Программа обучения школьников литературному творчеству как средство целенаправленного руководства развитием литературно-творческих способностей

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Стихи, как известно, начинаются с урока в школе… И возрастная психология давно выделила ряд своеобразных черт, отличающих психический облик ребенка на рубеже дошкольного и школьного детства. Зачастую эти черты вступают в противоречие с требованиями традиционного обучения и потому так же традиционно оцениваются только негативно, как возрастные “слабости”. Но те же “недостатки” детской психики, если посмотреть на них с точки зрения педагогики искусства, вдруг превращаются чудесным образом в достоинства – в тот исходный потенциал, который может стать основой способностей к художественному творчеству.

Современный этап развития науки, искусства, образования, демократизации общественных процессов предполагает обновление педагогических форм и методов, применяемых к школьнику, более глубокий подход к индивидуальным особенностям личности школьника, к развитию творческих способностей.

Новые учебные программы требуют новых учебных методик, а также создания теоретической психолого-педагогической основы для развития творческих способностей школьников. Однако в общей теории педагогики отсутствуют научно-разработанные подходы к частным учебным дисциплинам, предполагающие развитие литературно-творческих способностей (ЛТС) учащихся и их реализацию в условиях общего и дополнительного образования.

В силу своей особой значимости проблемы развития ТС изучались представителями различных направлений науки в следующих областях и направлениях: философские и методологические проблемы творчества (Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский, А.Г. Спиркин); психология творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.М.Теплов).

Вопросы, связанные с образованием личности стали предметом изучения в работах многих авторов: В.И. Загвязинский, Я.Л. Коломинский, Л.М. Фридман (общие и специфические особенности творческой педагогической деятельности); И.П. Волков (проблемы развития творческих способностей учеников средствами отдельных учебных предметов); В.А. Канн-Калик (типология творческого поведения учителя в коллективе и модели творческого педагогического процесса). Проблемы инновационной деятельности педагога (Л.С. Подымова, В.А. Сластенин) и развития творческого потенциала педагога и школьников (В.И. Андреев) рассматриваются в параметрах творчества.

По мнению Л.С. Выготского с творчеством мы имеем дело не только при создании великих исторических произведений, но и тогда, когда человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев; поэтому творческая деятельность – это такая деятельность, которая создает “нечто новое, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке”.

Творчество рассматривается как процесс создания новых, оригинальных материальных и духовных ценностей, имеющих общественную значимость (С.Л. Рубинштейн), социальную значимость и прогрессивность (В.И. Андреев). При этом правомерно отмечается необходимость учета нравственных начал, которые побудили человека к творчеству, так как результатом истинного творчества является развитие человеческой личности, развитие человеческой культуры в целом.

Исследователи (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский) полагают, что новизна и преобразование (нового результата или оригинальных путей и методов его получения) это две наиболее существенные характеристики творчества, более того, преобразование должно быть созидающим, иначе мы имеем дело не с творчеством, а “антитворчеством”.

Творчество рассматривается как источник развития, механизм движения атрибута материи, механизм продуктивного преобразования, развития личности. Отмечается, что реальное взаимодействие и развитие составляют неразрывное единство, продукты развития – это продукты взаимодействия. Для исследования литературно-творческих способностей вывод Я.А. Пономарёва о том, что творчество выступает как критерий и форма развития является значимым. Следовательно, можно предположить, что развивающее обучение возможно только при творческом подходе педагога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности обучаемых и обучающих.

В ходе анализа научной литературы по проблеме было установлено, что в основе любой творческой деятельности лежит прогноз, предвидение, предвосхищение её вероятных результатов (anticipation).

В чём же заключаются особенности литературно – творческой деятельности школьников?

Для успешной реализации творческой деятельности, считает В.И. Андреев, необходимо соблюдение следующих условий:

  • наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • социальная и личная значимость и прогрессивность;
  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • наличие субъективных (личностных качеств-знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • новизна и оригинальность процесса и результата.

Итак, на основе вышеизложенного, представляется возможным сделать следующие выводы:

  • под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития;
  • для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности);
  • результаты творчества должны обладать новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью;
  • творческая деятельность осуществляется посредством специфических процедур, которые поддаются лишь относительной алгоритмизации.

Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей. Но и в этих условиях обучающиеся будут различаться по самостоятельности и художественному результату своего творчества.

С одной стороны, все дети обладают достаточными предпосылками для развития литературно-творческих способностей. С другой – даже в благоприятных психолого-педагогических условиях уровень развития этих способностей продолжает оставаться разным. Нет ли здесь противоречия? И откуда берутся те (пусть редко встречающиеся) дети, которых никто не выводил из игры в художественное творчество, не развивал при помощи специальных заданий, но которые сочиняют сами и сочиняют успешно? И что делать, если на нашем пути встретился вот такой как бы особо одаренный ребенок? Чтобы хоть в какой-то мере приблизиться к ответам на эти чрезвычайно сложные вопросы, обратимся к образцам творчества авторов разного возраста.

Вот стихи десятилетней девочки.

БАБУШКЕ

В нашем доме бабушка-
Добрая хозяюшка:
Раньше мамы встанет,
Кашку утром сварит.

А в обед такой борщец-
Позавидует отец!
Ей на месте не сидится-
На все руки мастерица.

Её руки золотые,
Её волосы седые-
Все достойно уваженья
В ее годы без сомненья.

Я люблю свою бабулю,
Обниму ее родную,
Поцелую крепко-крепко,
Жаль, что видимся мы редко.

Эти стихи двенадцатилетней девочки.

ТВОЯ ДОЧЬ

Лучше мамы нет на свете-
Знает каждый на планете.
И сейчас в минуту эту
Я хочу тебе заметить,

Что любовь и взгляд твой нежный
Помогает быть прилежной.
Я хочу во всем помочь-
Вот какая твоя дочь!

И хочу, чтоб мной гордилась
За успехи, не сердилась
Очень часто на меня,
Потому что я твоя!

А эти стихи написала девочка четырнадцати лет.

Маме

Проходят дни, летят сквозь вечность,
И мы становимся взрослей.
И в круговерти бесконечной
Лишь матери любовь сильней.

Она всегда со мною рядом:
Совет мне даст, слезу утрет,
По голове меня погладит,
“Люблю тебя”,- произнесет.

Ее слова, прикосновенья,
Она сама – дороже нет.
И имя ласковое – мама
Мне излучает только свет!

Три автора сочинили стихи сами, без помощи взрослых, т.е. сами открыли для себя область искусства и сами нашли способ как-то в ней действовать. Сами нашли они и средства для воплощения своего замысла – обратились к стихотворной речи, нашли определенные выразительные средства – от лексических до синтаксических. Казалось бы стихи совершено одинаковые: тема любви к родным и близким – бабушке, маме. Но опытный глаз сразу различит в этих творческих работах “проекции” трех совершенно разных путей и различных “профилей” одних и тех же литературно-творческих способностей.

Автор стихотворения “Бабушке” перечисляет достоинства родного человека, лексика проста, отсутствуют красота художественного слова и пластика – рифмованное стихотворение, непосредственное, детское. Но в то же время в стихотворении есть все, что необходимо для поэтического произведения: образ, рифма и размер стихосложения.

Для автора стихов “Твоя дочь” важнее всего выразить свою нежность к маме и подчеркнуть родство не только внешнее, но и родство внутреннее: поступки. Стихотворение не кажется простым по содержанию, хотя и не богато литературной формой. Но какой замечательный вывод в конце стихотворения, сколько эмоций! Главное для девочки передать в тексте задушевность и интонацию.

Стихотворение третьей девочки очень отличается от двух предыдущих более серьезным осмыслением: для нее мама в жизни значит очень много. Для того, чтобы подчеркнуть роль мамы, девочка умело использует художественные средства языка, усиливающие богатство речи, способность подчеркнуть главные достоинства родного человека. Ритм произведения четкий, интонация мелодичная – и это тоже выражение определенных эмоций.

Значит, для каждого ребенка существует оптимальная точка отсчета развития, и эти точки могут быть разными. И сам ребенок может начать превращать свои предпосылки в способности, ориентируясь на совершенно разные стороны искусства – от формальных до содержательных.

Кому из наших авторов больше повезет в обычной житейской ситуации? Возможно, первому. Взрослые, скорее всего, отреагируют на его владение формой стиха, явно превышающее возрастные возможности других детей, и произведут его в поэты. И этот факт станет педагогической ошибкой, а в последствии “звездной” болезнью.

А вот в эмоциональном стихотворении второй девочки можно и не увидеть ростки собственного поиска. Наверняка отнесутся к ее творению, как к чему-то не совсем серьезному, к детскому, преходящему. И здесь главная задача педагога – поддержать ребенка в самом начале его творчества.

О третьем стихотворении скажут, что слишком лиричное, много эмоций и т. д. Но все дело в том, что все три автора в своих попытках совершенно серьезны. И одинаково вредно выдавать авансом признание первому, так и не замечать глубины переживаний второго, творческого замысла третьего.

Лучше запомнить два золотых правила: никогда не давать понять ребенку, что у него отсутствуют способности, и не навязывать темы для творческих работ. У ребенка в творчестве должна быть полная свобода. Пришло озарение, посетила муза – начинается творческий процесс…

Различия в литературных способностях уходят своими корнями глубоко в детство и некоторое “забегание вперед” в развитии, скажем, чувства языка еще ничего в дальнейшей творческой судьбе автора не решает: он может так и не обрести своего собственного индивидуального голоса. А расслышать этот единственный голос – и есть первая задача того, кто взялся оценивать способности ребенка или руководить их развитием. Сделать это, конечно же, значительно труднее, чем ткнуть пальцем в “нескладные” строчки или объяснить ребенку логическую ошибку. Но если мы берем на себя эту роль – руководство развитием литературно – творческой способностей обучающихся, то берем и ее трудности, и всю ответственность за наши оценки и советы.

И здесь главные задачи педагога заключаются в следующем:

1.Создать условия для выявления и развития одаренности школьников.

2.Поддержать ребенка и помочь ему развивать ЛТС. Развивать ЛТС – значит “вооружать” обучаемого способом деятельности, принципом выполнения работы.

В то же время необходимо знать, что литературная художественность достигается, когда у ребенка появляется желание выполнить задание как можно лучше. Такое стремление надо стимулировать, поддерживая похвалой за удачно подобранное слово или интересную сюжетную находку, индивидуальные проявления. Ребенок должен знать, что его работа получилась хорошо, а не плохо, что его работа нужна и интересна. Чтение творческих работ вслух на уроках литературы и русского языка, занятиях кружка или студии – лучшая форма поощрения. Ориентируясь на успех других обучающихся, дети острее чувствуют реальность намеченной ими цели.

Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы работа ученика непосредственно над сочинением начиналась с обдумывания его темы, содержания. Это позволяет сделать творческий процесс более целенаправленным, избежать ошибок в композиции творческой работы. Однако педагог не должен вторгаться в сюжет или систему образов, но указать на отсутствие логической связи между частями работы (стихотворение, рассказ, сочинение) часто бывает необходимо. Для этого, как правило, просматриваются черновики, делаются некоторые пометки. Однако с целью выработки положительной мотивации детей по отношению к литературному творчеству следует иметь в виду, что зажечь в ребенке искорку вдохновения гораздо труднее, чем погасить ее. В этом существенную роль может сыграть любая мелочь, даже незначительная на первый взгляд. Опыт убеждает, например, в том, что самостоятельные творческие работы школьников лучше править не красными чернилами, ибо они ущемляют личное достоинство и поэтому тормозят воображение. Внимание педагога заслуживают внутренние творческие поиски, работа мысли, фантазии, переживания ученика. На основе их повседневные события жизни преобразуются в волшебный сюжет. Ребенок поднимается в собственном воображении на новый интеллектуальный уровень, иначе оценивает собственные мысли, поступки. Развитие ЛТС ученика происходит и во время обсуждения творческой работы. Дети с большим интересом слушают того, кто готов представить их вниманию новое творение. По-разному можно организовать прослушивание: можно заранее подготовить тексты творческих работ, чтобы каждый ребенок мог высказать свое мнение, но очень осторожно, не умаляя достоинств другого, чтобы каждый мог предложить свой вариант текста, либо какой–то его части. Можно организовать совместное редактирование и посмотреть, что из этого получится. Обязательно дать оценку данной творческой работе и подумать, как можно поощрить ребенка. Поощрением может быть публикация в детской газете, публичное выступление на мероприятии (школьный праздник, городской, сюжет на телевидении); участие в конкурсе литературного мастерства, публикации творческих работ в СМИ, сборнике стихов и другие формы поощрения.

Глубина понимания детской души, творчества в любом его проявлении всегда была для меня загадкой, тайной, которую я раскрываю вот уже 25 лет. Знаю точно, что всегда просто работала и не задумывалась ни о системах, ни о концепциях, технологиях. Хотя с интересом читала об опыте и мастерстве других педагогов. Самое интересное, на мой взгляд, и близкое мне по духу я брала у новаторов и претворяла в своей практике.

Сначала были уроки-концерты после изучения творчества поэта, звучали стихи, песни, инсценировались эпизоды произведений и рождались первые рифмованные стишки “Подражая Пушкину, Лермонтову”. Я старалась разнообразить уроки литературы: урок – суд, урок – диспут, урок – композиция, применяя метод проектов. Но программа по литературе и структура урока не позволяли более глубоко изучить литературное произведение, а самое главное – войти ученику в образ героя. И мы с моими учениками решили создать первый эпилог “По страницам “Войны и мира” Л.Н. Толстого”.

Во время подготовки дети выявляли индивидуальные творческие и интеллектуальные возможности. Учитывая личные желания и потребности, мы поставили задачу: войти в роль, добиться ее выразительности, звучности, эмоциональной окрашенности.

Каково же было изумление, когда Андрей Болконский научился танцевать, Пьер Безухов (его роль исполнял очень полный мальчик) сумел привлечь внимание зрителей своей яркой речью….

Были еще эпилоги, были спектакли, которые помогали в преодолении скованности, боязни собственного голоса.

Эта внеурочная деятельность изменила отношение к урокам литературы – качественная успеваемость в старших классах достигла 100%; по результатам анкетирования в конце года в графе “любимый предмет” дети поставили на первое место уроки литературы и русского языка.

Перелистывая страницы собственного труда, я пришла к выводу, что уже имею право представить и основные положения, уже сложившиеся, и те, которые, я считаю, обязательно найдут место в основном и дополнительном образовании.

Приступая к работе над программой, я сформулировала гипотезу.

Гипотеза состоит в предположении о том, что уровень развития литературных способностей детей значительно повысится, если будут созданы следующие педагогические условия:

  • творческий подход к отбору и организации содержания знаний, умений и навыков;
  • модель формирования литературно-творческих способностей
  • педагогическая технология реализации предлагаемой модели для развития литературно-творческих способностей школьников и молодежи

Итак, предмет исследования – педагогические условия определены и сформулированы и я задаю себе вопрос: Какие дети должны посещать занятия литературного объединения?

Для этого были разработаны простые способы мониторинга по выявлению интересующих меня литературных способностей:

  • тестирование;
  • анкетирование;
  • опросник.

В результате определился и объект исследования – образовательная литературно-творческая деятельность школьников и молодежи.

Программа развития литературно-творческих способностей рассчитана на 5 лет обучения в системе основного и дополнительного образования для учащихся учебных заведений города в возрасте 10-17 лет и предусматривает консультативно-дистанционное обучение для выпускников-студентов и учащихся учебных заведений, где обучаются выпускники литературного объединения “Юность” в возрасте до 21 года.

Содержание программы по развитию литературных способностей было разделено на 3 этапа:

если на I этапе развития литературных способностей осуществлялся анализ научной литературы по педагогике, психологии знакомство школьников с историей стихосложения, 2-х и 3-х сложными размерами, обучение простейшим навыкам создания простейших творческих работ;

то на II этапе  определялись и формулировались цель, объект, предмет, гипотеза, задачи деятельности. Определены педагогические условия развития ЛТС. Разработана учебная программа развития ЛТС в условиях основного и дополнительного образования “Литературная гостиная Юность” В эксперименте шесть классов школы №4 и участники литературного объединения 32 человека в 2-х группах из других школ города: №8,10,1,5,6.

Обучающиеся осваивают специфику образного восприятия,  варианты передачи образа в поэзии;  обучение умению использовать 2-х и 3-х сложные размеры стихосложения и художественные средства языка в своих творческих работах различного жанра.

На III этапе развития литературно-творческих способностей проведено обобщение результатов исследования, внедрение в практику работы в школах города; на курсах повышения квалификации (Москва –IV – VII Всероссийский фестиваль “Адрес детства Россия”; городских и окружных конкурсах педагогического мастерства. В эксперименте приняли участие пять классов школы №4 и участники литературного объединения в количестве 74 человек в 3-х группах шести учебных заведений города. В связи с этим, литературная гостиная получила статус городской и стала называться “Городское литературное объединение “Юность”.

Главная тема для обучающихся на III этапе – тема поэта и поэзии – знакомство с творчеством поэтов классиков, поэтов города, округа, поэтов-современников (творческие встречи, поездки, мастер – классы с поэтами, конкурсы литературного мастерства, выпуск газеты “Литературный альманах”.)

Использование своеобразных методов и приёмов с учетом личностных особенностей и возможностей обучающихся ориентирует педагога на изучение мотивации творчества подростков, конструирование специфических умений и навыков.

Путь к познанию себя открывается через творчество, и в нём обучающийся раскрывает себя и своё видение окружающего мира. Это создаёт видение и своей уникальности, неповторимости и помогает определиться обучающемуся в выборе профессии.

Отсюда и название программы “Юность” – это переходный период, когда совсем юные становятся молодыми юношами и девушками, стремящимися к самопознанию, самореализации – одним словом, продолжают развивать литературно-творческие способности на новом этапе жизни.

Настоящая программа действует при поддержке наставника литературного объединения, члена Союза писателей России Карякина А.С.

Программа рецензирована д.п.н., профессором, зав кафедрой журналистики и литературы Югорского государственного университета Семеновым Александром Николаевичем и

д.п.н., профессором, зав кафедрой раннего языкового образования Удмуртского государственного университета Утехиной Аллой Николаевной.

Анализ результатов проведенного эксперимента показал рост количественного состава участников литературного объединения “Юность”. Если в первый год эксперимента (2001-2002) занимались 5 учащихся одной школы, то в последующие годы число участников выросло до 111 человек (2005-2006), учащихся других учебных заведений города, что показывает положительную динамику.

Кроме того, эксперимент подтверждает высокий уровень обученности участников объединения (2004-2005). В группе первого года обучения из 13 учащихся двое показали высокий уровень по результатам теста, 6 – средний и 5 – низкий. Из 42 учащихся второй группы высокий уровень у 23, средний – у 12 и низкий у 8 детей. Учащиеся двух групп первого и второго года обучения имеют возможность продолжить обучение на следующий год соответственно: дети первого года обучения – 4 года, дети второго года обучения – 3 года. Но это вовсе не значит, что ребёнок не может перейти из одной группы в другую. Он может выбирать, где ему комфортнее. И всё-таки главным в развитии литературно-творческих способностей является не количество, а качество: пусть будет даже одна группа из 10-12 детей, пусть даже меньше, но если кто-то из них стал победителем на конкурсе литературного мастерства любого уровня, возможно один ребёнок (а таких детей – победителей за девять лет более 250); и если кто-то из выпускников стал студентом факультета журналистики или другого, связанного со словесным творчеством (а их одиннадцать), то это результат.

Факторы успешности заключаются в разнообразных формах учебной деятельности: групповые, индивидуальные для очной формы обучения и консультативно-дистанционные для заочной (выпускники).

Это разнообразие форм и видов занятий позволяют учащимся самостоятельно принимать решение об участии в том или другом мероприятии. Тем более что содержание программы каждого года обучения предусматривает освещение теоретических и практических вопросов, творческих встреч, направленных на развитие ЛТС: “Искусство слова”, “Рифма и способы рифмования”, конкурсы литературного мастерства, экскурсии. Положительным фактором успешного развития ЛТС является тесное сотрудничество с писательскими организациями Союза писателей России городов Самара, Советский, Ханты – Мансийск, Москва.

Результаты развития литературно-творческих способностей на занятиях литературного объединения “Юность” превзошли ожидаемые.

За 9 лет деятельности

  • школьники становились дипломантами и победителями конкурсов и фестивалей литературного мастерства разного уровня: от городских до международных;
  • выпущено несколько сборников стихов (“Литературная гостиная “Юность”, “Юность “Урая”, “Я жду весны”), последние два вошли в литературный фонд России.
  • творческие работы публикуются в книгах и журналах Всероссийского уровня “Урал” и “Русское эхо”, “Детское творчество”.
  • объединение имеет свою газету “Литературный альманах”.
  • литературное объединение “Юность” разрабатывает и проводит литературные конкурсы, семинары городские и региональные.
  • одиннадцать выпускников объединения определились в выборе профессии, связанной с литературным творчеством и журналистикой.

Таким образом, педагогические условия: творческий подход к отбору и организации содержания знаний, умений и навыков; модель формирования литературно-творческих способностей и педагогическая технология реализации предлагаемой модели для развития литературно-творческих способностей школьников и молодежи в деятельности литературного объединения “Юность” в течение девяти лет дает положительные результаты и основания полагать, что программа образцового детского коллектива “Литературное объединение “Юность” эффективна.

Осваивая программу, дети обучаются, развиваются.

Но есть еще и другая сторона: уже в процессе работы в школе и в дополнительном образовании ощущаешь наличие второй плоскости педагогики, которая возникает не между учителем и учеником, как первая, а между людьми, личностями. Эту сторону невозможно описать в учебниках и знать в рамках теорий и понятий. Она ощущается на уровне флюидов.

Это осознаешь, когда приходишь на занятия литературного объединения, где становишься просто человеком, мамой, старшей сестрой и счастливой женщиной. Потому что знаешь, сегодня кто-то раскроет частицу своей души в новом творении – сказке, рассказе, стихотворении. И я берегу каждого из своих воспитанников, ведь душа каждого человека, может быть, юного поэта, такая хрупкая, ранимая.

Огромную радость испытываешь, когда видишь, что на занятие пришел еще один ребенок, когда понимаешь, что помог ребенку раскрыться, проявить свои творческие способности, найти себя, осмыслить и понять, что он нужен на этой земле, он представляет ценность. “И в этой связи предмет деятельности – живая, развивающаяся, обладающая неповторимым “Я” личность ученика. Именно на совершенствование процесса развития этой личности и должны быть направлены любые педагогические нововведения”. (Сластёнин В.А. Педагогика: инновационная деятельность).

…Юность, я с тобою обвенчана,
Мне с тобой всегда по пути.
Мной так много еще не сказано,
Не написано, узнано, не ….
Я – такая живая и разная!
Я такая (почти) как все.

Жизнь, готовься: тебя не милуя,
Отвоюю, возьму всю-всю…
Не сгорю до конца, не остыну я,
Ведь любовь я в себе несу!

(Елена Корж, выпускница литературного объединения “Юность”, 2000г.)

Используемая литература

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Казан. Ун-та, 1996. Кн.1.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
  3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
  4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
  5. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960
  6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
  7. Сластёнин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. – М.:ИЧП Издательство Магистр, 1997.

Приложение 1

Приложение (фото)