Взаимосвязь "легкой" и "серьезной" музыки в песне Р.Паулса и И.Резника "Скрипач на крыше"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  1. Пробудить у учащихся интерес к выявлению проблемы взаимоотношений двух направлений в музыке – классической и популярной.
  2. Обучить умению коллективно размышлять и дискутировать по проблеме через групповые формы работы.
  3. Сформировать чувство личной ответственности за результат совместной деятельности.

Тип урока: Закрепление и обобщение.

Вид урока: Ролевая игра. По области деятельности – социально-психологическая, по характеру педагогического процесса – воспитывающая, творческая, коммуникативная, диагностико-психологическая.

Методы и приемы, используемые на уроке: Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, учебная дискуссия. Метод контроля и самоконтроля. Основной прием – визуализация.

Данному уроку должна предшествовать предварительная подготовка.

Этап предварительной подготовки.

На предыдущем уроке учащиеся знакомятся с текстом и музыкой песни Р.Паулса и И. Резника “Скрипач на крыше”, исполняют ее. Ученикам сообщается, что следующий урок пройдет в форме дискуссии. Учитель выбирает 3 - 4 учащихся (в зависимости от того, сколько будет групп) и предлагает собраться в группы по интересам (следующий выбирает следующего). Сформированным группам предлагается выбрать “лидера”.

Учитель объясняет “лидерам” их функциональные обязанности (ответственного организатора), а так же сообщает ролевые позиции других членов группы: “генератор идей” – человек, который умеет быстро мыслить и давать нетрадиционные идеи, “художник” - член группы, обладающий художественными способностями, “лектор” - тот, который сможет доходчиво объяснить решение проблемы. Помимо этого, в каждой группе обязательно должен быть “провокатор”, который будет задавать провокационные вопросы выступающим, и “адвокат”, который должен парировать вопросы “провокатора”. “Лидеры” групп проверяют готовность: наличие ватмана и цветных карандашей, фломастеров.

На этом этапе учитель также решает, кого он назначит “координатором” групп (ими могут быть даже учащиеся другого класса). C “координаторами” проводится предварительная работа, они заготавливают заранее карточки с фамилиями учеников той группы, команду которой они координируют и выставляют каждому оценку, по параметрам (включенность в работу, активность, коммуникативность). На уроке должны быть независимые эксперты – “наблюдатели”, как правило, это друзья из параллельных классов, коллеги-учителя, администрация, школьный психолог. Задача экспертов – наблюдать, а затем, в конце урока, дать оценку и психологический портрет групп или класса в целом.

Обязательным условием является наблюдение за временем, которое дается на тот или иной вид деятельности. Для этого выбирается “хронограф”, им может быть кто угодно, кроме учителя, так как в его обязанности входит роль “ведущего”.

ХОД УРОКА.

1.Огрганизационный момент.

У ч и т е л ь: Добрый день. Прошу вас пройти в кабинет и сесть за столы.

(На столах разложены карточки с номерами столов, бейджики с ролями, ватман, наборы фломастеров, маркеров и карандашей, а также - тексты песни “Скрипач на крыше”).

Сегодня наш урок пройдет в необычной форме, это будет урок - ролевая игра, прошу вас определиться в своих ролевых позициях. Перед вами лежат тексты песни “Скрипач на крыше” (автор слов Илья Резник, композитор Раймонд Паулс), с которой мы познакомились на прошлом уроке, предлагаю вспомнить эту песню и спеть ее. Уважаемые гости, перед вами лежат тексты (Приложение 1), надеюсь, и вы споете с нами.

Исполнение песни всем классом.

У ч и т е л ь: Какие чувства вызывает эта песня?
У ч е н и к : Удивления, грусти, переживания.
У ч и т е л ь :О ком или о чем идет речь? Какие два образа противопоставляются в песне?
У ч е н и к : В этой песне показаны музыканты, которые играют разную музыку.Скрипач исполняет “серьезную” музыку, а гитарист “легкую”.
У ч и т е л ь : О чем заставляет задуматься эта песня?
У ч е н и к : Песня заставляет задуматься о роли музыки в нашей жизни.
У ч и т е л ь : Какие проблемы ставит автор песни?

У ч е н и к : (возможные варианты ответов) Проблема “художника” и “толпы”. Проблема непринятия высокого искусства. Проблема противоречия между классической музыкой и доступной, популярной “легкой”.

Попытайтесь отобразить в рисунке ту проблему, которая по-вашему мнению, стоит наиболее остро в тексте песни. Подберите слова из песни или вспомните такое выражение, которое могло бы стать эпиграфом к вашей работе.

2 этап – внутригрупповой.

Учащиеся включаются в проблему и пытаются осознать ее путем размышлений и дискуссии в своей группе, при затруднениях они прибегают к помощи координаторов групп. Происходит выявление позиций, принятие решений, подготавливается сообщение. (15 мин.)

3 этап – межгрупповой.

Участники всех групп, по окончании времени, данного на оформление и обсуждение проблемы, выходят к доске. По 2 человека от группы, “художник” и “защитник проекта” – “лектор”, который рассказывает, как группа раскрыла проблему и отвечает на поставленные вопросы (каждый раз этот этап проходит по - разному, и нет возможности описать, что и как будет говорить выступающий, однако считаю возможным привести пример рисунков).

Разворачивается дискуссия по теме. Каждый работает согласно отведенной ему роли, но в конце все должны прийти к решению, что скрипач несет нам высокое духовное искусство, он исполнитель классической, “серьезной” музыки, которая не всем понятна – “мы почти не слышим музыки его”, а гитарист понятен всем, так как его жанр - популярная музыка, “легкая”. (20 – 25 мин.)

4 этап – заключительный.

У ч и т е л ь: Вот и подходит к концу наш урок, и надо выработать решение по проблеме и ответить на вопрос, можем ли мы решить проблему, которая существует между приверженцами этих направлений в музыке.

У ч а щ и й с я : Мы можем только обозначить эту проблему, но решить ее мы не можем.
У ч и т е л ь: Так что же получается, “Богу - Богово, а кесарю - кесарево”? Какой вывод мы можем сделать, после этого обсуждения?
У ч а щ и й с я: Музыка любая, если она красива, достойна понимания и почитания в равной степени.

5 этап – анализ.

Заслушивается решение экспертов, оценка работы групп по следующим критериям: идея рисунка, видение проблемы, эстетика рисунка, правомерность эпиграфа, защита мнений.

Оценка работы каждого участника урока дается “координаторами”.

Взяв за основу рисунки групп, психологрисует портрет” групп, и класса в целом.

ВЫВОД.

Как правило, этот урок вызывает интерес у учащихся, т.к. он основан на демократических принципах общения, неограниченной свободы действия каждого его участника, что способствует раскрытию творческого потенциала. Урок носит импровизационный характер.

Приложение.