Урок физики по теме "Масса тела"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Ввести физическое понятие массы, как меры инертности тел.
  2. Развивать логическое мышление и умение делать выводы из просмотренных демонстраций.
  3. Воспитывать уважение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Два ученика решают задачи у доски.

  • за какое время плывущий по течению реки плот пройдет 15км, если скорость течения реки 0,5м/с?
  • в течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 72км/ч. Какой путь прошел за это время?

Устная работа с классом по графикам движения.

  • определить путь, пройденный телом за 4с (рис. 1).
  • по графикам определить скорость каждого тела. У какого тела скорость больше? (рис. 2)

устный счет

  • скорость тепловоза 28м/с, а автомобиля 36км/ч. Что из них быстрее?
  • скорость скворца 72км/, а скорость велосипедиста 25м/с. Кто из них быстрее?

Миша бежит со скоростью 18км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12м/с. Догонит ли Миша Сашу?

3. Демонстрация опыта

Прежде, чем перейти к изложению нового материала, демонстрируется
опыт с тележками. В первом опыте, когда мы рассматриваем систему “те
лежка - пластинка” механическое движение не возникает

При взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возникновение механического движения у двух тележек.

Делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.

Вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей. Причем, скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другим меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более подвижно (более инертно), вводится понятие инертности.

4. Новый материал.

Масса и инертность

Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?

Из проведенных опытов ученики делают вывод, что тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы.

Таким образом, масса - это мера инертности тел. Следовательно, инертность - свойство присущее всем материальным объектам (материальным точкам).

Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:

  • если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
  • если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.

За единицу массы в системе СИ принят 1 килограмм. Эталон массы хранится в г. Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах.

Производными единицами являются:

1г = 0,001кг

1т= 1000кг

1мг = 0,000001кг

1ц= 100кг

Масса в физике обозначается буквой т.

5. Закрепление пройденного материала

Разобрать решения задач №№ 195-197 задачника. Отдельно можно предложить некоторым ученикам задачи повышенной трудности.

Задачи повышенной трудности:

Порожняя тележка массой 2кг, двигаясь со скоростью 2м/с, столкнулась с груженой тележкой. Вследствие столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4м/с. Какая масса груженой тележки? (Ответ: 10кг)

Человек, бегущий со скоростью 8м/с, догнал тележку, двигающуюся со скоростью 2м/с, и вскочил в нее. В результате скорость тележки стала 6м/с. Какова масса человека, если масса тележки 40кг? (Ответ: 80 кг)

6. Итог урока.

Оценки за урок. Рефлексия.

Что нового узнали для себя?

Что такое масса?

7. Домашнее задание.

§ 19, задачи каждому ученику

Приложение