Психокоррекция эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать у детей понимание собственного “Я”, своей индивидуальности.

Задачи:

  • научить детей различать свои индивидуальные особенности (лицо, внешность, пол, возраст);
  • обучить выражать свои черты характера;
  • обучить умению мысленно, воспроизводить образ сверстника через собственное видение;
  • развивать чувство самоопределения в предметном мире.
  • продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дидактический материал:

  • зеркала на каждого ребенка (можно большое зеркало);
  • игрушки зверей, солдатиков, кукол и т.д.;
  • лист бумаги формата А4 и фломастеры;
  • 2 письма (1 – от сказочного героя, 2 – чистый).

Приветствие: Дети встают в круг, поворачиваются друг за другом. Первый, поглаживает руками по спине впереди стоящего ребенка и произносит слова: “Здравствуй Катя (Миша), я твой друг!” и так каждый по очереди.

Психолог: “Ребята, к нам в детский сад пришло письмо? Отгадайте от кого?”, -взрослый показывает конверт с картинкой сказочного героя. Дети отгадывают от кого.

Психолог: “Я прочитаю вам, что написано в письме?”.

После прочтения письма взрослый достает из конверта задания, игры, которые необходимо выполнить по просьбе сказочного героя.

“А, кто это там?”

Цель: позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, пол, и т.д., а также определять свои различия от сверстников.

Дидактический материал: зеркала.

Ход задания

Дети садятся на стульчики, под которыми находятся зеркала. Психолог: “Давайте, дети, мы посмотрим на себя в зеркало. А, кто это там? Посмотрите, девочка или мальчик? Посмотрите, какого цвета волосы? Какого цвета глаза? и т.д”.

Затем, рассмотрев себя в зеркале, дети смотрят друг на друга. Педагог предлагает обсудить с ребятами пройденное задание.

Творческая игра “Угадай, кто это?”

Цели обучает умению мысленно, воспроизводить образ сверстника через собственное видение.

Ход игры. Педагог выбирает одного из детей рассказчиком, с помощью считалки. Остальные дети стоят в кругу. Рассказчик должен всем рассказать о ком-нибудь из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер и т. д.

Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, подходит к узнанному по описанию ребенку, выводит его в середину круга к рассказчику, и они втроем, взявшись за руки, шагают под пение всех детей:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг.

Спев песенку, все дети хлопают в ладоши, а находящиеся в круге трое детей весело обнимаются. Затем рассказчик берет за руку того, о ком рассказывал, и встают в круг, а тот, кто угадал, становится рассказчиком.

Игру можно повторять многократно, пока все дети не пройдут роль “рассказчика” либо не устанут.

Дидактическая игра “Сказочные герои”

Цель. Игра воспитывает у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознания своего тела и его специфических особенностей.

Дидактический материал – игрушки зверей, человечков и прочее.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой, найти общее: с лисенком, петушком, медведем, клоуном, солдатиком, космонавтом, куклой Барби и др. Поощряются высказывания типа: “У мишки карие глаза, и у меня карие”, “И солдатик, и я смелые”, “Мы с клоуном вместе любим ходить в цирк”.

“Мой портрет”

Цель: позволяет обобщить полученные знания детей о своей индивидуальности, понимание собственного “Я”

Материал: литы бумаги А4 и фломастеры, музыкальное произведение “Малыш у моря”.

Ход задания. Психолог предлагает нарисовать детям свои автопортреты, которые будут отправлены письмом сказочному герою.

Подведение итогов: обсуждение с ребятами наиболее понравившихся задания и игр, отправление автопортретов 2 письмом. Получение фишек в качестве благодарности за участие детей в выполнении заданий.

ПРОЩАНИЕ: Дети встают в круг, руки кладут друг другу на плечи, ноги на ширине плеч. Затем, они начинают медленно раскачиваться в медленные стороны. Взрослый следит за выполнением движений.