Использование компьютерной презентации на уроке-обобщении по физике на тему "Тепловые явления"

Разделы: Физика


I. Физическая разминка.

Работа с карточками:

  1. учащиеся показывают обозначение физических величин;
  2. показать недостающую физическую величину в формулах:

    (слайд №2).
  3. какая из физических величин измеряется в :

    (слайд №3)
    .
  4. верно, или неверно записана формула? (Работа с сигнальными карточками: красного и зеленого цвета): (слайд №4).

(Учащимся раздаются карточки, на которых они будут выставлять себе баллы за выполнение заданий). Приложение 1.

II. Теоретический тест 1.  Работа с перфокартами  (слайд №5).

1. Какое движение называется тепловым?

а) равномерное движение отдельной молекулы;
б) непрерывное беспорядочное движение большого числа молекул;
в) равномерное движение большого числа молекул.

2. Какое из приведенных ниже предложений является определением внутренней энергии?

а) энергия движения и взаимодействия частиц, их которых состоит тело;
б) энергия, которой обладает тело вследствие своего движения;
в)  нет верного ответа
(слайд №6)

3. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию?

а) внутреннюю энергию изменить нельзя;
б) совершением работы;
в) совершением работы и путем теплопередачи.

4. Какой вид теплопередачи сопровождается переносом энергии?

а) теплопроводность;
б) конвекция и излучение;
в) конвекция.

5. Каким способом изменяется внутренняя энергия стальной пластины, если ее поместить на горячую плиту?

а) путем теплопередачи;
б) путем совершения работы;
в) внутренняя энергия не меняется.

(Заполненные перфокарты сдаются учителю.) (Cлайд №7).

III. Потрудились – отдохнем!

Вопросы для смекалистых:

  1. В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай одинаковой температуры. В каком стакане чай будет холодней? Почему?
  2. Два шарика одинаковой массы – свинцовый и стальной – падают с одинаковой скоростью на песок. Какой из них больше нагреется? Почему?

IV. Тест 2. 

В  этом  задании зашифровано слово; если  правильно ответить на вопросы, можно будет его прочитать (вписать в последний столбик недостающие буквы) (слайд №8).

1. Назовите физическую величину, показывающую, какое количество теплоты необходимо для нагревания вещества массой 1 кг на 1 °С. 

а)  удельная теплота сгорания топлива;
б)  удельная теплота парообразования ;
в) удельная теплоемкость;
г) среди ответов нет верных.

2. Какой буквой обозначают удельную теплоту парообразования?

а)   r
б)  Q
в)  q
г)   с
(слайд №9)

3. При каком процессе количество теплоты вычисляется по формуле Q = qm.

а)  при  конденсации
б)  при сгорании топлива
в)  при плавлении
г)   среди ответов нет верного

4.  Как изменится скорость испарения жидкости при повышении ее температуры, если остальные условия остаются неизменными?

а)   не изменится
б)  увеличится
в)  уменьшится
г)   может увеличиться, а может и уменьшиться
(слайд №10)

5. На рисунке изображен график плавления и  кристаллизации нафталина. Какая точка соответствует началу отвердевания?

а)   4
б)   3
в)   6
г)   5

Учитель:

Какое слово было зашифровано? (ответ: ТЕРМОМЕТР)

Хотите узнать историю создания термометра? (О ней расскажут учащиеся.)

Учащиеся:

Термометр впервые был изобретен Галилеем в 1592 г. (слово «термометр» впервые встречается в литературе в 1624 г.).

В приборе Галилея используется тот факт, что объем газа в баллоне с трубкой зависит от температуры. Поэтому по изменению объема газа можно судить и об изменении температуры. Прошло много времени, прежде чем появились спиртовые и ртутные термометры. К концу XVIII  века в ходу было около двух десятков различных термометрических шкал. В конце концов восторжествовал принцип построения термометрических шкал, предложенный голландским стеклодувом и физиком-любителем Фаренгейтом и шведским астрономом Цельсием. Принцип основан на использовании двух реперных точек, т.е. тепловых состояний, отличающихся своим постоянством. Такими точками были температура таяния льда и кипения воды при  нормальном атмосферном давлении. Лед и вода выбраны, потому что они более доступны.

В 1742 году Цельсий предложил такой способ градуировки, т.е. создания шкалы термометров: термометр приводился в контакт с тающим льдом и после установления теплового равновесия, уровень жидкости отмечался числом 100, затем тающий лед заменялся кипяченой водой. Новый уровень жидкости отметили числом 0. Весь промежуток поделили на 100 частей – градусов. Через 8 лет, т.е. в 1750 г. шкалу перевернули и в таком виде пользуются до сих пор:  0° – температура таяния льда, 100° – температура кипения воды. Этой шкалой мы  пользуемся сейчас. Но есть и другие шкалы: шкала Реомюра, Фаренгейта, Кельвина.

V. Физическое лото.

Учитель.

У вас на столе лото. На карточке вопросы, найдите правильные ответы и накройте вопросы. По окончании неверные (по вашему мнению) ответы, отложите в сторону. Теперь переверните каждый ответ. Что получилось? (ФИЗИКА.)

VI. Итог урока.