Программа предпрофильного курса для учащихся 9-х классов "Энергия. Энергопотребление. Проблемы экологии"

Разделы: Физика


Цели курса

 1. Социально-психологическая.

  • Создать мотивационную основу для осознанного выбора естественнонаучного профиля;
  • Создать условия для формирования коммуникативных, информационных и исследовательских компетенций.

2. Академическая.

  • Формировать понятие энергетики как области практической деятельности человека;
  • Моделировать систему знаний о видах, источниках и формах накопления энергии через обеспечение практической направленности курса (лабораторные работы, демонстрации, экскурсии);
  • Раскрывать тесную связь энергетики с проблемами экологического состояния биосферы.

Задачи курса

  • Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
  • Создать условия для принятия решения о выборе предпрофильного обучения, для самоопределения направления дальнейшего самообразования;
  • Способствовать формированию теоретических и практических умений обрабатывать информацию.

Описание работы

Программа курса предназначена для учеников 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения, и рассчитана на 17 часов. Она состоит из 5 разделов:

№ п/п

Раздел

Содержание учебного материала

1.

Введение

Значение энергетики для жизнедеятельности человека

2.

Работа и измерение энергии.

Работа, как форма передачи энергии. Поднятие груза, движение по шероховатой поверхности, завод часовой пружины. Расчет работы.
Простые механизмы (рычаг, блоки, винт, ворот, домкрат). Плечо. Момент силы. Правило моментов. Система блоков. Отношение сил, отношение расстояний. Применение простых механизмов.

3.

Энергия. Её формы.

Механическая энергия. Закон сохранение энергии. Химическая, ядерная, тепловая, электрическая, магнитная энергии. Пища- источник энергии. Усталость.

4.

Энергопотребление.

Источники энергии (традиционные и нетрадиционные). Преобразование солнечной энергии. Народонаселение. Как прокормить всех.

5.

Экология.

Загрязнение окружающей среды. Риск аварии. Утечка радиации. Захоронение отходов. Пути решения экологических проблем. Глобальная катастрофа.

 В программе используется материал следующих тем: «Работа. Мощность. Энергия», «Закон сохранения энергии», «Статика», «Теплопередача и работа», «Основы термодинамики», «Ядерная физика», «Электрические явления».

Предполагается выход за рамки традиционного учебного предмета. Данный курс знакомит учеников с проблемами и задачами энергетики, требующими синтеза знаний по химии, географии, физики, математики. Дает возможность мотивировать интерес учащихся к предмету физика. При проведении занятий курса запланирована организация самостоятельной групповой работы, практические занятия, лабораторные работы, семинары, экскурсия на ЮВЭС, лекции, интерактивные формы работы.

В результате изучения курса учащиеся:

 1. Познакомятся:

  • c традиционными и нетрадиционными источниками энергии;
  • c использованием энергетики для настоящих и будущих нужд человечества;
  • c видами простых механизмов.

 2. Узнают:

  • формы использования солнечной энергии: горючие ископаемые, биомасса,  энергия ветра, гидроэнергия, солнечные панели;
  • о способности энергии превращаться из одной формы в другую (ЗСЭ).

 3. Формируют собственную позицию относительно выбора профиля.

 4. Осваивают умения проводить исследования физические эксперименты и планировать в ходе их проведения собственную деятельность.

 5. Работать в команде.

 6. Представлять результат в форме компьютерных презентаций, постера, публикаций, проекта, устного сообщения.

Приложение 1

Приложение 2