы”: Где они себя видели?

“Аудиалы”: Что они слышали вокруг?

“Кинестетики”: Что они чувствовали и ощущали?

Мы отмечали, в какой модальности ведет свой рассказ ребенок и вопросом помогали ему переходить в другие модальности:

“Визуалу”: Что ты слышал? Что чувствовал?

“Аудиалу”: Что ты увидел рядом? Поделись с нами своими ощущениями.

“Кинестетику”: Что ты увидел рядом? Какие звуки окружали тебя?

На своих уроках для детей-визуалов использовали слова, описывающие цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия. Для детей-кинестетиков использовали жесты, прикосновения, мимику, движения. Для детей-аудиалов использовали вариации голоса (громкость, высота, паузы).

Замечания ученику делали на языке его модальности: визуалу – укоризненно качали головой, грозили пальцем; кинестетику – клали руку на плечо, легко похлопывая по нему; аудиалу – говорили шепотом: “ш-ш-ш”.

Для снятия утомления, предупреждения астенизации использовали цветные физкультминутки [6,7].

В ходе уроков использовали многочисленные дидактические пособия: красочные опорные схемы, тактильные дощечки, проволоку, пластилин, нитки, “волшебные мешочки”, аудиозаписи со звуками природы.

Результатом проделанной работы явилась разработка методических приемов мультисенсорного обучения детей (Приложение 3), нашедшее воплощение в уроках:

Русский язык, тема урока: “Парные звонкие и глухие согласные”.

Задания для детей с ведущим зрительным каналом восприятия и переработки информации (“визуалов”):

1. Рассмотрите рисунки и попробуйте определить, какие звуки больше похожи на глухие а какие на звонкие: д-т, б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с? Придумайте и свои примеры. Попробуйте подобрать каждому звуку свой образ;

 

2. В схеме слова фишками выделить звонкие и глухие звуки;

3. Использовать цвет для выделения звонких и глухих звуков (дети звонкие звуки выделяли желтым цветом, а глухие – коричневым).

Задания для детей с ведущим слуховым каналом восприятия и переработки информации (“аудиалов”):

  1. С закрытыми глазами произносить поочередно звонкие и глухие звуки (п, б, д, т…);
  2. Соотнести различные шумы со звонкими и глухими звуками (колокольчик, шелест листьев, плеск волн и т.д.);
  3. Использовать музыку для соотнесения со звонкими и глухими звуками (марш, колыбельная и т.д.).

Задания для детей с ведущим кинестетическим каналом восприятия и переработки информации (“кинестетиков”):

  1. При произнесении звука одновременно прикасаться к разным поверхностям “тактильных” дощечек (мех – наждак и т.д.) в поисках межмодального сходства, аналогии;
  2. Передать звонкий звук характером движения: звоним в колокольчик, хлопаем в ладоши; глухой звук – закрываем уши, ластик упал на парту.

Использование при разработке уроков многосенсорного подхода расширяет возможности достижения целей обучения и создает условия для развития всех сенсорных систем учащихся. Как показывает проведенная работа, при активизации межанализаторных связей процесс обучения становится более успешным. При этом подача нового материала одновременно по нескольким каналам восприятия – зрительному, слуховому, тактильно-кинестетическому предупреждает психосоматические и эмоциональные перегрузки ребенка, облегчает понимание новой информации и развивает каналы восприятия, которые у данного ребенка не являются ведущими.

Диаграмма 2

Перцептивный профиль учащихся

Литература

  1. Брэдвэй Л., Альберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться. – М.: ЮНВЕС, 1997 г.
  2. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа общеобразовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск: ГлавУОПО, 2003г.
  3. Дзятковская Е.Н. Учитель – ученик – родитель: как им понять друг друга!. – Изд-во “ЭО” РАО РС, 2003 г.
  4. Дзятковская Е.Н., Дзятковский Д.К., Дзятковский Д.Д. Русский язык для правополушарных. – Иркутск: ИПКРО, 2001 г.
  5. Костин А.К., Дзятковская Е.Н., Одинец Н.Г., Голенецкая Е.С. Здоровье и образование. Тезисы научно-практической конференции. – Иркутск, 2001 г.
  6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: Вако, 2005 г.
  7. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005 г.
  8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  9. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  10. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.