Личностно-ориентированное образование как условие саморазвития учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.

Создание технологий и способов развития личности, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и которые, запуская механизмы саморазвития, обеспечивают готовность личности к самореализации, самоконтролю и самокоррекции, социальной адаптации – вот один из основных приоритетов образования.

Вопросы становления самоопределения и саморазвития человека находят отражение в Государственном образовательном стандарте Российской Федерации. Решение данной проблемы предполагает анализ содержания образования и систематизацию наработанный практического опыта.

Основные проблемы, выявленные нами, заключаются в определении:

критериев отслеживания жизненной успешности учащихся, продуктивности деятельности педагога и эффективности применяемой технологии;

в проектировании технологий развивающих способность к саморазвитию.

Объектом особого внимания становится восприятие ребенком образа своего "Я", самооценка, мотивация, уровень притязаний, способность к самоанализу и самоопределению, социальный статус, способ и стиль учения, и их влияние на развитие творческих способностей учащегося, его успехи в учебной деятельности, взаимоотношения с учителями, родителями, товарищами и, наконец, с самим собой, психологическое здоровье школьника.

Таким образом, развитие способности к саморазвитию на начальной ступени образования, продуктивность работы педагога в данном направлении и эффективность применяемой технологии мы предлагаем оценить через следующие критерии, представленные в таблице № 1.

За последние годы была разработана и апробирована программа исследования, подобраны соответствующие методики и способы контроля, выбираемые педагогом в зависимости от условий педагогического процесса.

Таблица 1

Базовые критерии Контрольные критерии
  • уровень образованности
  • уровень мотивации
  • уровень самооценки
  • уровень притязаний
  • способность к самоанализу и самоопределению
  • статус учащегося в группе
  • владение способами учения
  • степень социальной адаптации в 1 классе
  • степень социальной адаптации в 5 классе

Особое место занимает проблема проектирования технологий развития способности к саморазвитию.

Необходима целостная технология, применяемая, внедряемая и разрабатываемая учителем, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, и своего профессионального мастерства, в умении использовать наиболее эффективную технологию или технологический прием в той или иной области, в зависимости от конкретных условий образовательного процесса.

Основа такой технологии заложена, на мой взгляд, в личностно-ориентированных технологиях обучения и воспитания.

Для их внедрения важна реализация следующих позиций:

  • личностно-ориентированное обучение должно обеспечить развитие и саморазвитие ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей, выявленных с помощью специальных исследований;
  • образовательный процесс при личностно-ориентированном обучении строится на основе способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивационных особенностей, субъектного опыта, возможности реализовать себя в процессе познания учебной деятельности, а так же с учетом особенностей этого пути, определяя способ и стиль учения у каждого конкретного учащегося;
  • личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности содержания, форм и методов обучения, выбор которых осуществляется педагогом с учетом индивидуального развития ребенка.

Особое внимание, по моему мнению, следует обратить на развитие самооценки и творческих способностей учащихся, как основы способности к саморазвитию.

Ядром технологии являются следующие методы формирования самооценки учащихся:

  • оценивание на безотметочной основе с использованием дискрептивных шкал оценивания;
  • взаимооценки, групповые и самооценки учащихся;
  • методика "Волшебные линеечки" (Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова);
  • рефлексивный самооценочный дневничок (на основе которого в настоящее время ведется разработка самомониторинга учащегося).

Развитие творческих способностей учащихся через участие в выставках, конкурсах, викторинах, концертах, олимпиадах, коллективных творческих делах, инсценировках, классном театре, является одним из важнейших элементом в представленной технологии.

Системой контроля для реализации, данной педагогической технологии является программа исследования уровня развития учащегося.

Вся полученная информация поступает в педагогический мониторинг личностных достижений учащихся – единую форму накопления и обработки информации из всех видов диагностики, что обеспечивает эффективность и целенаправленность ее использования, а так же способствует управлению образовательным процессом по результату, возможность коррекции задач, технологии и средств обучения с учетом полученных результатов.

Технология контроля базируется на системе параметров и критериев "образовательного ментального опыта" Е.А. Климова, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной.

Такой подход позволяет оценить результат образования в плане способа его достижения, и проследить уровень развития самосознания, самооценки и саморазвития ребенка, а также оценить образованность в единстве ее составляющих.

Кроме того, такой подход отражает идеи гуманистической педагогики в том, что все дети способны к творчеству, социальной адаптации, но у каждого ребенка свой путь развития.

На основе данных параметров и критериев разработана диагностическая модель, обеспечивающая возможность перехода от заявленных критериев оценки к уровням достижения стандарта, взаимосвязь системы рейтинговой оценки и традиционной шкалы.

Это повышает объективность оценивания, уровень мотивации к учебной деятельности, удовлетворенность образовательным процессом, влияет на развитие способности к саморазвитию.

Данная работа ведется на протяжении нескольких лет. Об ее успешности можно судить по данным исследования:

За период обучения в начальной школе значительно повысился уровень развития самооценки учащихся, ее адекватность; уровень притязаний в соответствии со стремлениями и возможностями ребенка. Удалось развить способность к самоанализу и самоопределению (59% учащихся имеют высокий уровень ее развития), повысить уровень образованности детей, самокритичность и объективность самооценочного суждения. Значительно вырос уровень мотивации учащихся – до 70% пятиклассников обладают положительно-направленной мотивацией к учению.

Приложение 1.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод об успешной социальной адаптации учащихся на следующей образовательной ступени, в 5 классе, а так же эффективности и целесообразности применения личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания, направленных на максимальное развитие и саморазвитие, познание и самопознание, совершенствование и самосовершенствование личности учащегося.